АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2012 года Дело N А51-1429/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрел в судебном заседании на новом рассмотрении дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Звезда» (ОГРН 1102538007692, ИНН 2538142221) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне Департамента - Краевое государственное учреждение «Приморское лесничество», Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 12000 кв. м (1,2 га) в районе ул. Полетаева в г. Владивостоке (ориентир - жилой дом по ул. Полетаева, 55) для ведения дачного хозяйства, в том числе для отдыха (с правом возведения жилых домов, с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), оформленного письмом от 27.12.2010 N 29/06-20-22381, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы, при участии в заседании:

от заявителя - представителя Кульченко Д.Ю. (по доверенности б/н от 21.02.2011), от Департамента - представителя Крахмаловой Е.С. (по доверенности N 29/03/04-09/24568 от 27.12.2011), от третьи лиц КГУ «Приморское лесничество», Управление лесным хозяйством Приморского края, ТУ ФАУГИ в Приморском крае - не явились, извещены, протокол судебного заседания вёл секретарь с/з Э.А. Широких, установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Звезда» (далее по тексту - «заявитель», «ДНТ «Звезда», «Товарищество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - «Департамент»), оформленного письмом от 27.12.2010 N 29/06-20-22381, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 12000 кв. м (1,2 га) в районе ул. Полетаева в г. Владивостоке (ориентир - жилой дом по ул. Полетаева, 55) для ведения дачного хозяйства, в том числе для отдыха (с правом возведения жилых домов, с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), и обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов Товарищества путём обязания Департамент направить в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - «ЗК РФ»), в недельный срок со дня принятия настоящего решения в орган местного самоуправления заявления для изготовления и утверждения схемы расположения испрашиваемого ДНТ «Звезда» земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании 12.03.2012 заявитель уточнил требования в части способа устранения допущенного нарушения прав и интересов Товарищества, указав, что в качестве такого способа считает возможным возложить на Департамент обязанность повторно рассмотреть спорную заявку о предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку за утверждением схемы Товарищество обратилось самостоятельно и схема расположения земельного участка уже утверждена 03.10.2011.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне Департамента судом привлечены Краевое государственное учреждение «Приморское лесничество», Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.

В судебное заседание 12.03.2012 третьи лица представителей не направили, запрошенные судом документы не представили, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 123, 156, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся в деле документам.

Представитель ДНТ «Звезда» заявленные требования поддержал и пояснил, что, исходя из норм частей 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ, статьи 7, части 2 статьи 83, части 1 статьи 84 ЗК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда; доказательства того, что испрашиваемый земельный участок находится в федеральной собственности, в материалах дела отсутствуют, поскольку собственность Российской Федерации на испрашиваемый Товариществом земельный участок не зарегистрирована.

Департамент против требований возражал, полагая, что согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ, однако доказательства принятия Правительством РФ такого решения о переводе данного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли других категорий отсутствуют.

При этом Департамент считает, что в силу федерального закона Российская Федерация обладает безусловным правом собственности на занятые лесным фондом земельные участки, поэтому само по себе включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка, даже в случае изменения категории земли в установленном порядке. Поскольку испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, поэтому Департамент земельных отношений не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, относящихся к лесному фонду и являющимися федеральной собственностью.

Данные доводы Департамента по тексту письменного отзыва полностью поддержаны третьим лицом Управлением лесным хозяйством Приморского края.

Помимо этого Департамент указал на наличие на испрашиваемом участке объектов недвижимости («Ж», «Н», «КН», «2КН»), право собственности на которые заявитель не подтвердил, а дополнительно по тексту отзыва Департамент сослался также на то, что испрашиваемый участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, где вид разрешённого использования «садоводство» и «ведение дачного хозяйства» не предусмотрены.

Исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

12.11.2010 ДНТ «Звезда» обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 29-32003 от 26.11.2011) о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 12000 кв.м (1,2 га) в районе ул. Полетаева в г. Владивостоке (ориентир - жилой дом по ул. Полетаева, 55) для целей, не связанных со строительством: для отдыха (с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

02.12.2010 Департамент сообщил Товариществу о том, что им не определено испрашиваемое право на землю и предложил представить дополнительные документы - список членов ДНТ «Звезда», утвержденный органом местного самоуправления, и оригинал протокола общего собрания членов ДНТ «Звезда», закрепляющий коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду ДНТ «Звезда», подписанный всеми членами такого объединения.

15.12.2010 Товарищество повторно обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 29-34377 от 17.12.2010), в котором уточнило испрашиваемое право на землю и просило предоставить в аренду сроком на 49 лет земельный участок ориентировочной площадью 12000 кв.м (1,2 га) в районе ул. Полетаева в г. Владивостоке (ориентир - жилой дом по ул.Полетаева, 55) для ведения дачного хозяйства, в том числе для отдыха (с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

27.12.2010 Департамент письмом N 29/06-20-22381 отказал ДНТ «Звезда» в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок согласно сведениям, представленным Управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 41, части выдела 1, 2, 3, 4, 6 и в квартале 44, части выдела 6, 8, 14 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности -1, 2 и 3 зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов), является федеральной собственностью, а потому правом по его распоряжению Департамент не обладает.

