• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года Дело N А40-148216/10

13 апреля 2011 г.

13-904

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2011 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л.А. Шевелёвой

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Седовым

рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению

ОАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1

о признании недействительным решения, обязании принять меры направленные на возврат излишне взысканных 1 224 809 руб.

при участии

от заявителя: Федотов М.П. (дов. 18674/16-01 от 23.11.2010 г.); Хафизова А.Г. (дов. N1312/16-01 от 01.02.2011 г.);

от заинтересованного лица: Колганова О.А. (дов. N 30 от 17.02.2011 г.); Хан Е.Е. (дов. N1 от 11.01.2011 г.)

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество "Татнефть" имени В.Д.Шашина (далее - общество, заявитель) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса уточнило свои требования и просит Арбитражный суд г. Москвы признать недействительным принятое Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) решение N52-23-18/571-1р от 07.09.2010 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а также обязать налоговый орган принять меры направленные на возврат на расчетный счет заявителя излишне взысканной суммы в размере 1 138 521 руб. налога на добавленную стоимость и пени в размере 86 288 руб.

По существу заявленного требования налоговый орган возразил против удовлетворения заявления по мотивам отзывов N52-05-10/02932 от 15.02.2011 г. (т.2 л.д.83-89), N52-05-10/05560 от 22.03.2011 г. (т.2 л.д.94-100).

Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд не находит оснований к удовлетворению требования о признании недействительным решения ввиду следующего.

Как видно из оспариваемого решения по итогам повторной выездной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость за период с 01.11.2006 г. по 31.12.2006 г., в связи с представлением уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 г. от 30.09.2009 г. и за декабрь 2006 г. от 30.09.2009 г. заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности; начислены пени по состоянию на 07.09.2010 г. по налогу на добавленную стоимость в размере 86 288 руб.; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость предлагалось восстановить к уплате в бюджет в размере 1 133 521 руб. (из них: налог на добавленную стоимость за ноябрь 2006 г. в размере 930 149 руб.; налог на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. в размере 208 372 руб.).

Оспариваемое решение в апелляционном порядке заявителем обжаловано не было.

Как усматривается из материалов дела, между заявителем (Заказчик) и ООО "Татнефть-Бурение" (Генеральный подрядчик) заключен генеральный договор на строительство эксплуатационных скважин подрядным способом N 196 от 04.01.2003 г.

Согласно договору Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя производств по строительству скважин (бурение и освоение) в соответствии с проектно - сметной документации представленной Заказчиком и предварительно согласованной с Генеральным подрядчиком. НГДУ (нефтегазодобывающие управления) наделяются правом подписания актов приема-сдачи работ, иной исполнительской документации, а также бухгалтерских актов сверки задолженности, счетов, счетов-фактур от имени Заказчика с использованием печати структурного подразделения. Филиалы, структурное подразделение Генерального подрядчика наделяются правом подписания актов приема-сдачи работ, "иной исполнительской документации, а также бухгалтерских актов сверки задолженности, счетов, счетов-фактур от имени Генерального подрядчика с использованием печати филиала, структурного подразделения.

Согласно дополнительным соглашениям Генеральный подрядчик обязуется выполнить в 2003 году на условиях генерального договора для НГДУ "Бавлынефть" (структурное подразделение заявителя) работы (эксплуатационное бурение: проходка - 61 700 метров, сдача - 37 скважин, в том числе горизонтальное бурение: проходка - 15 365 метров, сдача - 8 скважин" (т.1 л.д. 69-76)).

Обществом в адрес НГДУ "Бавлынефть" выставлен счет-фактура от 31.10.2003 г. N 1175 за выполненный объем работ по бурению скважин за октябрь 2003 г., который отражен в книге покупок за ноябрь, декабрь 2006 года.

