• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2011 года Дело N А40-6414/11-53-50

Резолютивная часть решения объявлена 1 апреля 2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 8 апреля 2011 г.

Арбитражный суд г.Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

протокол судебного заседания вела помощник судьи Степанова Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО" к ответчикам

Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Москва",

Государственному унитарному предприятию "Мосгаз",

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, при участии,

от истца - Дзебань В.И. по дов. от 15.01.2011 N 1, от ответчиков:

ООО "Газпром межрегионгаз Москва" - Лопанова О.В. по дов. от 01.12.2010 N 20,

ГУП "Мосгаз" - Долгов В.В. по дов. от 03.12.2010 N 20-03/132,

установил:

ЗАО "Хлебокомбинат "ПЕКО" обратилось с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки и транспортировки газа от 23.09.2010 N 32-13-0202/11.

Определением от 01.04.2011 удовлетворено ходатайство истца о привлечении ГУП "Мосгаз" соответчиком по настоящему делу.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывает, что при заключении договора поставки и транспортировки газа N 32-13-0202/11 между истцом (покупатель) и ответчиками (поставщик и ГРО) возник спор по содержанию ряда пунктов договора и просит принять спорные пункты договора в редакции покупателя.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.1.: "Поставщик обязуется поставлять газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, с 01.01.2011 по 31.12.2011, ГРО обязуется обеспечивать транспортировку поставляемого газа по сетям, принадлежащим ей и ОАО "Газпромрегионгаз" (при наличии транзитного потока), а Покупатель обязуется получать (выбирать) и оплачивать стоимость газа и услуги по его транспортировке на условиях, определенных настоящим договором.

Годовой объем газа на 2010г. с учетом всех точек подключения объектов Покупателя к сетям ГРО не должен превышать объема, установленного в Разрешениях на использование газа, выданных на газоиспользующее оборудование, и составляет (тыс. м(З)):

2011 г.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

4 994,668

1 328,398

1 199,430

1 128,650

1 338,190

Покупателем предлагается следующая редакция пункта 2.1: "Поставщик обязуется поставлять газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами с 01.08.2011 по 31.12.2011, ГРО обязуется обеспечивать транспортировку газа по распределительным сетям ГРО Покупателю до границы раздела газопроводов, принадлежащих ГРО и ЗАО "Хлебокомбинат "ПЕКО", а Покупатель обязуется получать (выбирать) и оплачивать стоимость газа и услуги по его транспортировке на условиях, определенных настоящим Договором".

Годовой объем поставки газа на 2011 год составляет (тыс. нм(3)):

2011 г.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

4 994,668

1 236,00

1 254,50

1 209,168

1 295,00

Правомерность принятия п. 2.1. договора истец обосновывает тем, что согласно п. 12(1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила), в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа. Соответственно покупатель вправе внести изменения в квартальные объемы поставки газа в пределах годового объема поставки газа. Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п. 12, п. 13 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику. При этом пункты 12, 13 Правил не содержат каких либо условий, при которых возможна поставка газа.

В данном пункте имеется третье лицо - ОАО "Газпромрегионгаз", которое не является стороной по договору, однако от него зависит исполнение ГРО своих обязательств по договору.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.2.: "Суточный договорной объем поставки и транспортировки газа с учетом всех точек подключения объектов Покупателя к сетям ГРО в разбивке по месяцам составляет (тыс. м(З)):

Точка подключения (адрес, наименование)

2011 год

В том числе по месяцам

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего:

4 994,668

419,430

439,628

469,34

420,000

419,43

360,000

359,600

339,450

429,600

439,580

439,500

459,110

КРП ООО "Газпром трансгаз Москва" (МКГ)

4 994,668

419,430

439,628

469,34

420,000

419,43

360,000

359,600

339,450

429,600

439,580

439,500

459,110

хлебокомбинат

4 994,668

419,430

439,628

469,34

420,000

419,43

360,000

359,600

339,450

429,600

439,580

439,500

459,110

Покупателем предлагается следующая редакция этого пункта: " Договорной объем поставки газа в разбивке по месяцам составляет (тыс. нм(3)):

январь - 425,00 июль - 395,00

февраль - 386,00 август - 406,00

март - 425,00 сентябрь - 408,168

апрель - 415,00 октябрь - 430,00

май - 425,50 ноябрь - 425,00

июнь - 414,00 декабрь - 440,00

Правомерность принятия п. 2.2. договора в данной редакции истец обосновывает следующим обстоятельством. Фактически имеется единственная точка подключения объекта газоснабжения Покупателя к сетям ГРО, которая и является местом приема-передачи газа от поставщика к покупателю, указанным в п. 2.4 договора. Согласно п. 12(1) Правил в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа. Соответственно покупатель вправе внести изменения в квартальные объемы поставки газа в пределах годового объема поставки газа.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.3.: "Среднесуточный (суточный) объем газа рассчитывается путем деления месячного договорного объема указанного в п. 2.2 настоящего договора, на количество дней соответствующего месяца".

Покупателем предлагается п. 2.3 исключить из текста договора.

Правомерность принятия п. 2.3 в редакции истца обусловлено следующим. Пунктом 3 Правил даны понятия "среднесуточная норма поставки газа" и "суточная норма поставки газа", которые не требуют уточнений в договоре.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.4.: "Местом приема - передачи газа от Поставщика к Покупателю является граница газотранспортной системы (далее - ГТС) ООО "Газпром Трансгаз Москва" (далее - "Трансгаз"), с газопроводами газораспределительной организации ОАО "Газпромрегионгаз" (при наличии транзитного потока), либо ГРО (при отсутствии транзитного потока)."

Покупателем предлагается следующая редакция этого пункта: "Местом приема-передачи газа от Поставщика к Покупателю является граница раздела газопроводов газораспределительной организации (далее - ГРО) и Покупателя ".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.5.: "Транспортировку газа в транзитном потоке (при наличии транзитных газораспределительных сетей ОАО "Газпромрегионгаз") до сетей Покупателя обеспечивает ГРО.

Примечание: Если между сетями ГРО и сетями Покупателя имеются промежуточные газовые сети иных владельцев, взаимоотношения между Покупателем и такими владельцами по использованию промежуточных газовых сетей и по порядку учёта газа обязан урегулировать Покупатель".

Покупателем предлагается пункт 2.5. исключить из текста Договора.

Правомерность принятия п. 2.5. договора в данной редакции истец обосновывает тем, что транспортировку газа по городу Москве осуществляет ГУП "МОСГАЗ", которое в соответствии с пунктом 2.1. договора приняло на себя обязательства обеспечивать транспортировку поставляемого газа Покупателю.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 2.7.: "Изменение суточного договорного объема поставки и транспортировки газа, месячного и годового договорного объема газа в течение срока действия договора производится по соглашению Сторон, если иное не установлено действующим законодательством, либо положениями настоящего Договора.

Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в п. 2.2 Договора, могут быть выделены Поставщиком при наличии свободных ресурсов газа в рамках Постановления Правительства Российской Федерации N 333 от 28.05.07г. по отдельному Договору поставки и транспортировки газа, заключаемому Сторонами, при этом заявка от Покупателя на дополнительные объемы газа должна поступить в адрес Поставщика в срок до 20-го числа месяца, предшествующему месяцу поставки. По соглашению Сторон договорные месячные или годовые объемы поставки и транспортировки газа на отдельные объекты Покупателя, указанные таблице п. 2.2. настоящего Договора, могут быть увеличены или уменьшены за счет уменьшения или увеличения, соответственно, объемов поставки и транспортировки на другие объекты Покупателя, указанные таблице п. 2.2.".

Покупателем предлагается пункт 2.7. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.1.: " Объем газа, выбранный Покупателем в сутки поставки, не должен превышать суточный договорной объем. Объем газа, выбранный в течение месяца поставки, не может превышать договорной месячный объем газа, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Договора."

Покупателем предлагается первое предложение пункта 3.1. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.2.: "Покупатель обязуется использовать газ на газоиспользующих установках (Приложение N2), указанных в разрешениях на использование газа и согласованиях ОАО "Газпром". Приложение N2 заполняется и подписывается Покупателем."

Покупателем предлагается предложение второе пункта 3.2. исключить.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.3.: "При перерасходе газа, без предварительного согласования с Поставщиком, сверх суточного договорного объема в течение суток поставки Покупатель оплачивает объем отобранного им газа и стоимость его транспортировки с применением коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил поставки газа."

Покупателем предлагается пункт 3.3. исключить из текста Договора.

Правомерность принятия п. 3.3. договора в данной редакции истец обосновывает тем, что в пункте 3.3. Договора прописана не договорная санкция за нарушение Покупателем сверх суточного договорного объема газа, а санкция, предусмотренная п. 17 Правил поставки газа, которая и так обязательна для исполнения сторонами без включения данной нормы в текст договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.4.: "При перерасходе газа свыше суточного договорного объема Покупателем Поставщик вправе проводить принудительное ограничение поставки до объема потребления, обеспечивающего по итогам месяца соответствие поставки газа месячным договорным объемам, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Покупателем предлагается пункт 3.4. изложить в следующей редакции: "При перерасходе газа Покупателем Поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.5.:"Полное или частичное отсутствие оплаты Покупателем стоимости газа и стоимости его транспортировки в сроки, оговоренные Договором, является основанием для сокращения поставки газа вплоть до полного прекращения в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия. Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию Поставщика Покупателем самостоятельно, а в противном случае - принудительно Поставщиком и/или ГРО в течение 3-х дней с момента поступления от Поставщика соответствующей заявки.

Покупатель обязан возместить Поставщику и/или ГРО расходы на принудительное ограничение и/или прекращение поставки газа и расходы на возобновление поставки газа из-за нарушения им условий Договора.

Возобновление поставки газа производится после полной оплаты Покупателем стоимости газа и услуг по транспортировке за предшествующий период (задолженность), планового объема за текущий месяц, в котором планируется возобновление поставки газа, и за последующий месяц, а также возмещения расходов Поставщика и/или ГРО по принудительному ограничению и/или прекращению и по возобновлению подачи газа".

Покупателем предлагается пункт 3.5. изложить в следующей редакции: "Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за транспортировку.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения."

Правомерность принятия п. 3.5. договора истец обосновывает тем, что пункт 3.5. в редакции Поставщика не соответствует требованиям п. 34. Правил поставки газа.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.6.: "Оперативные распоряжения ЦПДД ОАО "Газпром" о режиме поставки, транспортировки и отбора газа являются обязательными для выполнения Сторонами.

В случае, если распоряжения ЦПДД ОАО "Газпром" влекут изменение объема поставки или выборки газа Покупателем, суточный и месячный объем поставки и транспортировки газа изменяются на соответствующую величину путем заключения дополнительного соглашения к Договору. П. 3.7, 3.8 и 3.9 исполняются Покупателем только в случаях наличия резервно-топливных хозяйств в разрешениях на использование газа (топливных режимах) газопотребляющих объектов Покупателя."

Покупателем предлагается пункт 3.6. изложить в следующей редакции: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:

перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;

ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.

Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества "Газпром".

Такие указания Центрального производственно-диспетчерского управления Российского акционерного общества "Газпром" о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа."

Правомерность принятия п. 3.6. договора истец обосновывает тем, что пункт 3.6. договора в редакции Поставщика не соответствует требованиям п. 19. Правил поставки газа.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.7.: "Покупатель обязуется обеспечить наличие и готовность к работе PTX, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу. При этом Покупатель представляет Поставщику информацию о наличии резервного топлива 10-го, 20-го и 30-го числа каждого месяца на электронный адрес Поставщика F0500603@mosregiongaz.ru или по факсу (495)994-92-88 и ГРО - rozhkova@mos-gaz.ru, факс (495) 916-59-59".

Покупателем предлагается пункт 3.7. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.8.: "Покупатель обязан обеспечить по распоряжению ЦПДД ОАО "Газпром" перевод газопотребляющих установок на резервные виды топлива, альтернативные газу, в соответствии с утвержденными в Администрациях субъектов Российской Федерации графиками (Графиком N1 - "График перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях" и Графиком N2 - "График аварийного ограничения подачи природного газа потребителям"). Указанные графики вводятся по распоряжению ЦПДД ОАО "Газпром" и доводятся до Покупателя Поставщиком.

При этом суточные и месячные договорные объемы снижаются на объем газа, неполученного Покупателем в связи с введением Графиков N1 или N2.".

Покупателем предлагается пункт 3.8. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.9.: "При невыполнении Покупателем требования Поставщика о переводе на резервные виды топлива Поставщик либо ГРО (по указанию Поставщика) проводит принудительное ограничение поставки газа до установленных в указанных в пункте 3.8 настоящего Договора графиках суточных норм, или отключает Покупателя в соответствии со сроками, указанными в уведомлении, направляемом Поставщиком Покупателю в соответствии с законодательством.".

Покупателем предлагается пункт 3.9. изложить в следующей редакции: "Поставщик и ГРО обязаны поддерживать давление газа в месте его передачи в пределах 0,28 - 0,3 МПа".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 3.10.: "Сторонами заблаговременно в уведомительном порядке согласовывается проведение планово-предупредительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи/отбора газа.

Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа одна из Сторон направляет другим Сторонам в следующие сроки:

- в случае планово-предупредительных работ - за 30 дней до их начала;

- в случае внеплановых работ - за 3 дня до их начала;

- в случае аварийных работ - немедленно.

