АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2011 года Дело N А40-94208/10

153-466

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 10 мая 2011 года.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе: судьи Кастальской М.Н. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Швец Е.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Стекломонтаж"

к Правительству Москвы

третьи лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"

о признании недействительным Распоряжения Правительства Москвы от 27.04.2010 г. N 787-РП, в части изъятия земельного участка площадью 10579 кв. м. с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2

при участии:

от заявителя - Новиков А.П. адвокат уд. N 5017, доверенность - б/н от 27.08.2010

от ответчика - не явился, извещен

от третьего лица Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" - Чекалов В.Н. удостоверение N 137/08 по доверенности N 206 от 30.12.2010 (копия в дело)

от третьего лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Милентьева М.В. удостоверение N 769 по доверенности от 28.02.2011 N 33-и-490/11 (копия в дело)

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Стекломонтаж" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству Москвы, в котором просило признать недействительным Распоряжение Правительства Москвы от 27.04.2010 г. N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино", в части предусмотренного п. 3 приложения к нему изъятия земельного участка площадью 10 579 кв. м. с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2.

Заявленные требования мотивированы тем, что в распоряжении не приведены цели изъятия в соответствии с Земельным кодексом, не указано, для каких государственных нужд изымается земельный участок, не указана норма законодательства, допускающая изъятие земли у заявителя, не соблюден принцип исключительности. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что законные основания изъятия земли отсутствуют, оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона, а именно ст. 49 Земельного кодекса РФ. ст. 279 Гражданского кодекса РФ. а также законодательным актам г. Москвы. Кроме того, по мнению заявителя, действительной целью распоряжения является лишение заявителя прав собственности на здания по адресам: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр. 1; ул. Ейская, д. 4. стр. 1, ул. Ейская, д. 4, стр. 2: ул. Ейская, д. 6. стр. 3, ведь на изымаемом участке не планируется размещение каких-либо новых объектов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник".

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156, 197, 200 АПК РФ. Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив и обсудив доводы лиц, участвующих в деле, находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО "Стекломонтаж" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здания по адресам: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2, ул. Ейская, д. 4, стр. 1, ул. Ейская, д. 4, стр. 2, ул. Ейская, д. 6, стр. 3, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

Для эксплуатации данных зданий между Москомземом и ОАО "Стекломонтаж" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-04-50 4422 от 29.11.2000 г. согласно которому земельный участок площадью 10579 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2 предоставлен для эксплуатации вышеуказанных зданий, вспомогательных помещений и прилегающей территории.

Оспариваемым пунктом 3 распоряжения Правительства от 27.04.2010 г.N787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" изъят для государственных нужд земельный участок, относящийся к категории земель особо охраняемых природных территорий, расположенный в границах территории исторической усадьбы "Люблино" и охранной зоне памятника садово-паркового искусства - у ОАО "Стекломонтаж" площадью 10 579 кв. м. с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Спор возник из административных правоотношений об оспаривании решений государственного органа и подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.

Следовательно, основанием для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения или действия - незаконным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган.

Согласно ч.1 ст.49 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, указанных в данной статье, в том числе в случаях, установленных, применительно к изъятию земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.24 закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" для государственных нужд города Москвы земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, а также для реализации городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой.

Согласно п.1 ст.29 этого же Закона г. Москвы в целях охраны земель в городе Москве утверждаются и реализуются городские целевые программы в области охраны земель, в том числе земель, занятых особо охраняемыми природными территориями и объектами культурного наследия.

Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2008г.N298-ПП утверждена Среднесрочная целевая программа сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010гг. (срок продлен до 2011г.).

Между тем, из материалов дела не следует, что изымаемый у заявителя земельный участок требуется для размещения каких-либо объектов капитального строительства, которые были бы предусмотрены данной целевой программой.

Иные законы г.Москвы в оспариваемом распоряжении в качестве оснований для его принятия в последнем не указаны, исключительный же характер необходимости изъятия у заявителей указанных земельных участков Правительством Москвы не доказан, в то время как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения в силу ч.5 ст.200 АПК РФ возложена на Правительство Москвы.

Вместе с тем, согласно п.1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007г.N257-ПП, принудительное изъятие земельных участков для государственных нужд города Москвы допускается в целях размещения и строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы, при невозможности размещения таких объектов без изъятия земельных участков. Размещение объекта капитального строительства, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка, устанавливается соответствующим документом территориального планирования города Москвы. Земельный участок, планируемый к изъятию в указанных целях, определяется документацией по планировке территории. Однако такие документы Правительством Москвы по настоящему спору суду не представлены.

