• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2011 года Дело N А40-72082/10

59-621

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2011г.

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2011г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Назаренкова Д.Е.

единолично

Протокол вел секретарь Кошелева А.М.

С участием представителей: от истца - Ермишин А.С. - по доверенности от 26.07.2010г., Ленкова А.А. - по доверенности N 48д от 21.10.2009г.

от ответчика - Ямнова Т.О. - по доверенности от 10.03.2010г., Ямнов О.В. - по доверенности N 11 от 13.04.2011г.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Департамента поддержки и развития малого и среднего представительства города Москвы

к ответчику ООО "УНИСТРОМ"

о взыскании 767.320 руб.

Суд установил: иск заявлен о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательств в сумме 767.320 руб. за период с 13.03.2009г. по 15.06.2010г. основании государственного контракта N 129/08-К от 28.11.2008г. и ст.ст. 12, 307, 309, 310, 329, 330, 401, 420, 422, 424, 425, 447, 702, 708, 709, 711, 720, 758, 760, 761, 763, 766, 768 ГК РФ.

Определением от 24.01.2011г. судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято увеличение суммы иска, согласно которому истец просит взыскать с ответчика неустойку за просрочку исполнения обязательств в сумме 1.054.990 руб. за период с 13.03.2009г. по 24.01.2011г.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, представил оригиналы документов.

Ответчик в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав оригиналы документов, суд считает, что иск заявлен правомерно и подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, 28.11.2008г. между Департаментом поддержки и развития малою предпринимательства города Москвы (Государственный заказчик - истец) и ООО "УНИСТРОМ" (Исполнитель - ответчик) заключен Государственный контракт N129/08-К на разработку проектной документации по реконструкции здания ДЕЗ с ЦТИ для размещения объектов малого предпринимательства по адресу: ул. Привольная, д. 5. кор. 5, в соответствии с которым Департамент поручил ООО "УНИСТРОМ" выполнить проектные работы, перечень которых определен Техническим заданием (п. 1.2. Государственного контракта, Приложение N 1 к Государственному контракт), содержание и сроки выполнения работ определены календарным планом (п. 1.3. Государственного контракта, Приложение N 2 к Государственному контракту).

Указанный Государственный контракт был заключен по результатам размещения государственного заказа города Москвы путем проведения открытого конкурса на право заключения Государственного контракта (протокол заседания Конкурсной комиссии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы N 11-0119082-08-3 от 12.11.08г.).

Государственный контракт вступает в силу с момента его регистрации в Едином реестре контрактов и торгов (ЕРКТ) г. Москвы и действует до выполнения сторонами всех обязательств по Государственному контракту- (п. 10.1. Государственного контракта). Спорный Государственный контракт зарегистрирован в ЕРКТ г. Москвы 01.12.2008г. за реестровым номером 01-089699-0000-0000-00000-08.

Согласно п.1 ст.763 ГК РФ проектные и изыскательские работы (статья 758). предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. В соответствии с п.2 ст. 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно ст. 766 ГК РФ государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1); в случае, если государственный контракт заключается по результатам торгов, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и предложением подрядчика, признанного победителем торгов (п.2).

В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Согласно п.1 ст. 760 ГК РФ подрядчик выполняет проектные работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором.

Цена Государственного контракта составляет 5.900.000 руб., в т.ч. НДС - 900.000 руб. (п.2.3. Государственного контракта). Оплата по Государственному контракту производится в следующем порядке: в течение 10 банковских дней с момента регистрации Государственного контракта в ЕРКТ г. Москвы Государственный заказчик производит авансовый платеж в размере 30% от стоимости первого этапа работ в размере 1.095.000 руб. Аванс последующих этапов выплачивается в размере 30% их стоимости после окончания предыдущего этапа по счету Исполнителя (п. 3.2.1., п. 3.2.2. Государственного контракта). Расчеты производятся поэтапно после подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных этапов в соответствии с Техническим заданием с зачетом выплаченного аванса (п. 3.2.3. Государственного контракта).

