АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2013 года Дело N А40-130644/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Каменской О.В.

Председательствующего судьи Каменской О.В. (единолично) (шифр судьи 21-1259)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смыр И.Р..,

рассмотрев дело по иску (заявлению) ФАС России

к заинтересованному лицу - ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог", ООО "Мостострой"

третьи лица - Управление государственных закупок Тюменской области, ОАО "Сибмост"

о признании размещение заказа недействительным

в судебное заседание явились:

от заявителя - Жукова Е.С.(по дов. от 21.02.2013г NИА/6001/2013)

от ответчика - Аникин А.П.(по дов. от 03.04.2013г. N 011), Чураков П.В. (по дов. от 10.01.2012г.)

от третьего лица ООО "Мостострой" - Абдуллаев Ф.Р. (по дов. от 03.09.2012г.),

от ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог"- Аникин А.П.(по дов. от 06.04.2012г.)

суд,

установил:

Рассматривается заявление ФАС России к ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог", ООО "Мостострой", третьи лица - Управление государственных закупок Тюменской области, ОАО "Сибмост" о признании недействительным открытого конкурса на выполнение работ для государственных нужд (номер извещения 0167200003412002515), признании ничтожным государственного контракта, заключенного по итогам проведенного конкурса от 13.08.2012г. N 0367200008912000168, применения последствий недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.

Третье лицо - ОАО "Сибмост" доводы заявителя поддержало.

Остальной состав лиц, участвующих в деле доводы заявителя отклонили по мотиву отсутствия правовых оснований к удовлетворению требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Истцом заявлены требования:

-признать недействительным открытый конкурс на выполнение работ для государственных нужд (номер извещения 0167200003412002515);

-признать ничтожным государственный контракт от 13.08.2012 N0367200008912000168, заключенный по итогам проведенного Конкурса;

-применить последствия недействительности  сделки, предусмотренные статьей 167 ГК РФ в части неисполненных обязательств.

Оценка доказательств показала следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд также установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Открытый конкурс N КО-093/12 (0167200003412002515) на выполнение строительства транспортной развязки в разных уровнях на пересечении железной дороги "Москва-Владивосток" с ул. Монтажников (г.Тюмень) (далее - Конкурс) организован Уполномоченным органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается Заказчиком, Уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается Заказчиком, Уполномоченным органом.

По результатам рассмотрения заявки Заказчика (ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог") Уполномоченным органом издан приказ от 30.05.2012 N 001985 "О проведении открытого конкурса NКО-093/12" и утверждена конкурсная документация. Начальная максимальная цена контракта составляет 13 916 626 930, 00 рублей.

30.05.2012 конкурсная документация N КО-093/12 опубликована на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

21.06.2012 приказом N 002492 Уполномоченным органом внесены изменения в конкурсную документацию, которые в этот же день опубликованы на официальном сайте.

В открытом конкурсе N КО-093/12 приняли участие 2 организации: ООО "Мостострой-12", ОАО "Сибмост", которые предоставили заявки на участие в Конкурсе.

Перед вскрытием конвертов с заявками общество "Сибмост" подало изменение к ранее поданной заявке.

14.07.2012 проведено заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N КО-093/12 (протокол N1/КО-093/12 от 13.07.2012).

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (протокол N 2/КО-093/12 от 01.08.2012) обществу "Сибмост" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по причине того, что конкурсная заявка и поданные изменения к такой заявке не соответствуют требованиям, установленным Законом N 94-ФЗ и конкурсной документацией. В связи с тем, что только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом конкурсе, признан участником открытого конкурса (ООО "Мостострой-12"), открытый конкурс признан несостоявшимся в соответствии с частями 4, 5 статьи 27 Закона N94-ФЗ. Протокол N2/КО-093/12 от 01.08.2012 в день подписания опубликован на официальном сайте.

13.08.2012 во исполнение части 5 статьи 27 Закона N 94-ФЗ и решения конкурсной комиссии, изложенного в протоколе N 2/КО-093/12,  Заказчиком заключен государственный контракт N 166/10, который размещен на официальном сайте.

Как отмечает заявитель  в своем заявлении, что "исходя из системного анализа приведенных норм закона о размещении заказа (ст.ст. 12, 25, 26 данного закона) представляется возможным сделать вывод, что заявка поданная участником размещения заказа и изменения такой заявки, поданные в соответствии с положениями ч. 9 ст. 25 закона о размещении заказов, представляют собой единый документ".

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно части 9 статьи 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

При этом, Закон N 94-ФЗ требования к оформлению изменений к заявке на участие в конкурсе не устанавливает. Законодательство не содержит норм по вопросу содержания положений документации в части внесения изменений в заявку участника размещения заказа.

Вместе с тем, в силу пункта 11 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки.

Поскольку частью 9 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено лишь право участника размещения заказа в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками внести изменения в свою заявку, но порядок внесения таких изменений Законом N 94-ФЗ не урегулирован, право определять такой порядок предоставлено заказчику, уполномоченному органу самостоятельно (пункт 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов).