В случае согласования сторонами планово-предупредительных, внеплановых и аварийных работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, договорные объемы поставки сокращаются на соответствующий период и в соответствующих объемах."

Покупателем предлагается пункт 3.10. изложить в следующей редакции:

"Сторонами заблаговременно в письменном виде согласовывается проведение планово-предупредительных работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи/отбора газа. Внеплановые и аварийные работы, связанных с частичным или полным прекращением подачи/отбора газа согласовываются уведомительным способом.

Письменное уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа одна из Сторон направляет другим лицам, в том числе и органу исполнительной власти г. Москвы в следующие сроки:

- в случае планово-предупредительных работ - за 30 дней до их начала;

- в случае внеплановых работ - за 3 дня до их начала;

- в случае аварийных работ - немедленно.

В случае согласования сторонами планово-предупредительных, внеплановых и аварийных работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, договорные объемы поставки сокращаются на соответствующий период и в соответствующих объемах.".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.1.: "Количество поставляемого и транспортируемого газа определяется по измерительному комплексу (далее - ИК) узла учета газа Поставщика и/или ГРО, установленному на границах раздела сетей ГРО и Покупателя. При неисправности или отсутствии ИК Поставщика и/или ГРО, а также при их несоответствии требованиям действующих стандартов, количество поставляемого и транспортируемого газа определяется по единому расчётному ИК Покупателя, установленному на границах раздела сетей ГРО и Покупателя. ИК должен быть принят Сторонами в коммерческую эксплуатацию в установленном порядке. ИК, а также составляющие его средства измерения должны быть исправны, проверены и обеспечивать учёт количества газа и регистрацию его параметров.

Значения условно-постоянных величин, введенных в корректоры (вычислители) Покупателя, должны быть согласованы с Поставщиком и ГРО.

В случае отсутствия у Покупателя регистрирующих средств измерений параметров газа, влияющих на определение его количества (в т.ч. для ИК в составе мембранных диафрагменных счётчиков без температурной компенсации), значения таких параметров принимаются по данным Поставщика и ГРО с последующим применением поправочного коэффициента к показаниям счетчика для приведения учитываемого объема газа к стандартным (нормальным) условиям.

Физико-химические показатели газа принимаются по паспорту качества газа, предоставляемому Поставщиком."

Покупателем предлагается пункт 4.1. изложить в следующей редакции:

"Учет объема газа, передаваемого Покупателю, производится контрольно-измерительными приборами Поставщика и/или ГРО, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у Поставщика и/или ГРО объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам Покупателя".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.2.: "Определение количества газа (объема) производится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96.

За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм рт.ст.).".

Покупателем предлагается пункт 4.2. исключить из текста Договора.

Правомерность исключения п. 4.2. договора истец обосновывает тем, что определение количества газа указано в пункте 4.1. договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.3.: "Качество поставляемого газа должно соответствовать ГОСТ 5542-87 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения" (при определении удельной объёмной теплоты сгорания газа по ГОСТ 30319.1-96). Химический анализ газа осуществляется в аккредитованных или аттестованных территориальными органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии лабораториях Трансгаза. По результатам анализа Трансгазом один раз в месяц оформляется паспорт качества газа.

Одорирование газа производит Трансгаз или сторонняя газотранспортная организация."

Покупателем предлагается пункт 4.3. изложить в следующей редакции: "Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с ГОСТ 5542-87".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.4.: "Уполномоченные представители Поставщика и ГРО имеют право в присутствии должностных лиц Покупателя проверять правильность работы ИК и средств измерений качества газа, установленных у Покупателя, а также ведения необходимой документации.

Список уполномоченных Представителей Сторон, осуществляющих контроль за техническим состоянием контрольно - измерительных приборов и средств измерения показателей качества газа, Стороны согласовывают путем обмена письмами."

Покупателем предлагается пункт 4.4. изложить в следующей редакции:

"Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа Покупателем".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.5.: "Пределы измерений ИК определяются в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами, причём нижняя (минимальная) граница измерения определяется исходя из предельной допустимой относительной погрешности измерения расхода (количества) газа не более 2,5% (двух с половиной процентов).

Диапазон рабочей шкалы расходомера определяется расчетом погрешности измерений. Использование показаний ИК вне их пределов измерений, т.е. ниже нижней (минимальной) и выше верхней (максимальной) границ измерения, для определения объёмов потреблённого газа не допускается. При расходе газа через ИК ниже нижней (минимальной) границы, объём потреблённого Покупателем газа принимается соответствующим нижней границе диапазона измерения расхода газа."

Покупателем предлагается пункт 4.5. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.6.: "Все отключающие устройства на импульсных линиях к приборам должны быть опломбированы представителем Поставщика и/или ГРО в рабочем состоянии. Отключающие устройства на неработающих, байпасных, уравнительных линиях, а также на сбросных линиях, расположенных до ИК, должны быть опломбированы в закрытом положении. Пломбы принимаются на сохранность лицом, ответственным за газовое хозяйство Покупателя, о чем составляется соответствующий акт. Снятие пломб без присутствия уполномоченного представителя Поставщика и/или ГРО не допускается, за исключением случаев, не требующих отлагательства, с информированием диспетчерских служб Поставщика (тел. 994-92-44) и ГРО (тел. 917-74-86).".

Покупателем предлагается пункт 4.6. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.7.:

"Объем поданного Покупателю газа определяется по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования Покупателя с учетом круглосуточного (исходя из 24 часов работы их в сутки) пользования газом в следующих случаях:

- несоответствие ИК требованиям государственных стандартов; наличие неповеренных средств измерений, входящих в ИК (неповеренных ИК в целом в предусмотренных случаях); отсутствие приборов учета расхода газа; превышение максимально допустимых значений перепада давления, расхода работающего прибора; при установлении факта использования (работы) отдельных газоиспользующих установок, при котором ИК не регистрирует расход газа вследствие его нечувствительности к малым расходам газа; неисправности ИК; недостоверности данных по учету - в период с начала нарушения до его устранения;

- при обнаружении утечек в плюсовой импульсной линии дифманометра; при открытом уравнительном вентиле на дифманометре или его не герметичности; при не плотности (не герметичности) в запорных устройствах (при их полном закрытии в рабочем положении) на байпасных линиях; при нарушении пломбирования, выполненного Поставщиком и/или ГРО на ИК, газопроводах или запорной арматуре - с первого числа месяца поставки, в котором были обнаружены указанные нарушения, до момента их устранения;

- отсутствия диаграмм или распечаток с корректоров или вычислителей - за период их отсутствия;

- наличия нештатных ситуаций в вычислителе (корректоре) с учетом их продолжительности;

- при обнаружении у Покупателя неуказанного в настоящем Соглашении газоиспользующего оборудования - с первого числа месяца поставки, в котором это было обнаружено, до момента устранения указанного нарушения или отключения данных устройств с установкой пломбы Поставщика и/или ГРО;

- воспрепятствование Покупателем проведения уполномоченными представителями Поставщика и/или ГРО проверки приборов и документов учета газа - за весь месяц поставки.