Границы ООПТ ПИП "Кузьминки-Люблино" утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 г. N 209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино".

Согласно п. 4 ст. 9 и ст. 12 Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" после образования особо охраняемой территории в шестимесячный срок утверждаются положение и паспорт особо охраняемой территории, который должен содержать: описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, ее план, а также перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком.

Однако указанное постановление не содержит указаний о создании особо охраняемой природной территории Природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино". Нормативным актом о создании природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" является Постановление Правительства Москвы от 21.02.2006 г. N 111-ПП, с указанием о создании такой территории в границах территории природного комплекса "Кузьминки-Люблино", утвержденных вышеуказанным постановлением N 209-ПП.

Постановление Правительства Москвы от 21.02.2006 г. N 111-ПП указывает о создании ООПТ в границах парка, но не утверждает и не определяет их точных границ и описаний, предписывая уполномоченным органам провести в 2006 г. инвентаризацию природных комплексов и объектов особой охраны природно-исторического парка (п. 4.4.) и утвердить паспорт природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" (п. 4.5.).

Таким образом, арбитражный суд исходит из того, что единственно допустимым доказательством отнесения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2 к особо охраняемой природной территории является вышеуказанный паспорт особо охраняемой природной территории, который в материалы дела не представлен.

Более того, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.02.2009 г. N 77-6/09-17046 вышеуказанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов. Сведений о том, что данный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов в соответствующей графе кадастрового паспорта не содержится.

В соответствии с ч.2 ст.55 Земельного Кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Между тем, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для указанных нужд устанавливается гражданским законодательством.

В статье 63 Земельного Кодекса РФ предусмотрены гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Так, изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения стоимости производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемы земельных участках, возмещения в соответствии со ст.62 Земельного Кодекса РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

При этом землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за 1 год до предстоящего изъятия земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков (ч.2 ст.63 Земельного Кодекса РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007г.N257-ПП при изъятии земельных участков и находящихся на них объектов нежилого фонда для государственных нужд города Москвы имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предварительной выплатой равноценного возмещения.

Однако, как следует из содержания оспариваемого (в части) распоряжения, распорядившись изъять у заявителей занимаемые ими земельные участки, Правительство Москвы не решило вопросы о возможности предоставления заявителем равноценных земельных участков, возмещения стоимости принадлежащих им объектов недвижимости либо затрат, возникающих в связи с изъятием у заявителей земельных участков, не решена судьба самих объектов недвижимости, находящихся на данных земельных участков.

Также суд принимает во внимание, что в нарушение Постановления Правительства Москвы от 10.04.2007г.N257-ПП им не принималось решение о резервировании с целью последующего изъятия и об изъятии у заявителя земельного участка и расположенных на нем объектов, о таком решении заявителя не уведомляли.

При этом суд отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2010г. по делу N А40-85644/10-79-460 распоряжение Правительства Москвы от 27.04.2010г. N787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" признано недействительным в части пунктов 4 и 7 Приложения к нему.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2010 по делу N А40-32934/10-146-156 установлено, что согласно вступившим в законную силу решениям Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.08 г. по делу NА40-42208/08-120-253 и от 26 января 2010 по делу NА40-158602/09 -93 -1328 объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2 стр. 1 не входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, а земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2 не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое Распоряжение Правительства Москвы от 27.04.2010 г. N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино", в части предусмотренного п. 3 приложения к нему изъятия земельного участка площадью 10 579 кв. м. с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, лишает его гарантий, предусмотренных Конституцией РФ и ст.63 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен, оспариваемое распоряжение не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы заявителя как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ требования заявителя подлежат удовлетворению.

Учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. взыскиваются с ответчика в пользу заявителя, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N139).

На основании вышеизложенного, ст.ст. 8, 11, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 69, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать недействительным Распоряжение Правительства Москвы от 27.04.2010 г. N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино", в части предусмотренного п. 3 приложения к нему изъятия земельного участка площадью 10 579 кв. м. с кадастровым номером 77:04:04008:015 по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл. 8/2.

Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "Стекломонтаж" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Кастальская