• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2001 года Дело N 3-12/2001


[О признании недействительным с момента принятия постановления губернатора Ленинградской области от 31 октября 2000 года N 479-пг "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области"]



Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего - судьи Ерку Т.А., с участием: прокурора Михневич Н.Ю., при секретаре Макаричевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского природоохранного прокурора о признании недействительным постановления губернатора Ленинградской области N 479-пг от 31 октября 2000 года "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области", установила:

Ленинградский природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, а потому недействительным с момента принятия постановления губернатора Ленинградской области N 479-пг от 31 октября 2000 года "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области", указывая, что в соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ утверждение правил отпуска древесины на корню и рубок леса отнесено к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Губернатор Ленинградской области, установив постановлением от 31 октября 2000 года, что отсрочка по заготовке и вывозке древесины предоставляется на срок до шести месяцев, превысил предоставленные ему законом полномочия. "Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 предусмотрено, что право на отсрочку вывозки заготовленной древесины предоставляется на срок до шести месяцев, при этом за предоставление отсрочки взыскиваются пени в размере 1,5 процента рыночной стоимости заготовленной древесины за каждый день отсрочки. Отсрочка по заготовке древесины согласно "Правилам" не предоставляется.

В судебном заседании представитель природоохранной прокуратуры заявление поддержал, пояснив, что утвержденный губернатором Ленинградской области порядок предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины противоречит федеральному законодательству, поскольку утвержденными "Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" предусматривается возможность предоставления отсрочек лишь в вывозке уже заготовленной древесины, причем, только лесопользователям, осуществляющим ее заготовку при рубках главного пользования по договорам аренды. При этом предоставление отсрочки влечет взимание пеней.

Представитель губернатора Ленинградской области заявленные требования не признал, пояснив, что обжалуемое постановление принято губернатором с учетом полномочий, предоставленных ему статьей 47 Лесного кодекса РФ, оно не противоречит "Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", а лишь дополняет их, поскольку в "Правилах" нет пункта, запрещающего предоставлять отсрочки по заготовке древесины, а также запрещающего предоставлять отсрочки иным лесопользователям кроме тех, которые заготавливают лес по договорам аренды при рубках главного пользования. Утвержденный губернатором Ленинградской области порядок предоставления отсрочек носит временный характер и действует до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя Ленинградской природоохранной прокуратуры Михневич Н.Ю., представителя губернатора Ленинградской области Нефедова А.В., заключение прокурора, изучив областное и федеральное законодательство по разрешаемому делу, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 46 Лесного нодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551 утверждены "Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", в соответствии с пунктом 56 которых "лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины при рубках главного пользования по договорам аренды, в необходимых случаях предоставляется право на отсрочку вывозки заготовленной древесины до 6 месяцев. За предоставление отсрочки взыскиваются пени в размере 1,5 процента рыночной стоимости заготовленной древесины за каждый месяц отсрочки".

Иные основания предоставления отсрочек в вывозке заготовленной древесины, а также в ее заготовке "Правилами" не предусматриваются.

Губернатором Ленинградской области 31 октября 2000 года принято постановление N 479-пг "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области". В соответствии с пунктом 1 "Временного порядка" предусматривается возможность предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины на срок до шести месяцев.

Анализ нормативных актов показывает, что утвержденный губернатором области "Временный порядок" противоречит "Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" , поскольку определяет возможность предоставления отсрочки не только в вывозке заготовленной древесины, но и в ее заготовке; не учитывает, что постановлением Правительства РФ предусмотрена возможность предоставления отсрочки в вывозке заготовленной древесины только тем лесопользователям, которые осуществляют ее заготовку при рубках главного пользования по договорам аренды. Кроме того, "Временный порядок", в отличии от "Правил", не указывает на необходимость взимания пеней в случае предоставления отсрочки в вывозке древесины.

Постановлением губернатора области от 31 октября 2000 года устанавливается, что утвержденный им "Временный порядок предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области" распространяется на отношения, начиная с лесорубочных билетов, выписанных в 1999-2000 годах, и действует до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Однако Российской Федерацией уже утверждены соответствующие "Правила", в которых определена возможность предоставления отсрочек лесопользователям в вывозке заготовленной древесины, и не указывается на необходимость принятия иных нормативных актов.

Судебная коллегия находит, что губернатором Ленинградской области при принятии постановления "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области" превышены полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, предусмотренные статьей 47 Лесного кодекса РФ, поскольку утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов отнесено к полномочиям Российской Федерации (статья 46 ЛК РФ).

В связи с тем, что обжалуемое постановление принято губернатором области с превышением предоставленных ему полномочий, что оно противоречит федеральному законодательству, его следует признать недействительным с момента принятия, а потому заявление Ленинградского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:

Признать недействительным с момента принятия постановление губернатора Ленинградской области от 31 октября 2000 года N 479-пг "Об утверждении Временного порядка предоставления отсрочек по заготовке и вывозке древесины в Ленинградской области".

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2001 года.

Председательствующий

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка
     

Номер документа: 3-12/2001
Принявший орган: Ленинградский областной суд
Дата принятия: 29 января 2001

Поиск в тексте