Исключаются из подсчета только те горелки, которые отключены от системы газоснабжения и опломбированы Поставщиком или ГРО. Покупатель по запросам Поставщика или ГРО обязан в срок не более 2 суток с момента получения запроса предоставлять техническую документацию и иную исчерпывающую информацию по типам установленного газопотребляющего оборудования (используемых газогорелочных устройств).

Если на основании документов по учёту газа (или данных, хранящихся в памяти электронных элементов ИК) невозможно достоверно установить число суток (период) неисправности ИК или недостоверности учёта газа, то число суток, в которые подавался газ в период неисправности ИК или недостоверности учёта газа принимается Сторонами с начала расчётного периода, в котором обнаружено нарушение. Допускается определение объема переданного Покупателю газа по письменному соглашению Сторон."

Покупателем предлагается пункт 4.7. изложить в следующей редакции:

"При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих стандартов количество поставляемого газа определяется по контрольно-измерительным приборам Покупателя.

При несоответствии требованиям государственных стандартов, неисправности или отсутствии приборов учета расхода газа, учет количества израсходованного газа определяется по суммарным показаниям поверенных счетчиков, установленных на газоиспользующем оборудовании Потребителя и по показаниям счетчика установленного на газовом вводе в ГРП (без корректора).

N

Наименование цепи использования газа

Тип КИП

NN

Наименование цепи использования газа

Тип дублирующих КИП

1.

Технология, котельная, ГЛО авторемзоны -общий расход газа

Счетчик турбинный TZ/FLUXI G650 Ду 150 с электронным корректором SEVC-D

1.

Технология (хлебобулочное и кондитерское производство)

Счетчик

TZ/FLUXI G650 Ду 150

2.

Котельная (выработка пара на технологию)

Счетчик

СГ-16М-1000-40-С

Счетчик

РГ-400

3.

ГЛО авторемзоны (отопление)

Счетчик DELTA G16

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.8: "При необходимости демонтажа, модернизации, замены средств измерений и элементов, иных действий с ИК в период действия договора (а также в случаях каких либо действий с элементами ИК, запорной арматурой и трубопроводами, опломбированными поставщиком или ГРО, ведущих к нарушению установленных пломб), Покупатель обязан предварительно письменно согласовать порядок проведения, содержание, сроки выполнения таких работ и порядок учета газа в этот период с поставщика или с ГРО".

Покупателем предлагается пункт 4.8. исключить из текста Договора

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.9.: "Покупатель обязан согласовывать с Поставщиком и ГРО технические требования и проектные решения на установку ИК для вновь построенных/реконструируемых объектов.

Подключение вновь устанавливаемого, модернизируемого, реконструируемого оборудования производится после получения согласования на использование газа в качестве топлива в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992г. N 832, принятия узла учета газа Поставщиком и ГРО, наличия согласованных с Поставщиком и ГРО технических требований к коммерческим узлам учета газа и соответствия состава газоиспользующего оборудования установленному топливному режиму."

Покупателем предлагается пункт 4.9. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.10.: "Приборы учета газа без электронных корректоров (вычислителей) количества газа подлежат замене на современные средства измерения, программно и аппаратно совместимые с автоматизированной системой Поставщика и ГРО по согласованному сторонами графику."

Покупателем предлагается пункт 4.10. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.11.: "Если при оформлении Договора поставки газа Покупатель, у которого отсутствуют ИК (т.е. ИК не предусмотрены действующими проектами газоснабжения), согласовал (в виде приложения к Договору) с Поставщиком и ГРО расчёт планового газопотребления, этот расчёт считается соглашением Сторон, а акт о количестве поданного-принятого газа, предусмотренный Договором, оформляется Поставщиком и ГРО в соответствии с этим расчётом.".

Покупателем предлагается пункт 4.11. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.12.: "По запросу Поставщика и/или ГРО Покупатель ежесуточно представляет информацию о расходе газа за истекшие сутки, а при наличии технической возможности (наличие телеметрии) и часовые сведения о количестве поданного - принятого газа."

Покупателем предлагается пункт 4.12. изложить в следующей редакции: "По запросу Поставщика и/или ГРО Покупатель вправе ежесуточно предоставлять информацию о расходе газа за истекшие сутки"

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.13.: "Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц оформляются Поставщиком и Покупателем сводным актом поданного - принятого газа согласно форме, указанной в Приложении N 5 к настоящему договору.

К акту поданного-принятого газа Стороны оформляют Приложение N 4, в котором отражают ежесуточные сведения о количестве поданного-принятого газа.

В случаях наличия нескольких объектов потребления, имеющих отдельные точки подключения к сетям ГРО, оформляется акт по каждому объекту потребления (Приложение N 3).

К акту поданного - принятого газа за отчетный период Поставщик при отдельном запросе Покупателя предоставляет месячный паспорт качества газа.".

Покупателем предлагается пункт 4.13. изложить в следующей редакции:

"Поставщик и ГРО ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляют акт об объеме переданного газа (Приложение N5) в трех экземплярах, в котором отражаются месячные объемы приема-передачи газа и направляются Покупателю для согласования. Покупатель обязан в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения Актов рассмотреть их и в случае согласия подписать и вернуть два экземпляра акта подписанного со своей стороны Поставщику либо в случае несогласия Покупатель подписывает акты, изложив особое мнение.

Поставщик принимает на себя обязательство ежемесячно вместе с актом об объеме переданного газа предоставлять Покупателю копию сертификата соответствия на газ, надлежащим образом заверенного"

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 4.14:

"Порядок оформления актов устанавливается следующий: По окончании каждого месяца (не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за месяцем, поставки) представитель покупателя должен предоставить поставщику и ГРО данные с ИК узла учета газа: диаграммы или распечатки электронных корректоров (вычислителей), или показания счетчика на 1 число месяца, следующего за месяцем поставки. На основании представленных данных Поставщик и ГРО производят расчеты и оформляют в трех экземплярах акт поданного - принятого газа, подписывают его со своих сторон и направляют Покупателю для оформления. Покупатель обязан вернуть два экземпляра подписанного со своей стороны акта не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Если покупатель не оформил акт и не представил его в указанный срок Поставщику и ГРО, количество поставленного газа в бесспорном порядке принимается по данным Поставщика и ГРО с оформлением соответствующего двухстороннего акта без участия Покупателя. Такой двухсторонний акт является основанием для расчетов Покупателя с Поставщиком и ГРО за указанный в нем объем поставленного и оттранспартированного газа".

