АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2010 года Дело N А40-81536/09-53-573

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

протокол судебного заседания вел судья Козлов В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Государственного учреждения г.Москвы Управа района Свиблово

к ответчику Жилищному строительному кооперативу "Близкий", третье лицо

Государственное учреждение г.Москвы "Инженерная служба района Свиблово"

о сносе (демонтаже) самовольно установленных технических средств, при участии

от истца - Гордеева М.Н. (дов. от 27.07.2009 N1237),

от ответчика - Гребельский А.В. (дов. от 09.06.2010 б/н), Абрамова Е.В. (прот. от 30.04.2008 N8), от третьего лица - Белоус А.Н. (дов. от 01.09.2010 б/н),

установил:

Иск заявлен об устранении нарушения права собственности на землю, сопряженного с нарушением градостроительного и архитектурного законодательства Российской Федерации и г.Москвы, права землепользования, права граждан свободного доступа к земельному участку, пресечении самовольного занятия земельного участка ЖСК "Близкий" и восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, путем: сноса (полной разборки) самовольно возведенных ответчиком объектов на земельном участке, являющемся домовой территорией многоквартирных домов по адресу: г.Москва, ул.Снежная, дома 25; 27 корп.1; 27 корп.2 и обязании ЖСК "Близкий" в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда демонтировать (полностью разобрать) за свой счет и своими силами ограждающие сооружения - автоматический шлагбаум, состоящий из стрелы шлагбаума и 2-х металлических столбиков, 4-х нестационарных металлических конструкций, возведенных рядом с домами 25 и 27 корп.1 по ул.Снежная и 1-го металлического столба, являющегося основанием автоматического шлагбаума, установленного рядом с домом 27 корп.1 по ул.Снежная, с предоставлением истцу права осуществить снос вышеуказанных ограждающих сооружений и шлагбаума за счет ЖСК "Близкий" в случае неисполнения ответчиком решения суда.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2009, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 N09АП-27984/2009-ГК исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2010 NКГ-А40/4196-10, судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует установить, кому принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014011:1000, принимались ли собственниками жилых помещений в многоквартирных домах 25 и 27 корп.1 по ул. Снежная решения по установлению пределов использования прилегающих к этим домам земельных участков, какие действительные нарушения требований конкретных нормативных актов были допущены со стороны ответчика в результате установки технических средств на въезде к прилегающей к домам 25 и 27 корп.1 территории и степень этих нарушений.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив их запретом ЖСК "Близкий" перегораживать проезжую часть дороги установкой любых стационарных или легких конструкций, а также выставлять пост охраны, ограничивающих въезд на дворовую территорию домов 25; 27 корп.1 и корп.2 по ул. Снежная.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, представил отзыв на иск. Представитель третьего лица просил иск удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ответчиком возведены ограждающие сооружения: автоматический шлагбаум и 4 металлические конструкции рядом с домами 25 и 27 корп.1 по ул.Снежная и 1 металлический столб, являющийся основанием автоматического шлагбаума, установленный рядом с домом 27 корп.1 по ул.Снежная, что подтверждается представленными истцом фотоснимками и не оспаривается ответчиком.

Указанные сооружения перегораживают существующие проезды во дворовые территории, прилегающие к домам 25, 27 корп. 1, 2 по ул. Снежная и препятствуют свободному проезду автотранспорта.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.11.1995 N169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" к архитектурным объектам относятся, в т.ч. объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Правовыми основами возведения архитектурного объекта являются разрешение на строительство, разрешение собственника земельного участка, соблюдение градостроительных, строительных норм и правил. Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения, отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимость применения норм и правил градостроительного проектирования применительно к объектам градостроительной деятельности, в том числе объектам благоустройства территории, установлена ч.5 п.2 ст.20 Закона г.Москвы от 25.06.2008 N28 "Градостроительный кодекс г.Москвы".

