АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2011 года Дело N А40-12050/11

14 апреля 2011 г. 92-116

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Веременко И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ЭДЕМ"

к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы

о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 22.12.2010г. N 33-1-15150/10(0-1), в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок (кадастровый номер 770101044007), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9; обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "ЭДЕМ" соглашение о вступлении в договор долгосрочной аренды с множественностью лиц на стороне арендатора нового лица ООО "ЭДЕМ"

с участием:

от истца: Медведская И.Ю. представитель по доверенности от 14.01.2011г. N б/н.;

от ответчика: Бородуля Е.Ю. представитель по доверенности от 28.02.2011г. N 33-И-506/11;

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЭДЕМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 22.12.2010г. N 33-1-15150/10(0-1), в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок (кадастровый номер 770101044007), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9 и обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "ЭДЕМ" соглашение о вступлении в договор долгосрочной аренды с множественностью лиц на стороне арендатора нового лица ООО "ЭДЕМ".

Заявление мотивировано тем, что отказ в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы возражал против заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что спорный земельный участок сформирован в единых границах, поставлен на кадастровый учет, соответственно, ответчик в части формирования земельного участка свои функции исполнил; в рассматриваемом случае любой собственник помещений вправе обратиться в Управление Росреестра по Москве по вопросу получения кадастрового паспорта и правоподтверждающих документов о государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между Московским земельным комитетом и ООО "ТЕРНАДО" подписано соглашение о вступлении N М-01-022839 от 14.07.2003г. в договор долгосрочной аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N М-01-022839 от 24.01.2003г., зарегистрированное Московским комитетом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.10.2003г., номер регистрации 77-01/05-550/2003-935. Согласно пункту 2.1. договора аренды земельный участок предоставляется в аренду до 06.05.2021г.

Согласно подписанному соглашению ООО "ТЕРНАДО" вступает в договор аренды на сторону арендатора и становится арендатором "Б" на основании документов о праве собственности на часть здания по адресу: г. Москва, Тверская улица, вл. 9/17, стр. 1, что подтверждается Свидетельством Московского комитета по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.06.2000 г. N 77-01/01-14/2000-2447.

На основании заключенного между ООО "ТЕРНАДО" и ООО "Эдем" договора купли-продажи нежилых помещений N 1/ТВ-9 от 01.11.2010г. ООО "ТЕРНАДО" передало заявителю право собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9, общей площадью 534,3 кв.м., условный (кадастровый) номер 33624, запись регистрации N 77-77-11/165/2010-688, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 15.11.2010г. серии 77 AM N 341728.

Переданные помещения расположены на земельном участке, предоставленном ООО "ТЕРНАДО" во владение на праве аренды на основании соглашения и дополнительного соглашения к нему.

ООО "ТЕРНАДО" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с просьбой об оформлении необходимых документов по передаче ООО "Эдем" права аренды части земельного участка в связи со сменой собственника помещений, расположенных на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, ул. Тверская, д. 9, представленного Московским земельным комитетом под эксплуатацию здания магазина на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N М-01-022839 от 24.01.2003г.

Письмом от 22.12.2010г. N 33-1-15150/10(0-1) Департамента земельных ресурсов г. Москвы отказало ООО "ТЕРНАДО" в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок (кадастровый номер 770101044007), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9, мотивировав отказ тем, что п.2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса российской Федерации и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Лицо, уполномоченное общим собранием помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по вопросу получения кадастрового паспорта и правоподтверждающих документов о государственной регистрации права долевой собственности на данный земельный участок. Таким образом, внесение изменений в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 24.01.2003г. N М-01-022839 не представляется возможным.

Посчитав оспариваемый отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые действия не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на пользование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме что и прежний их собственник.

В соответствии с представленными в материалы дела данными ГУП МосГорБТИ здание, расположенное по вышеуказанному адресу, является жилым многоквартирным домом.

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Жилищный кодекс введен в действие с 1 марта 2005 года, следовательно, все земельно-правовые отношения должны быть приведены в соответствие жилищному законодательству.

В соответствии с пунктом 4.3. Постановления Конституционного суда от 28.05.2010г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2,3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугунец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.

Из изложенного следует, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Соответственно, федеральному законодателю надлежит с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, внести в жилищное законодательство изменения, направленные как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения, а также оформление земельно-правовых отношений не может противоречить нормам жилищного законодательства, отраженным в вышеуказанном постановлении.

В рассматриваемом случае спорный земельный участок, сформирован в единых границах, поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 77:01:01044:077), соответственно, Департамент земельных ресурсов г.Москвы в части формирования земельного участка свои функции исполнил.

Таким образом, любой собственник помещений в данном жилом доме вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по вопросу получения кадастрового паспорта и правоподтверждающих документов о государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок.

В связи с чем суд приходит к выводу, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы правомерно отказал в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок (кадастровый номер 770101044007), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9 ввиду противоречия действующему законодательству РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления от 01.07.1996г. N 6/8 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В рассматриваемом случае указанных оснований судом не установлено.

Учитывая изложенное, требования заявителя не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании Гражданского кодекса, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса и руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО "ЭДЕМ" к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, содержащегося в письме от 22.12.2010г. N 33-1-15150/10(0-1), в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок (кадастровый номер 770101044007), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 9, и обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "ЭДЕМ" соглашение о вступлении в договор долгосрочной аренды с множественностью лиц на стороне арендатора нового лица ООО "ЭДЕМ".

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Уточкин И.Н.