Покупателем предлагается пункт 4.14. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.4.: "Фактическая стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных в месяце поставки газа, отражается ГРО в счете - фактуре, ежемесячно предъявляемой совместно с платежными документами Покупателю в течение трех рабочих дней, после отчетного месяца поставки, получаемых самостоятельно Покупателем у ГРО."

Покупателем предлагается пункт 5.4. изложить в следующей редакции: "Фактическая стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных в месяце поставки газа, отражается ГРО в счете - фактуре, ежемесячно предъявляемой совместно с платежными документами Покупателю в сроки, установленные пунктом 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.5.: "Фактическая стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных в месяце поставки газа, отражается ГРО в счете - фактуре, ежемесячно предъявляемой совместно с платежными документами Покупателю в течение трех рабочих дней, после отчетного месяца поставки, получаемых самостоятельно Покупателем у ГРО." "Фактическая стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных в месяце поставки газа, отражается ГРО в счете - фактуре, ежемесячно предъявляемой совместно с платежными документами Покупателю в течение трех рабочих дней, после отчетного месяца поставки, получаемых самостоятельно Покупателем у ГРО.

5.5. Расчеты за поставку и транспортировку газа осуществляются Покупателем раздельно в адрес Поставщика и ГРО в следующем порядке:

5.5.1. Покупатель производит платеж в размере 35 процентов общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата в срок до 18-го числа этого месяца, 50 процентов общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца на расчетный счет Поставщика

5.5.2. Покупатель производит платеж в размере 35 процентов общей стоимости услуг по транспортировке газа в месяце, за который осуществляется оплата в срок до 18-го числа этого месяца, 50 процентов общей стоимости услуг по транспортировке газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца на расчетный счет ГРО.

5.5.3. Окончательные расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода производятся в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. При этом размер окончательного платежа рассчитывается как разница между фактической стоимостью по настоящему Договору в соответствии с п. 5.3. Договора и ранее произведенными платежами.

5.5.4. Окончательные расчеты за транспортировку газа по итогам отчетного периода производятся в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. При этом размер окончательного платежа рассчитывается как разница между фактической стоимостью по настоящему Договору в соответствии с п. 5.4. Договора и ранее произведенными платежами.".

Покупателем предлагается пункт 5.5. изложить в следующей редакции:

"Расчеты за поставку и транспортировку газа осуществляются Покупателем раздельно в адрес Поставщика и ГРО в следующем порядке:

5.5.1. Покупатель производит платеж в размере 35 процентов общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата в срок до 18-го числа этого месяца, 50 процентов общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца на расчетный счет Поставщика.

5.5.2. Окончательные расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода производятся в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. При этом размер окончательного платежа рассчитывается как разница между фактической стоимостью по настоящему Договору в соответствии с п. 5.3. Договора и ранее произведенными платежами.

5.5.3. Расчеты за транспортировку газа по итогам отчетного периода производятся в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами акта об объеме переданного газа и получения Покупателем от ГРО платежных документов и счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

5.5.4. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.6.: "В случае нарушения сроков оплаты, предусмотренных п.5.5.3, п.5.5.4. Договора, Покупатель несет ответственность в виде уплаты процентов за ненадлежащее исполнение денежного обязательства в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации."

Покупателем предлагается пункт 5.6. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.7.: "Оплата процентов, начисленных в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.5.6.Договора) производится Покупателем до 25 числа второго месяца, следующего за месяцем поставки, согласно счетам, выставленным Поставщиком и ГРО."

Покупателем предлагается пункт 5.7. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.8.: "Обязательства Покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика за поставку газа и ГРО за услуги по транспортировке газа. Направленные Покупателю товарно-транспортные накладные должны быть возвращены Поставщику не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным."

Покупателем предлагается второе предложение пункта 5.8. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.9.: "Ежемесячно, до 20 числа второго месяца, следующего за месяцем поставки, Стороны подписывают акты сверки по процентам, начисленным в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.5.6.Договора). Указанные акты сверки должны быть возвращены Поставщику и ГРО в 10-дневный срок с момента их получения."

Покупателем предлагается пункт 5.9. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 5.10.: "Ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Стороны подписывают акты сверки по расчетам за газ и услуги по его транспортировке. Указанные акты сверки должны быть возвращены Поставщику и ГРО в 10-дневный срок с момента получения."

Покупателем предлагается пункт 5.10. исключить из текста Договора.

В предложенной Поставщиком редакции раздела 5. "Цена и порядок расчетов" отсутствует пункт 5.11., Покупателем предлагается раздел 5. "Цена и порядок расчетов" дополнить пунктом 5.11. следующего содержания:

"Поставщик ежемесячно выставляет Покупателю счета-фактуры, оформленные надлежащим образом, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. В случае нарушения Поставщиком требований по выставлению счетов-фактур Покупатель имеет право задержать сроки оплаты полученного газа, указанные в п. 5.5.2. настоящего Договора на соответствующее количество дней задержки".

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 6.2.: "Достаточным доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств является справка Торгово-промышленной Палаты или иного компетентного органа, согласованного Сторонами."

Покупателем предлагается пункт 6.2. изложить в следующей редакции: "Достаточным доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств является справка компетентного органа"

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 6.6.: "В случае если обстоятельства непреодолимой силы длятся более 3-х месяцев, то любая из Сторон имеет право расторгнуть Договор."

Покупателем предлагается пункт 6.6. исключить из текста Договора.

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 7.2.: "В случае не достижения соглашения путем переговоров все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Арбитражном суде по месту нахождения ответчика."

Покупателем предлагается пункт 7.2. изложить в следующей редакции: "В случае не достижения соглашения путем переговоров все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним подлежат разрешению в Арбитражном суде г. Москвы"

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 8.1.: "Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2010г. и действует по 31.12.2010г., а по расчетам - до полного исполнения Сторонами своих обязательств."

Покупателем предлагается пункт 8.1. изложить в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует по 31.12.2010 г. Если в течение 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявила о его расторжении, то настоящий договор автоматически продлевается на следующий календарный год. Количество таких пролонгации не ограничено."

Поставщиком предлагается следующая редакция пункта 9.4.: "Настоящий Договор носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению организациям и лицам, не связанным с выполнением данного Договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации."

Покупателем предлагается пункт 9.4. исключить из текста Договора.

Договор поставки и транспортировки газа N 32-13-0202/11 без даты направлен в адрес Покупателя и получен им 29 декабря 2010 г.

Истец в исковом заявлении указал, что в соответствии с пунктом 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 направил ответчику протокол разногласий к Договору поставки и транспортировки газа N 32-13-0202/11 с письмом от 12.01.2011, однако в сроки, предусмотренные пунктом 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 истец подписанного Поставщиком протокола разногласий не получил, что послужило поводом для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.

В судебном заседании истец заявил об отказе от исковых требований в части изменения п. 3.3 договора. Суд, рассмотрев заявление истца, считает его подлежащим удовлетворению в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц.

