АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2011 года Дело N А40-10446/11

6-83

12 мая 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 12 мая 2011 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Селиверстовой Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саргсян А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску ФГУП "Почта России"

к ответчику Департамент имущества г. Москвы

третьи лица: 1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

о признании права государственной собственности РФ и права хозяйственного ведения

в заседании приняли участие:

от истца - Калашников Н.А. по дов. от 01.10.10 г.;

от ответчика - Сидельникова О.А. по дов. от 09.02.11 г.;

от третьих лиц - не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о признании право государственной собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение общей площадью 329,1 кв.м. (подвал пом. III, ком. 1-4, 4а, 4б, 4в, 5-8, пом. VI, ком. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-8), находящиеся по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицина, д.24.

Истец заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик отзыв не представил, против удовлетворения исковых требований возражает.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

Заслушав пояснения представителей истца, ответчик, рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец является правопреемником ранее существовавших организаций почтовой связи в г. Москве.

Спорное имущество в 1961 г. Московским городским отделом нежилых помещений было передано Ждановскому узлу связи для размещения ОПС N4. В января 1992 г. на базе межрайонных почтамтов, в том числе почтамта "Москва-92 в состав которого вошел Ждановский узел связи было создано предприятие связи "Московский почтамт", в 1994 г. указанное предприятие было переименовано в ФГУП "Управлением федеральной почтовой связи города Москвы "Московский почтамт", а в 2005 г. в результате преобразования указанное предприятие вошло как филиал во ФГУП "Почта России".

В связи с чем истец указывает что, ФГУП "Почта России" являясь правопреемником ФГУП УФПС "Моспочтамт" созданного 08.12.1994 г. обладает правом хозяйственного ведения на спорное имущество на момент разграничения государственной собственности, и в последующем вплоть до настоящего времени.

Согласно справке ГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 17.06.2011 г. объект учтен по адресу: г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, д.24. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.08.2008 N 713-ПП "Об увековечении памяти А.И. Солженицына в Москве" улица Большая Коммунистическая переименована в улицу Александра Солженицина.

Вместе с тем, право собственности на спорный объект зарегистрировано за городом Москвой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 77 АБ 041184.

Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Материалами дела подтверждается, что на момент разграничения государственной собственности и по настоящее время нежилые помещения по вышеуказанному адресу занимались и занимаются организацией почтовой связи.

Спорное имущество, как федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием в целом как имущественный комплекс было учтено и внесено в реестр федеральной собственности федерального имущества, о чем выдано Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, реестровый номер 07700581 от 08.06.2000г. (Распоряжение Президента РФ N 114-рп от 18 марта 1992 г., Постановление Правительства РФ N696 от 30.07.1998 г.).

В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, указанные в данном Приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 6 раздела IV Приложения N 1 к указанному Постановлению в качестве объекта относящегося исключительно к федеральной собственности указаны предприятия связи.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит (ст. 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи ").

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень федеральной, государственной и муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1.

Доказательств того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности в собственность города Москвы, в материалы дела не представлено.

Как установлено судом, спорные помещения находятся во владении ФГУП "Почта России", из владения не выбывали.

Статья 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, при этом данная норма не устанавливает момент возникновения права хозяйственного ведения.

В статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило о моменте возникновения права хозяйственного ведения.

Как следует из материалов дела, спорное недвижимое имущество находилось на балансе правопредшественника истца - ФГУП "Управление федеральной почтовой связи г. Москвы "Московский почтамт" - и продолжает находиться на балансе ФГУП "Почта России".

В силу п. 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ранее возникших прав требуется для государственной регистрации возникших после введения указанного Федерального закона ограничений (обременений) или иной сделки с объектом недвижимого имущества.

В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 объекты государственной собственности, указанные в данном Приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 6 раздела IV Приложения N 1 к указанному Постановлению в качестве объекта относящегося исключительно к федеральной собственности названы, в том числе предприятия связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

То обстоятельство, что право федеральной собственности не было зарегистрировано после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правового значения не имеет, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 названного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью (ст. 24 ФЗ "О почтовой связи").

Таким образом, спорные объекты недвижимости относятся к федеральной собственности в силу указания на такие объекты (предприятия связи) в Приложении N 1 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.91

Из материалов дела усматривается, что спорные нежилые помещения на момент издания Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 находились во владении и пользовании предприятия связи, при этом осуществление правомочий владельца продолжается и по настоящее время.

Доказательств, подтверждающих передачу данных помещений в муниципальную собственность в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.

Город Москва не является законным правообладателем данного имущества.

Поскольку право хозяйственного ведения предприятия связи и право собственности Российской Федерации на спорные нежилые помещения возникли до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в силу п. 1 ст. 6 данного Федерального закона признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.

Государственная регистрация этих прав производится по желанию правообладателей.

При таких обстоятельствах включение указанных нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью в силу прямого указания закона и используемых в специальной деятельности предприятием почтовой связи, в реестр собственности города Москвы, а также государственная регистрация права собственности города Москвы на эти помещения являются неправомерными, нарушают права и законные интересы предприятия связи, как лица в законном владении и пользовании которого эти помещения находятся.

Поскольку права истца нарушены, он вправе обратиться в суд за их защитой на основании ст. 12 ГК РФ с указанным иском.

При таких обстоятельствах, суд считает требования подлежащим удовлетворению с учетом позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 1206/05.

Руководствуясь ст. ст. 8, 11, 12, 131, 299, 305 ГК РФ, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. ст. 2, 24 ФЗ от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. ст. 4, 9, 64 - 66, 71, 75, 110, 123, 156, 167, 170, 171, 176, 188 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право государственной собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение общей площадью 329,1 кв.м. (подвал пом. III, ком. 1-4, 4а, 4б, 4в, 5-8, пом. VI, ком. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-8), находящиеся по адресу: г. Москва, ул. Александра Солженицина, д.24.

Возвратить ФГУП "Почта России" из дохода федерального бюджета сумму госпошлины в размере 4 000 руб. (четыре тысячи рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н. Н. Селиверстова