В соответствии с п.1 ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса г.Москвы, для размещения объектов благоустройства территории получения разрешения на строительство не требуется, однако подпунктом "г" п.1 ч.9 ст.49 Градостроительного кодекса г.Москвы предусмотрено, что лица, осуществляющие размещение объектов благоустройства, для которых не требуется разрешения на строительство, обязаны соблюдать установленные правительством г.Москвы порядок получения разрешений на размещение объектов и выполнение работ и порядок размещения объектов и выполнения работ. Виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, порядок получения разрешения на размещение таких объектов, а также порядок выполнения работ в соответствии с ч.8 ст. 49 Градостроительного кодекса г.Москвы устанавливаются правительством Москвы.

Пунктом 1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г.Москве, утвержденных постановлением правительства Москвы от 07.12.2004 N857-ПП, установлено, что земляные и строительные работы разрешаются только при наличии ордера, оформленного Объединением административно-технических инспекций г.Москвы в установленном правилами порядке. Производство всех видов земляных работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил, государственных стандартов и прочих регламентов (п.1.8).

Порядок оформления документации на согласование проведения работ по благоустройству территории установлен "Регламентом подготовки и выдачи в режиме "одного окна" решения управы района о согласовании проведения работ по благоустройству территории", утвержденным постановлением правительства Москвы от 16.08.2005 N621-ПП (приложение N3), а порядок использования территории (в т.ч. при проведении благоустроительных работ некапитального характера и установке ограждения, монтаже оборудования и т.д.) установлен "Регламентом подготовки и выдачи в режиме "одного окна" распоряжения главы управы района о предоставлении права на использование территории", утвержденным постановлением правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП.

Согласно разделам 3, 4 Регламента подготовки и выдачи в режиме "одного окна" решения управы района о согласовании проведения работ по благоустройству территории, при проведении работ по благоустройству требуется разработка проектной документации. Для утверждения проектной документации по благоустройству территории должны быть получены заключения: территориального управления Роспотребнадзора по Москве, ГИБДД УВД административного округа; ОПС ГУП "Мосгоргеотрест"; Департамента природопользования; Управления комплексного благоустройства города (УКБГ).

Земельный участок по адресу: ул.Снежная, д.25, 27 к.1 является объектами благоустройства, имеет архитектурно-планировочное решение, что подтверждается паспортами "Планировочное решение и благоустройство территории", утвержденными в установленном порядке и согласованными ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы, утвержденные Комитетом по архитектуре и строительству г.Москвы.

В соответствии с распоряжением правительства Москвы от 08.05.2002 N 267-РМ "Об утверждении паспорта "планировочное решение и благоустройство территории" работы по благоустройству и последующей эксплуатации объектов проводятся на основании паспорта и в соответствии с действующим законодательством.

Возведение шлагбаума на дворовой территории архитектурно-планировочным решением данного земельного участка не предусмотрено, не соответствует сводному градостроительному регламенту участка. Ответчик самовольно возвел ограждения, не обращался в установленном порядке к уполномоченным организациям, нарушил вышеназванные правила подготовки и производства земляных работ по благоустройству территории.

Исполняя указание Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2010 NКГ-А40/4196-10 установить, какие действительные нарушения требований конкретных нормативных актов были допущены со стороны ответчика в результате установки технических средств на въезде к прилегающей к домам 25 и 27 корп.1 территории и степень этих нарушений, суд указывает, что ответчиком нарушены:

- подпункт "г" ч.1 п.9 ст.49 Градостроительного кодекса г.Москвы, предусматривающего, что лица, осуществляющие размещение объектов благоустройства, для которых не требуется разрешение на строительство, обязаны соблюдать установленные правительством Москвы порядок получения разрешений на размещение объектов и выполнение работ;

- п.21 раздела III Положения о размещении и установке на территории г.Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением правительства Москвы от 16.12.2008 N1139-ПП, согласно которому размещаемые некапитальные объекты не должны препятствовать доступу пожарных подразделений к существующим зданиям и сооружениям; положения разделов IV, V устанавливающие порядок размещения некапитальных объектов на территории г.Москвы;

- п.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г.Москве, утвержденных постановлением правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, которым установлено, что земляные и строительные работы разрешаются только при наличии ордера, оформленного Объединением административно-технических инспекций г.Москвы в установленном правилами порядке. Производство всех видов земляных работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил, государственных стандартов и прочих регламентов. Вместе с тем, актом осмотра ограждений от 30.09.2009 зафиксировано, что при монтаже шлагбаума проводилось бетонирование основания, штробление, прокладка под землей и протяжка кабеля под фотоэлементы и электропитание, при это ордер на указанные работы не оформлялся.