Уполномоченным органом, заказчиком в разделе 16 конкурсной документации открытого конкурса N КО-093/12 предусмотрен порядок внесения изменений в заявку участника размещения заказа: "Участник размещения заказа, подавший заявку, вправе изменить заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками. Изменения заявки должны быть оформлены в порядке, установленном для общего оформления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями раздела 12 конкурсной документации с приложением всех документов составе тома заявке. Изменения заявки на участие в конкурсе подаются по месту нахождения уполномоченного органа до начала вскрытия конвертов с заявками. Изменения заявки на участие в конкурсе подаются в запечатанном конверте с маркировкой "Изменение заявки на участие в открытом конкурсе", с указанием номера и название конкурса, номера и названия лота (если предмет конкурса разделен на лоты), номера заявки, присвоенного уполномоченным органом в момент приема последней. Конверты с изменениями заявок вскрываются конкурсной комиссией одновременно с конвертами с заявками на участие в конкурсе. После вскрытия конвертов с заявками и конвертов с изменениями соответствующих заявок конкурсная комиссия устанавливает, поданы ли изменения заявки надлежащим лицом".

Таким образом, раздел 16 конкурсной документации, предусматривает, что изменения в конкурсную заявку должны быть оформлены в порядке, установленном для общего оформления заявок на участие в конкурсе, и в соответствии с требованиями раздела 12 конкурсной документации, с приложением всех документов в составе тома заявки. Данные положения конкурсной документации разработаны уполномоченным органом, заказчиком в силу норм пункта 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и не нарушают прав участников размещения заказов, так как являются обще применимыми к оформлению поданных изменений к заявкам на участие в конкурсе для всех участников размещения заказа. Поэтому требования Закона о размещении заказов и конкурсной документации относительно содержания сведений и документов в составе тома заявки на участия в конкурсе применяются в данном случае и к содержанию сведений и документов, подаваемых в изменениях к заявке.

Учитывая, что подавая изменения к заявке участник размещения заказа тем самым изменяет свои предложения - существенные условия исполнения контракта и предлагает новые существенные условия исполнения контракта, которые являются значимыми в правоотношении сторон. Соответственно первоначальные предложения - существенные условия исполнения контракта в заявке на участие в конкурсе теряют свою правовую значимость (юридическую силу) и становятся не применимыми к новым предложениям, которые предложены участником размещения заказа в подаваемых изменениях к заявке. Таким образом первоначальная заявка утрачивает свою юридическую силу и не подлежит рассмотрению конкурсной комиссией, т.к. все существенные предложения по исполнению контракта, а также все сведения и документы представленные в составе тома заявки должны рассматриваться в совокупности, как единый документ и должны быть применимы к первоначальным предложениям, указанным в заявке на участие в конкурсе. Подаваемые изменения к заявке на участие в конкурсе порождают новые правовые последствия как для конкурсной комиссии, так и для заказчика в случае признания такого участника размещения заказа победителем открытого конкурса. Таким образом, подаваемые изменения к заявке должны оформляться в соответствии с порядком, установленным в конкурсной документацией.

От участников размещения заказа в период, определенный для подачи заявок на участие в конкурсе, запросов о разъяснении положений раздела 16 конкурсной документации и оформления изменений к заявке на участие в конкурсе не поступало.

Часть 2 статьи 57 Закона N 94-ФЗ допускает возможность обжалования положений конкурсной документации, однако ни ФАС России, ни ОАО "Сибмост" данным право не воспользовалось.

Часть 2 статьи 57 Закона N 94-ФЗ допускает возможность обжалования положений конкурсной документации, однако ни ФАС России, ни ОАО "Сибмост" данным право не воспользовалось.

Данные положения раздела 16 конкурсной документации не отменены, не изменены и не признаны незаконными в судебном порядке. Данный раздел конкурсной документации является законным, и Уполномоченный орган, Заказчик имеют право требовать от участника размещения заказа оформления изменений к заявке, с приложением всех документов в соответствии с положениями раздела 16 конкурсной документации "Порядок внесения изменений в заявки на участие в конкурсе".

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:

-непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 указанного закона;

-несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 этого закона.

В силу статьи 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным согласно статье 11 Закона N 94-ФЗ.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона N 94-ФЗ.

Из протокола N 2/КО-093/12 от 01.08.2012 следует, что конкурсная комиссия отклонила изменения к заявке на участие в открытом конкурсе КО-093/12, представленные ОАО "Сибмост", по следующим основаниям.

ОАО "Сибмост" представило изменения к заявке на участие в открытом конкурсе, оформленные не надлежащим образом. На рассмотрение конкурсной комиссии представлен пакет документов в виде изменений к конкурсной заявке на открытый конкурс N КО-093/12 (как указано на титульном листе), состоящий из описи документов (форма N 1) - на (1л.) и заявки на участие в открытом конкурсе N КО-093/12 9 (форма N2) (наЗ л.).

При этом, в составе поданных изменений к заявке на участие в конкурсе отсутствуют сведения и документы, предусмотренные частью 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, разделом 12 конкурсной документации.

Согласно подпункту "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ определено, что конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе. Заказчик, уполномоченный орган должны установить в конкурсной документации указание на необходимый документ, который должен содержаться в составе заявки на участие в конкурсе, в качестве документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

В соответствии с пунктом 4 раздела 12 и с учетом положений раздела 16 конкурсной документации изменения к заявке на участие в конкурсе должны содержать, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.