Оплата истцом по Государственному контракту производилась:

- 08.12.08г. - аванс по 1 этапу на сумму 1.095.000 руб. (платежное поручение N 1407 от 02.12.08г.);

- 25.12.08г. оплата1 этапа по акту выполненных работ на сумму 2.555.000 руб. (платежное поручение N 1727 от 22.12.2008г.);

- 25.12.08г. аванс по 2 этапу на сумму 531.000 руб. (платежное поручение N 1728 от 22.12.08г.);

- 18.03.09г. оплата 2 этапа по акту выполненных работ на сумму 1.239.000 руб. (платежное поручение N 211 от 16.03.09г.);

- 18.03.09 г. аванс по 3 этапу на сумму 144.000 руб. (платежное поручение N 212 от 16.03.09г.).

Таким образом, оплата истцом по Государственному контракту произведена на общую сумму 5.564.000 руб.

Между тем, подрядные работы ответчиком выполнены лишь на общую сумму 5.420.000 руб. Работы третьего этапа ответчиком истцу не переданы ни в срок, установленный Государственным контрактом, ни на дату подачи иска.

Срок выполнения работ третьего этапа - согласование и экспертиза рабочего проекта в соответствии с Календарным планом выполнения работ был установлен 12.03.2009г.

Таким образом, по состоянию на дату подами иска проектные работы третьего лапа календарного плана работ по Государственному контракту ответчиком не выполнены, их результаты не переданы истцу по акту сдачи - приемки.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Статьей 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ. применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Согласно п.11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем. подрядчиком) обязательства. предусмотренного государственным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки за каждый день просрочки в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с п.6.4. Государственного контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем своих обязательств Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день уплаты неустойки от цены настоящего Государственного контракта, начиная с первого дня. следующего за днем просрочки, за каждый день просрочки.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др. (Информационное письмо президиума ВАС РФ от 14.07.1997г. N 17).

Поскольку ответчиком допущены просрочки в оплате аренды, то следует признать правомерным требование истца о взыскании с ответчика неустойки. Между тем, суд считает, что заявлена ко взысканию сумма 1.054.990 руб. за период с 13.03.2009г. по 24.01.2011г. явно не соразмерна последствиям нарушения обязательств. В связи с чем, суд, используя предоставленное ст. 333 ГК РФ право, уменьшает взыскиваемую неустойку. Неустойка подлежит взысканию в сумме 200.000 руб.

Доводы ответчика указывающего на выполнение им всех согласований и указывающего, что все согласования находятся в Мосгорэкспертизе отклонены судом ввиду нижеследующим.

В соответствии с Государственным контрактом Департамент поручил ООО "УНИСТРОМ" выполнить проектные работы, перечень которых определен Техническим заданием (п. 1.2. Государственного контракта, Приложение N 1 к Государственному контракту), содержание и сроки выполнения работ определены календарным планом (п. 1.3. Государственного контракта, Приложение N 2 к Государственному контракту).

По условия Государственного контракта в сроки, установленные Календарным планом выполнения работ, Исполнитель передает Государственному заказчику Акт сдачи-приемки выполненных работ (п.5.3.1). Кроме того, согласно п. 3.2.3. Государственного контракта расчеты производятся поэтапно после подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных этапов в соответствии с Техническим заданием с зачетом выплаченного аванса.

Таким образом, никаким иным способом, кроме передачи результатов выполненных работ, кроме как путем составления и подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, работы переданы быть не могут.

До настоящего времени заключение Мосгорэкспертизы по рабочему проекту, а также Акт сдачи-приемки работ 3-го этапа Календарного плана выполнения работ ответчиком истцу не переданы.

Довод ответчика о том, что срок начала работ 3-го этапа должен быть сдвинут на 467 дней, поскольку датой начала течения срока является, по мнению ответчика, дата получения кадастрового паспорта земельного участка, в границах которого проектируется объект (12.03.2010г.). не состоятелен, как и ссылка на главу 11 ГК РФ. Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Содержание и сроки выполнения работ определены Календарным планом (п. 1.3. Государственного контракта, Приложение N 2 к Государственному контракту), которым установлен срок начала выполнения работ 3-го этапа - согласование и экспертиза рабочего проекта - февраль 2009г. (так следует толковать условие о сроке) и срок окончания выполнения работ - 12.03.2009г., т.е. календарной датой. Никаких изменений условий Государственного контракта о сроках выполнения работ 3-го этапа в порядке, предусмотренном п.7.1. и п. 9.1. Государственного контракта, а также п.1 ст. 452 ГК РФ, т.е. путем заключения дополнительного соглашения к Государственному контракту, сторонами не совершалось.