Для подтверждения заявленных налоговых вычетов по данному счету-фактуре заявитель представил налоговому органу: 1. Акты по форме N КС-2 с указанием начала бурения и окончание бурения скважин (акт приемки выполненных работ по строительству скважины N 743 от 30.09.2003 г. ("начато бурением" 21.07.2003 г., "окончено бурением" 20.08.2003 г. (т. 1 л.д. 77)), акт приемки выполненных работ по строительству скважины N 754 от 14.10.2003 ("начато бурением" 21.08.2003 г., "окончено бурением" 15.09.2003 г. (т. 1 л.д. 84)), акт приемки выполненных работ по строительству скважины N 768 от 31.10.2003 г. ("начато бурением" 16.09.2003 г., "окончено бурением" 12.10.2003 г. (т.1 л.д. 91)), акт приемки выполненных работ по строительству скважины N 797 ("начато бурением" 10.08.2003 г. "окончено бурением" 30.09.2003 г. (т. 1 л.д. 105)); 2. Акты на передачу скважин из бурения в эксплуатацию за 2003 г. (от 30.09.2003 г. скважина N 743 (т. 1 л.д. 79), от 14.10.2003 скважина N 754 (т. 1 л.д. 86), от 31.10.2003 г. скважина N 768 (т.1 л.д. 93), от 21.11.2003 скважина N 797 (т.1 л.д. 107); 3. Справки выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (N743 за октябрь 2003 г. (т. 1 л.д. 78), N754 за октябрь 2003 г. (т.1 л.д. 85), N768 за октябрь 2003 г. (т.1 л.д. 92), N797 за октябрь 2003 г. (т. 1 л.д. 106); 4. Инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме ОС-6 (N90743 от 01.12.2005 г. (скважина нефтяная N 743 (т. 1 л.д. 83)), N 90754 от 01.12.2005 (скважина нефтяная N 754 (т. 1 л.д. 90)), N90768 от 01.12.2005 (скважина нефтяная N768 (т. 1 л.д. 97), N90797 от 01.12.2005 (скважина нефтяная N 797 (т.1 л.д. 111)).

Акты на передачу скважины из бурения в эксплуатацию от 30.09.2003 г. по скважине N 743, от 14.10.2003 г. по скважине N 754, от 31.10.2003 г. по скважине N 768, от 21.11.2003 г. по скважине N 797 первичные документы, которые устанавливают момент и факт ввода в эксплуатацию указанных выше объектов завершенных капитальным строительством.

Вышеуказанные скважины на момент ввода объектов завершенных капитальным строительством в эксплуатацию в 2003 г. были учтены на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по стоимости произведенных затрат, что подтверждается реестром, расшифровкой счетов по ШАУ по балансовому счету 0850 "буровые работы по строительству скважин", историями проводок за июль, август, сентябрь 2003 г.

В ответ на требования от 05.04.2010 г. N 3 заявитель представил налоговому органу копии свидетельств о государственной регистрации права (серия 56АА, номер 064296, дата выдачи 11.12.2006 г. выдано по добывающей скважине N743; серия 56АА, номер 064294, дата выдачи 11.12.2006 г. выдано по добывающей скважине N754; серия 56АА, номер 064297, дата выдачи 11.12.2006 г. выдано по добывающей скважине N768; серия 56АА, номер 064306, дата выдачи 13.12.2006 г. выдано по добывающей скважине N797 (т.1 л.д. 120-131).

В подтверждении оплаты по счету-фактуре N 1175 от 31.10.2003 г. общество представило платежное поручение N 25353 от 09.10.2003 г. на сумму 10 000 000 руб., а также письменные пояснения о невозможности предоставить документы на оплату от 31.10.2003 г. на сумму 26 000 000 руб. и от 30.11.2003 г. на сумму 40 000 000 руб. в связи с истечением сроков хранения документов (более 5 лет).

Таким образом, из представленных документов следует, что в нарушение статей 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем необоснованно применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за пределами трехлетнего срока с момента окончания соответствующего налогового периода в размере 1 138 521 руб., в том числе за ноябрь 2006 г. в размере 930 149 руб., за декабрь 2006 г. в размере 208 372 руб. по объектам завершенного капитального строительства, введенным в эксплуатацию в сентябре, октябре, ноябре 2003 г. ввиду следующего.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).

Вычетам подлежат, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) вычеты сумм налога, предусмотренных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации дословно изложено следующее: "Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию".

Таким образом, момент, с которого возникает право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, за который данное право должно быть применено, определяется моментом ввода объекта в эксплуатацию.