Ответчик ООО "Газпром межрегионгаз Москва" против удовлетворения иска возражал по доводам отзыва, указал, что частично удовлетворил требования истца, направив в его адрес протокол разногласий к договору, отразив в нем компромиссную редакцию спорных пунктов, в остальной части истец не доказал несоответствие предложенной редакции договора требованиям законодательства.

Рассмотрев материалы дела, представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд признает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела 13 декабря 2010 г. ООО "Газпром Межрегионгаз Москва" направило адрес ЗАО "Хлебокомбинат "ПЕКО" оферту о заключении договора поставки газа N АИ-10012 с приложением текста договора, подписанного ответчиками.

Истец в установленный тридцатидневный срок договор в предложенной редакции не подписал, 11 января 2011 г. исходящим письмом N 3 возвратил ответчику неподписанный договор поставки газа с протоколом разногласий.

В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, 19 января 2011 г. Поскольку к дате рассмотрения иска разногласия стороны урегулировали частично, суд рассматривает исковые требования истца по существу.

Ответчик, рассмотрев протокол разногласий, представленный ЗАО "Хлебокомбинат "ПЕКО" письмом от 5 марта 2011 г. N АИ-1406, от подписания договора в редакции протокола разногласий ЗАО "Хлебокомбинат "ПЕКО" отказался, в свою очередь направив в адрес истца подписанный ответчиками протокол согласования разногласий от 23 января 2011 г.

Суд, рассмотрев протокол разногласий и протокол согласования разногласий, приходит к выводу, что заявленные требования о принятии пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.9, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12, 4.13, 5.5, 5.8, 5.11, 6.2, 7.2, 8.1 договора в редакции протокола разногласий, исключении пунктов 3.7, 3.8, 4.2, 4.5, 4.6, 4.9, 4.10, 4.11, 4.14, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.10, 6.6, 9.4 из договора, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Ответчиком в адрес Истца был направлен протокол согласования разногласий, где была предложена компромиссная редакция п.п. 2.1, 2.2. договора. Предложенная Ответчиком в протоколе согласования разногласий редакция не нарушает действующего законодательства. Объемы поставки газа (с учетом протокола согласования разногласий) изложены в редакции, предложенной Истцом, при этом сам текст указанных пунктов изложен с учетом требований действующей редакции п. 12(1) Правил поставки газа посредством указания месячного, квартального и годового объемов. Ссылка на транспортировку газа по сетям, принадлежащим ОАО "Газпромрегионгаз", при наличии транзитного потока, не нарушает права Покупателя. В процессе транспортировки от места приема-передачи (граница газотранспортной системы ООО "Газпром Трансгаз Москва" с газопроводами ОАО "Газпромрегионгаз") газ может передаваться по системам трубопроводов принадлежащих не только ГУП "МОСГАЗ", но и транспортирующей организации - ООО "Газпром Трансгаз Москва". Указанный пункт не влечет для Истца каких-либо обязательств, поскольку транспортировку газа до сетей Покупателя, в том числе при наличии транзитного потока, обеспечивает ГРО - ГУП "МОСГАЗ".

Редакция п. 2.3. договора, устанавливающая понятие "среднесуточной нормы поставки газа", полностью соответствует п. 3 Правил поставки газа и не нарушает прав и законных интересов Истца, в связи с чем, не требует исключения.

Учитывая фактическую ситуацию, при которой транспортировка газа Покупателю осуществляется без участия Поставщика силами ГУП "МОСГАЗ", ОАО "Газпромрегионгаз", а также других организаций, владеющих газораспределительными сетями, местом приема-передачи газа может является только граница газотранспортной системы, от которой ГРО осуществляет транспортировку поставляемого объема газа до сетей Покупателя. Учитывая изложенное, суд признает предлагаемую Ответчиком редакцию п. 2.4 соответствующей законодательству.

Пункт 2.7 содержит порядок изменения договорных объемов поставки газа, а также порядок действий потребителя в случае, если ему необходимы дополнительные объемы газа, превышающие договорные. Указанный порядок и действия потребителя газа внесены в условия договора в соответствии с Постановлением Правительства от 28.05.2007 N 333, согласно которому при заключении договора поставки газа по регулируемой цене, устанавливаемой ФСТ России, Поставщик вправе выделить объемы поставки газа на уровне объемов, предусмотренных в договоре на 2007 год. При этом п. 15.1 вышеуказанного нормативного акта устанавливает, что объемы, превышающие установленные на 2007 год, могут быть выделены Поставщиком при заключении договора поставки газа по другой цене, определяемой в диапазоне между минимальным и максимальным уровнями оптовых цен, определяемых ФСТ России (при наличии необходимых ресурсов газа у оптового поставщика газа). В этой связи, с учетом того обстоятельства, что данный пункт не нарушает прав и интересов Истца, суд приходит к выводу, что абзац 2 пункта 2.7 договора не подлежит исключению.

Предложение истца исключить из текста договора первое предложение п. 3.1, а также пункты 3.2, 3.7, 3.8 договора, редакции пунктов 3.3 - 3.6, 3.9, 3.10 изменить, были рассмотрены ответчиком и предложена альтернативная редакция пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. Указанные условия договора основаны на п.п. 13, 15, 17,. 19, 34 Правил поставки газа, а также не противоречат закону, не нарушают прав сторон договора и третьих лиц, но при этом несут разъяснительную функцию в целях предотвращения последствий неинформированности потребителей о последствиях нарушения ими режима газопотребления, в том числе о применении повышенной цены на газ в случае его несогласованного перерасхода.

Пункт 3.2. договора (в редакции протокола согласования разногласий) соответствует п. 4 Правил поставки газа, согласно которому для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение на использование газа. Указанный документ содержит конкретный перечень газоиспользующего оборудования потребителя, на которое возможна поставка газа.

Кроме того, согласно п. 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

Для учета переданного газа при неисправности контрольно-измерительных приборов принимающей газ стороны поставщику необходимы сведения о газопотребляющих установках покупателя.

Таким образом, требование Поставщика о заполнении Приложения 2 к договору, содержащее перечень такого оборудования, обосновано и не противоречит законодательству.

Пункт 3.4. договора, с учетом протокола согласования разногласий, изложен в редакции Истца.

Пункт 3.5. договора не подлежит изменению, т.к. содержит детальную процедуру осуществления ограничения/прекращения поставки газа в связи с неоплатой потребителем поданных ресурсов и не противоречит требованиям постановления Правительства от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".

Пункт 3.6. договора соответствует п. 19 Правил поставки газа, при этом содержит дополнение, носящее разъяснительный характер, касающееся изменения объема поставки и выборки газа Покупателем, в случае введения в действия оперативных распоряжения ЦПДД ОАО "Газпром", и не нарушает прав истца.