Помимо этого отказ мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, предположительно, капитального строительства, обозначенные в обзорной схеме «Ж», «Н», «КН», «2КН», право собственности на которые заявитель не подтвердил.

Не согласившись с указанным отказом Департамента, выраженным в письме от 27.12.2010 N 29/06-20-22381, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», Постановлений Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, пункта 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, следует вывод о том, что в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений.

По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, из чего следует, что при предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства нормы статьи 34 ЗК РФ применению не подлежат.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (по тексту - «Федеральный закон N 66-ФЗ»), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Федеральный закон N 66-ФЗ применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Указанный Федеральный закон N 66-ФЗ регулирует как первичное предоставление земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (статья 14), так и предоставление в собственность таким объединениям земельных участков, ранее предоставленных из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (статья 28).

В силу статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Статьей 7 указанного Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе: осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права.

Вместе с тем, согласно пунктам 4, 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации, земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

Статья 34 ЗК РФ регулирует порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, и устанавливает, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3); орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4).

Статьями 9, 10, 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На основании изложенных норм права и применительно к обстоятельствам настоящего дела суд приходит к выводу, что Товарищество, подав заявку в порядке статьи 34 ЗК РФ, вправе было рассчитывать на её своевременное рассмотрение уполномоченным органом в сроки, названые в данной статье, чего, однако, сделано не было.

Из приведённых положений ЗК РФ и материалов дела следует, что Департамент был обязан направить заявление ДНТ «Звезда» в орган местного самоуправления для составления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), норм отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), нахождения участка в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, на инженерных коммуникациях и выдать утверждённую схему заявителю.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанного ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.

Довод Департамента об отсутствии у него полномочий на рассмотрение заявки Товарищества судом отклоняется в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Следовательно, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.

В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.

Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, граница которого согласована Федеральным агентством лесного хозяйства письмом от 22.11.2005 N ВШ-03-04/252, кадастровому плану территории от 29.10.2010 N 25/00-54639, территория в районе ул. Полетаева, 55 находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.

Представленные Департаментом и Управлением лесного хозяйства Приморского края письмо Управления лесным хозяйством Приморского края от 13.12.2010 N 1858, направленное в адрес Департамента, в котором указано, что земельный участок, расположенный в районе ул.Полетаева, 55, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 41 части выдела 1, 2, 3, 4, 6, в квартале 44 части выдела 6, 8, 14 Седанского участкового лесничества: защитные леса, категория защитности 1, 2, 3 зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, выписка из государственного лесного реестра Раздел «Леса и лесные ресурсы», выкопировка из планшетов Седанского участкового лесничества Владивостокского лесничества, проект организации и развития лесного хозяйства Владивостокского лесхоза, таксационное описание Седанского лесничества, выкопировка из планшета Седанского участкового лесничества Владивостокского лесничества от 10.12.2010, лесохозяйственный регламент Владивостокского лесничества, утвержденный приказом начальника Управления лесным хозяйством Приморского края от 29.12.2009 N 1221, включающий таблицу распределения лесов по целевому назначению и категориям защитности лесов, письмо Росреестра по Приморскому краю от 26.02.2010 N 07-3818-1 о согласовании площади земель по Владивостокскому лесничеству достоверно и достаточно свидетельствуют лишь о том, что в границы Седанкинского участкового лесничества входит территория в квартале 41 части выделов 1, 2, 3, 4, 6, в квартале 44 части выделов 6, 8, 14, однако каким образом данная территория соотносится с испрашиваемым земельным участком (как было определено, что испрашиваемый земельный участок находится (налагается) в квартале 41 части выдела 1, 2, 3, 4, 6 и в квартале 44 части выдела 6, 8, 14 Седанского участкового лесничества) ни Департамент, ни третье лицо представленными доказательствами не подтвердили.

Таким образом, представленные документы не подтверждают, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда Седанского участкового лесничества Владивостокского лесничества и, соответственно, не являются доказательствами отнесения участка к федеральной собственности.

При этом в силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.

Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» испрашиваемый земельный участок не поставлен; право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано; соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено, в связи с чем не представляется возможным установить наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда Седанского участкового лесничества Владивостокского лесничества.

Ссылка Департамента на свидетельство серии 25-АБ N 133943 о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении лесного участка общей площади 15000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, судом отклоняется, поскольку названное свидетельство указывает на квартал 43 части выдела 1, 2 в то время, как третье лицо отнесло испрашиваемый участок в границы квартала 41 части выдела 1, 2, 3, 4, 6 и квартал 44 части выдела 6, 8, 14 Седанского участкового лесничества.

Таким образом, Департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.