В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 г. N829/07 указано, что "...момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с моментом введения объекта в эксплуатацию". При этом, применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, исходя из положений пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, производится по мере принятия к учету объектов, завершенных капитальным строительством.

Следовательно, право на применение налогового вычета по капитальному строительству в соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до введения Федерального закона от 22.07.2005 N119-ФЗ) возникает при выполнении следующих условий: ввода объектов, завершенных капитальным строительством, в эксплуатацию; принятие к учету объектов, завершенных капитальным строительством, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом, на основании представленных заявителем документов в подтверждение налоговых вычетов по счет - фактуре N 1175 от 31.10.2003 г. установлено, что выполнение всех условий принятия к налоговому вычету налогу на добавленную стоимость в сумме 1 138 521 руб. были выполнены в октябре, ноябре 2003 г. (т. 1 л.д. 61).

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 171, пунктов 1, 5 статьи 172, пунктов 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.

Право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

Право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации может быть реализовано путем представления налоговой декларации либо уточненной налоговой декларации в порядке применения статей 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период, соответствующий моменту возникновения права.

Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.06.2005 г. N1321/05, толкуя статьи 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, указал: "Налогоплательщик, обнаруживший факты не отражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации".

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 03.06.2008 г. N 615/08 дал толкование смысла статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из которого, право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия".

Согласно с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 указанного Налоговым кодексом Российской Федерации, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Следовательно, право налогоплательщика на налоговые вычеты и возмещение налога на добавленную стоимость в случае документального подтверждения их обоснованности установлено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и может быть реализовано только в пределах трехлетнего срока со дня истечения соответствующего налогового периода (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 г. N2217/10).

С учетом вышеизложенного и фактических обстоятельств суд считает, что налогоплательщиком необоснованно в ноябре, декабре 2006 г. применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за пределами трехлетнего срока с момента окончания соответствующего налогового периода в размере 1 138 521 руб., право на применение которых, возникло в октябре, ноябре 2003 г.

При таких обстоятельствах налогоплательщиком пропущен срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, и утрачено право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 138 521 руб., относящейся к вышеперечисленным объектам завершенных капитальным строительством.

Заявитель указывает, что право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по объектам завершенного капитального строительства возникает с момента подачи документов на государственную регистрацию и началом начисления амортизации.

Следует отметить, что статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не ставят возникновение права на применение вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленному подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, в зависимость от государственной регистрации прав на имущество, как то установлено пунктом 8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации для момента включения основного средства в состав амортизационной группы для целей налогового учета.

Из вышеизложенного следует, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом ввода объекта в эксплуатацию и принятием к учету объекта, завершенного капитальным строительством, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации, на который ссылается заявитель, не устанавливает иного срока, с наступлением которого у налогоплательщика возникает право на начисление амортизации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.09.2007 г. N 829/07).

Относительно довода заявителя о том, что при проведении в 2007 г. камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2006 г. претензий со стороны налогового органа не было, налоговый орган указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации повторной выездной налоговой проверкой признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право на проведение повторной налоговой проверки налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Таким образом, подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что основным квалифицирующим признаком повторности проверки является проверка одного и того же налогового периода.

Исходя из положений, изложенных в пункте 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что повторной выездной налоговой проверке подлежит весь налоговый период, за который представлена уточненная налоговая декларация, а следовательно и предусмотрена возможность выявления нарушений, которые не были установлены ранее.

Каких-либо ограничений при проведении повторной выездной налоговой проверки пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает, за исключением применения налоговых санкций, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении Первоначальной выездной налоговой проверки, что нашло отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 г. N 441-О-О.

Таким образом, по совокупности вышеизложенных обстоятельств, решение налогового органа является законным и обоснованным, а следовательно в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований ОАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина о признании недействительным принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1 решения N52-23-18/571-1р от 07.09.2010 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а также обязании принять меры направленные на возврат на расчетный счет заявителя излишне взысканной суммы в размере 1 138 521 руб. налога на добавленную стоимость и пени в размере 86 288 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Л.А. Шевелёва

Номер документа: А40-148216/10
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 13 апреля 2011

Поиск в тексте