Пункты 3.7, 3.8, 3.9 согласно оговорке, указанной в договоре, исполняются Покупателем только в случаях наличия РТХ в разрешении на использование газа. У Истца указание на наличие РТХ отсутствует, в связи с чем указанные условия на него не распространяются. Данные условия не ухудшают положения потребителя газа и не нарушают его прав.

Пункт 3.10 договора в редакции протокола разногласий, предложенной Истцом, указывает, в том числе, на необходимость письменно уведомить орган исполнительный власти г. Москвы о производстве планово-принудительных, внеплановых, аварийных работ, между тем в п. 19 Правил поставки газа указан перечень действий, которые производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уведомление по производству вышеуказанных видов работ в данный перечень не входит.

Раздел 4 договора основан на положениях Правил поставки газа, Правил учета газа в Российской Федерации (утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996г.), Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2006 N 325-ст "Об утверждении правил метрологии" и др. Ответчиком с протоколе согласования разногласий были приняты предложения Истца об исключении п.п. 4.10, 4.11 договора.

Пункт 4.1. договора соответствует п. 21, 23 Правил поставки газа, п. 2.2., 2.3. Правил учета газа, утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996, согласно которым поставка и отбор газа без учета его объема не допускается, при этом учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета газа поставщика или потребителя, а при отсутствии узлов учета газа у поставщика, количество поданного газа определяется по данным ГРО или потребителя газа.

При этом редакция п. 4.2 не может быть исключена, поскольку положения, указанные в данном пункте регламентированы требованиями Государственных стандартов: ГОСТ 2939-63, ГОСТ 30319.0-3, а также правилами по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Методика выполнения измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа".

Суд признает правомерной редакцию п. 4.3, предложенную Ответчиком, поскольку физико-химические показатели качества газа (которые существенно влияют на расход газа), а также калорийность (которая существенно влияет на стоимость газа) определяются по результатам испытаний в лабораториях трансгаза. Данная информация существенно влияет на взаиморасчеты между Поставщиком и потребителем.

Пункт 4.4. договора соответствует п. 26 Правил поставки газа, п. 1.8. Правил учета газа, однако составлен в более мягкой форме в интересах потребителей, в частности из формулировки, указанной в Правилах поставки газа, исключено словосочетание "в любое время" осуществлять проверку, что только улучшает положение истца.

Пункт 4.5 договора суд признает правомерным, поскольку в данном пункте формулировки подкреплены паспортом на средство измерения (свидетельство о поверке), в котором максимальная погрешность установленного средства измерения не превышает 2,5%. Соответствие пределов измерения прибора учета газа регламентировано п.2.8 Правил учета газа (приложение 11).

Пункт 4.6. не может быть исключен, поскольку в соответствии с 2.1. Правил учета газа потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается. В случае отсутствия опломбировки газа на байпасных линиях, сбросных линиях Потребителем может осуществляться отбор газа без его учета, что противоречит требованиям действующего законодательства. Также, необходимость опломбировки и сохранность пломб на запорной арматуре регламентирована п.2.7 Правил учета газа.

Редакция п. 4.7, предложенная Истцом, не может быть принята, поскольку определение объема газа по проектной мощности предусмотрено положениями действующих нормативных документов (Правила поставки газа и п. 2.2 Правил учета газа). Необходимость опломбировки и сохранность пломб на запорной арматуре регламентирована п. 2.7 Правил учета газа.

Пункт 4.8 договора также не может быть исключен, т.к. регламентирует порядок взаимодействия Поставщика и Покупателя при демонтаже, модернизации. Замене средств и измерений, при этом срок выполнения таких работ, а также порядок учета газа в указанный период согласовывается сторонами договора, что не противоречит требованиям закона и не нарушает прав Истца.

Пункт 4.9 не может быть исключен, поскольку изложенные в нем требования предусмотрены п.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении правил пользования газом".

Пункт 4.12. договора соответствует п. 12, 13, 28 Правил поставки газа, при этом установленная договором обязанность ежесуточного учета газа соответствует п. 14.6 Правил технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве РФ, утвержденных Приказом Росстройгазификации от 20.10.1991 N70-П. При этом, в соответствии с оговоркой, указанной в данном пункте, часовые сведения о расходе газа представляются Покупателем лишь при наличии технической возможности и только по запросу Поставщика. Непредставление указанных сведений Поставщику в связи с отсутствием технической возможности не влечет никаких правовых последствий для Истца.

Пункты 4.13, 4.14 в редакции Ответчика основаны на требованиях, предусмотренных п. 13 и п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации.

Условия раздела 5 договора, за исключением п.п. 5.6, 5.7, 5.9, суд оставляет в редакции Ответчика, поскольку указанные пункты определяют порядок формирования стоимости газа, порядок оформления документов первичной бухгалтерской отчетности.

Пункт 5.4. не нарушает ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, а наоборот, устанавливает более сжатые сроки по предоставлению финансовых документов для Поставщика, что связано, в том числе, и с тем обстоятельством, что договор является трехсторонним, поэтому не своевременное представление финансовой и первичной документации Поставщиком может повлиять на отношения потребителя и транспортировщика газа.

Вместе с тем, суд признает обоснованным требование истца исключить из указанного пункта словосочетание "получаемых самостоятельно Покупателем у ГРО", поскольку такая обязанность для покупателя законом не установлена.

Пункт 5.5 соответствует положениям Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294. При этом установление Истцом иного порядка расчета с транспортировщиком газа представляется нецелесообразным, т.к. первичная документация (акты поданного-принятого и оттранспортированного газа) подписывается всеми сторонами правоотношений и является одним из оснований для оплаты, а также может отразиться на ведении бухучета ГРО.

Пункты 5.6., 5.7., 5.9. с учетом протокола согласования разногласий исключены ответчиком из текста договора.

Исключение второго абзаца п. 5.8. договора суд признает необоснованным в связи со следующим. В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. При этом налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговом кодексом Российской Федерации. Товарно-транспортная накладная (форма N ТОРГ-12) относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. На основании п. 5.3 Договора для определения фактической стоимости выбранного покупателем в месяце поставки газа используются данные из товарной накладной, оформленной по форме ТОРГ-12. Кроме того, в соответствии с п. 5.4.1 Договора именно согласно стоимости, определенной в данной накладной, осуществляются расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода. При этом по Договору отчетным и платежным периодами является календарный месяц (п. 2.7 Договора). Таким образом, абзац второй п. 5.8. необходим для правильного и соответствующего законодательству ведения поставщиком, потребителем и третьим лицом налогового учета и не нарушает прав истца.