Довод ответчика об изменении законов и правовых актов, в результате которых он не смог исполнить свои обязательства в установленный срок, не состоятелен. Приведенные Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (принят Государственной Думой 16 июля 2010 года, одобрен Советом Федерации 19 июля 2010 года), а также постановление Правительства Москвы от 17.11 2009 г. N 1278-ПП "О проектах законов города Москвы "О Генеральном плане города Москвы" и "О правилах землепользования и застройки города Москвы"- были приняты и вступили в действие спустя значительное время после установленного Государственным контрактом срока выполнения работ 3-го этапа, и не могли повлиять на исполнение обязательств ответчика.

Кроме того, изменение законодательства не указано в разделе 8 Государственного контракта как обстоятельство, освобождающее стороны от ответственности за невыполнение обязательств.

Довод о том, что с 1 января 2010 года ответчик не может заниматься проектной деятельностью, так как в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете не может получить свидетельство саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства о допуске к определенному виду или видам работ, является несостоятельным.

В соответствии с п. 4.2.7. Государственного контракта ответчик обязан своевременно и должным образом выполнить принятые на себя обязательства в соответствии с условиями Государственного контракта, требованиями действующего законодательства и нормативных документов РФ и города Москвы. Таким образом, обязанностью самого ответчика является обеспечение исполнения Государственного контракта организацией, обладающей специальной правоспособностью.

Довод ответчика о том. что у него не хватает денежных средств для оплаты экспертизы рабочего проекта, и что оплату экспертизы должен произвести истец, не состоятелен.

Цена Государственного контракта составляет 5.900.000 руб., в т.ч. НДС - 900.000 руб. (п.2.3. Государственного контракта). Оплата по Государственному контракту производится в следующем порядке: в течение 10 банковских дней с момента регистрации Государственного контракта в ГРКТ г. Москвы Государственный заказчик производит авансовый платеж в размере 30% от стоимости первого этапа работ в размере 1.095.000,00 руб. Аванс последующих этапов выплачивается в размере 30% их стоимости после окончания предыдущего этапа по счету Исполнителя (п. 3.2.1, п. 3.2.2. Государственного контракта). Расчеты производятся поэтапно после подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных этапов в соответствии с Техническим заданием с зачетом выплаченного аванса (п. 3.2.3. Государственного контракта).

Оплата истцом по Государственному контракту производилась:

- 08.12.08г. - аванс по 1 этапу на сумму 1.095.000 руб. (платежное поручение N 1407 от 02.12.08г.);

- 25.12.08г. оплата1 этапа по акту выполненных работ на сумму 2.555.000 руб. (платежное поручение N 1727 от 22.12.2008г.);

- 25.12.08г. аванс по 2 этапу на сумму 531.000 руб. (платежное поручение N 1728 от 22.12.08г.);

- 18.03.09г. оплата 2 этапа по акту выполненных работ на сумму 1.239.000 руб. (платежное поручение N 211 от 16.03.09г.);

- 18.03.09 г. аванс по 3 этапу на сумму 144.000 руб. (платежное поручение N 212 от 16.03.09г.).

Таким образом, оплата истцом по Государственному контракту произведена на общую сумму 5.564.000 руб. в полном соответствии с условиями Государственного контракта.

Судебные расходы по уплате госпошлины распределяются между истцом и ответчиком в порядке ст. 110 АПК РФ пропорционально размеру правомерно предъявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 307, 309, 310, 330, 702, 711, 746, 753 ГК РФ, ст.ст. 101-106, 110, 112, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "УНИСТРОМ" в пользу Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы неустойки в сумме 200.000 руб. (двести тысяч рублей).

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "УНИСТРОМ" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 7.000 руб. (семь тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в 9-й арбитражный апелляционный суд.

Судья Назаренков Д.Е.

Номер документа: А40-72082/10
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 13 мая 2011

Поиск в тексте