АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2010 года Дело N А40-56652/10-106-324

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2010 года

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2010 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валуйской Е.В.

с участием:

от заявителя - Аскеров М.Р. оглы по дов. от 01.07.2010

от ответчика- Ефимчук Д.В. по дов. от 28.04.2010 NМС-9/09-127

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ИП Аскерова Т.А. оглы

к УФМС России по г. Москве

об оспаривании постановления от 07.05.2010 N 9/9-09-233 по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

ИП Аскеров Т.А. оглы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления ОУФМС России по г.Москве в САО от 07.05.2010 N 9/9-09-233 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в виде штрафов в размере 250 000 рублей.

В обоснование своего требования заявитель указал на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку гражданин Узбекистана был допущен к работе в качестве стажера с целью проверки его профессиональных качеств, без оформления договорных отношений.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель УФМС России по г.Москве представил копии материалов административного дела, против удовлетворения заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что факт совершения правонарушения доказан и подтвержден материалами дела, вина заявителя установлена, а вынесенное по делу постановление законно и обосновано.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, в соответствии с ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением ОУФМС России по г.Москве в САО от 07.05.2010 N 9/9-09-233 ИП Аскеров Т.А. оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15.04.2010 сотрудниками ОППМ ОУФМС России по г.Москве в САО на основании распоряжения начальника ОУФМС России по г. Москве в САО от 14.04.2010 N 266, проведена проверка соблюдения миграционного законодательства на Фабрике им. П.Алексеева по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д.48.

В ходе проверки установлен факт привлечения ИП Аскеровым Т.А. оглы в столовой к трудовой деятельности без разрешения на работу в г.Москве в качестве повара гражданина Узбекистана Арипова О.О., 01.08.1958 г.р., что подтверждается составленными в этот же день протоколом осмотра территории, актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников.

По факту указанного нарушения инспектором ОАП ОУФМС России по г.Москве в САО Тарасовым Г.В., в отсутствии надлежащим образом извещенного ИП Аскерова Т.А. оглы, в присутствии полномочного представителя индивидуального предпринимателя Аскерова М.Р. оглы по доверенности от 15.04.2010, составлен протокол от 29.04.2010 МСN247838 об административном правонарушении по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях начальником ОУФМС России по г. Москве в САО Кузьминым В.А., в отсутствии надлежащим образом извещенного ИП Аскерова Т.А. оглы, в присутствии полномочного представителя индивидуального предпринимателя Аскерова М.Р. оглы по доверенности от 05.05.2010, вынесено постановление от 07.05.2010 N 9/9-09-233 о привлечении ИП Аскерова Т.А. оглы к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

С учетом положений ч.1, п.3 ч.2 ст.23.67, п.1 ст.28.3 КоАП РФ, п.п."д" п.5 Положения о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N928, Перечня должностных лиц системы Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МВД от 14.07.2005 N444, арбитражный суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами УФМС России по г.Москве в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены органом миграционного контроля. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица.

Пунктом 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Индивидуальным предпринимателем был нарушен указанный порядок привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности и не соблюдены требования вышеуказанной нормы права.

При этом довод заявителя о том, что гражданин Узбекистана Арипов О.О. был допущен к работе в качестве стажера с целью проверки его профессиональных качеств и с ним не был заключен трудовой договор, является несостоятельным

Согласно п. 1 примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что гражданин Узбекистана Арипов О.О. был фактически допущен к работе, что подтверждается протоколом осмотра территории от 15.04.2010, актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников от 15.04.2010 и не оспаривается заявителем.

Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Индивидуальный предприниматель имел возможность для соблюдения законодательства РФ по привлечению к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, однако им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению согласно ст. 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в действиях ИП Аскерова Т.А. оглы имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере в пределах санкции ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Судом также учитывается, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, ст. 25.1, 25.4, 25.5, 26.1-26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления ОУФМС России по г.Москве в САО от 07.05.2010 по делу N 9/9-09-233 о привлечении ИП Аскерова Т.А. оглы к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья С.А. Кузнецова