Пункт 5.10 договора не может быть исключен из Договора, поскольку сверка взаимных расчетов необходима для ведения бухгалтерского учета ответчика. Согласно ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в установленных случаях предприятия должны проводить инвентаризацию расчетов перед составлением бухгалтерской отчетности. В частности, для того чтобы зафиксировать взаимную задолженность контрагентов, сторонами оформляется акт сверки расчетов. Акт сверки расчетов оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии предприятия, второй направляется предприятию, с которым производилась сверка.

Таким образом, акт сверки расчетов является документом бухгалтерского учета, в котором отражается состояние по расчетам между предприятиями. Необходимость акта сверки расчетов подтверждается судебной практикой. Согласно постановлениям Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 2084/97 и от 08.07.1997 N 1524/97, если спор между сторонами о сумме долга рассматривался без подписания акта сверки расчетов, то суд направляет дело на новое рассмотрение. Кроме того, акт сверки расчетов на основании Постановлений Президиума ВАС РФ от 24.06.1997 N 6029/96 и от 08.07.1997 N 1845/97 является полноценным доказательством размера долга. Указанная позиция поддержана и налоговым органом (Письмо УМНС России по г. Москве от 01.08.2003 N 24-11/43039).

Пункт 5.11. договора не может быть принят в редакции Истца, т.к. сроки выставления счетов-фактур установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, а их несвоевременное получение потребителем газа не является основанием для неисполнения денежного обязательства по договору, установленного не только договором, но и нормативным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294.

Формулировку пункта 6.2 суд признает обоснованной, поскольку в соответствии с Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" N 5340-1 от 07.07.1993г. указанные органы уполномочены свидетельствовать обстоятельства форс-мажора (ст. 15).

Пункт 7.2 договора полностью соответствует ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для его пересмотра.

Пункт 8.1. также не противоречит законодательству Российской Федерации, т.к. отношения по поставке газа фактически начинаются между сторонами 01.01.2011 и оканчиваются 31.12.2011. При этом автоматическая пролонгация на последующие годы невозможна, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По смыслу ст. 454, 455, 465 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора поставки газа являются условия о наименовании и количестве товара.

Между тем, объем поставляемого газа Потребителю установлен только на 2011 год, а на последующие годы такое условие сторонами не согласовано, что свидетельствует о невозможности автоматической пролонгации договоров данной категории.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Истцом не представлено доказательств того, что оспариваемые им пункты договора не соответствуют требованиям законодательства; фактически содержащиеся в исковом заявлении доводы сводятся к определению для Истца индивидуальных условий поставки газа, что в силу положений ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.

В соответствии со ст.ст. 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки газа является публичным. С учетом положений ст.ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации истец, являющийся абонентом по договору, при оспаривании условий публичного договора должен доказать несоответствие условий публичного договора требованиям закона или иных нормативных актов.

Вместе с тем, заявленные требования в отношении п. 2.5 договора суд признает частично обоснованными, и считает необходимым исключить из указанного пункта абзац: "Примечание: Если между сетями ГРО и сетями Покупателя имеются промежуточные газовые сети иных владельцев, взаимоотношения между Покупателем и такими владельцами по использованию промежуточных газовых сетей и по порядку учёта газа обязан урегулировать Покупатель".

Обязанность Покупателя по урегулированию отношений с владельцами промежуточных газовых сетей не соответствует обязанности ГРО обеспечить транспортировку газа в транзитном потоке при наличии транзитных газораспределительных сетей ОАО "Газпромрегионгаз" до сетей Покупателя, установленной в этом же пункте.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В связи с обращением в арбитражный суд истец понес судебные расходы в размере 777,30 руб., в том числе почтовые расходы 77,30 руб., и расходы по получению выписки из ЕГРЮЛ в размере 700,00 руб., что подтверждается квитанциями от 08.02.2011, платежным поручением от 07.02.2011 N 535.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлениях Президиума ВАС от 24.03.2009 N16147/07, 15828/08, солидарное взыскание судебных расходов с нескольких лиц Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, распределение судебных расходов осуществляется судом исходя из принципа долевого возмещения с каждого из лиц, участвующих в деле, по 50% с каждого ответчика по компенсации расходов по оплате государственной пошлины, судебные издержки суд относит на ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Москва".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 12, 421, 422, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4, 27, 34, 101, 110, 112, 121, 123, 153, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Принять отказ Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО" от иска в части исключения п. 3.3 из договора поставки и транспортировки газа от 23.09.2010 N 32-13-0202/11, производство в указанной части прекратить.

Иск Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО" к ответчикам Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Москва", Государственному унитарному предприятию "Мосгаз", о принятии пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.7, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.9, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12, 4.13, 5.4, 5.5, 5.8, 5.11, 6.2, 7.2, 8.1 договора поставки и транспортировки газа от 23.09.2010 N 32-13-0202/11 в редакции Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО", об исключении пунктов 3.7, 3.8, 4.2, 4.5, 4.6, 4.9, 4.10, 4.11, 4.14, 5.6, 5.7, 5.9, 5.10, 6.6, 9.4 из текста договора, удовлетворить частично.

Исключить из п. 2.5 договора предложение: "Примечание: Если между сетями ГРО и сетями Покупателя имеются промежуточные газовые сети иных владельцев, взаимоотношения между Покупателем и такими владельцами по использованию промежуточных газовых сетей и по порядку учёта газа обязан урегулировать Покупатель". В остальной части п. 2.5 договора оставить в редакции, изложенной в договоре.

Исключить из п. 5.4 договора словосочетание "получаемых самостоятельно Покупателем у ГРО", в остальной части п. 5.4 договора оставить в редакции, изложенной в договоре.

В остальной части иска о принятии пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.9, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.7, 4.8, 4.12, 4.13, 5.5, 5.8, 5.11, 6.2, 7.2, 8.1 договора в редакции истца, исключении пунктов 3.7, 3.8, 4.2, 4.5, 4.6, 4.9, 4.10, 4.11, 4.14, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.10, 6.6, 9.4 из текста договора, отказать.

Пункты 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.4 договора изложить в редакции протокола согласования разногласий от 23.01.2011 к договору поставки и транспортировки газа от 23.09.2010 N 32-13-0202/11.

Пункты 4.10, 4.11, 5.7, 5.9, 6.6, 7.2 изложить в редакции, изложенной в протоколе разногласий.

Пункт 5.6 договора исключить.

Пункты 2.4, 2.7, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.12, 4.13, 4.14, 5.5, 5.8, 5.10, 6.2, 8.1, 9.4 оставить в редакции договора поставки и транспортировки газа от 23.09.2010 N 32-13-0202/11.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Москва" в пользу Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО" 2 777 (две тысячи семьсот семьдесят семь) руб. 30 коп. судебных расходов, составляющих 2 000,00 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 777,30 руб. судебных издержек.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Мосгаз" в пользу Закрытого акционерного общества "Хлебокомбинат "ПЕКО" 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Козлов В.Ф.

Номер документа: А40-6414/11-53-50
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 08 апреля 2011

Поиск в тексте