- Регламент подготовки и выдачи в режиме "одного окна" распоряжения главы управы района о предоставлении права на использование территории, утвержденный постановлением правительства Москвы от 16.08.2005 N 621-ПП, устанавливающий порядок оформления документации о предоставлении права и проведению работ по использованию территории (в т.ч. при проведении благоустроительных работ некапитального характера и установке ограждения, монтаже оборудования);

- п.5.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993, который запрещает самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, создающие помехи при движении. Согласно п.1.2 Правил, движение по прилегающей территории - территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное), - осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

- п.23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N313, согласно которому дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии.

Иск об устранении нарушения права собственности на землю, сопряженного с нарушением вышеназванного законодательства Российской Федерации и г.Москвы, заявлен на основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из наличия права собственности г.Москвы на земельный участок, расположенный за установленным ограждением.

Установлено, что земельный участок площадью около 2 га в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл.2 и Игарскому проезду отведен под строительство полносборных жилых домов решением Исполкома Моссовета от 17.01.1984 N87.

Решением Бабушкинского райсовета народных депутатов от 02.04.1986 был образован жилищно-строительный кооператив "Близкий".

По завершению строительных работ законченные строительством объекты были приняты в эксплуатацию в соответствии с Актами государственной приемочной комиссии от 26.11.1987 и от 28.09.1987, утвержденными Бабушкинским исполкомом райсовета от 01.10.1987 N33/2, от 30.11.1987 N41/2, и переданы в эксплуатацию и на баланс ЖСК "Близкий".

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению и дополнительные сведения о сформированном объекте недвижимости, в том числе: разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок, назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание, назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение, вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения) (пункты 14 - 17, 19 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федеральных законов от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по которым вне зависимости от места хранения документов имеются: записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР); оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.); соответствующее решение о предоставлении земельного участка; записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы; сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993; сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105; записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992.

Согласно части 7 статьи 45 Закона о кадастре, если сведения и документы об указанном в части 6 указанной статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

В Законе о кадастре не установлен перечень заинтересованных лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с вышеуказанным заявлением, а также не определены требования к документам, устанавливающим или подтверждающим право на ранее учтенный земельный участок.

Таким образом, заявление о включении в кадастр сведений и документов о ранее учтенном земельном участке может быть представлено в орган кадастрового учета любым лицом. При этом проверка правомочий указанного лица на обращение в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением, включая наличие у такого лица права на ранее учтенный земельный участок, не предусмотрена Законом о кадастре.

29 декабря 2009 г. Управлением Росреестра по Москве на основании рассмотрения заявления Абрамовой Е.В. принято решение N 25266-02/09 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании решения Исполкома Моссовета от 17.01.1984 N87 в кадастр внесены следующие характеристики: вид объекта недвижимости - земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором образован земельный участок; адрес земельного участка - г.Москва, в Свиблове по Снежной улице, проезду Русанова вл.N2 и Игарскому проезду; декларируемая заявителем площадь земельного участка - 20 000 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под строительство 2-х многоэтажных полносборных жилых домов; сведения о кадастровой стоимости.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

Статья 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается, если нет кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, то есть отсутствуют сведения, позволяющие его определить в качестве индивидуально определенной вещи (нет уникальных характеристик объекта недвижимости).

Таким образом, в отношении ранее учтенных земельных участков закон допускает постановку таких участков на кадастровый учет при отсутствии уникальных характеристик объекта недвижимости.