АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2012 года Дело N А26-2983/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А., при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 311 390 руб. 03 коп. при участии представителей:

истца, открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания", - Герасиной Ольги Игоревны, юрисконсульта по доверенности от 01.01.2012;

ответчика, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, - Кузнецова Романа Геннадьевича, консультанта правового отдела по доверенности от 11.07.2011;

ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, - Караульных Елены Владимировны, специалиста-эксперта по доверенности от 25.01.2010;

третьих лиц, Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Кондопоги и Кондопожского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Калевальского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Прионежского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Костомукша», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Беломорского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Лахденпохского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Пряжинского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Медвежьегорского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Олонецкого района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Питкяранта и Питкярансткого района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Пудожского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Лоухского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Сортавала», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Суоярвского района», - не явились; установил:

Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов РК), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) о взыскании 1 311 390 руб. 03 коп. убытков, возникших в результате предоставления проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), мер социальной поддержки, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) в период с марта 2009 года по ноябрь 2009 года.

Определением от 18.04.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, - Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кондопоги и Кондопожского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Калевальского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Прионежского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Костомукша», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Беломорского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Лахденпохского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Пряжинского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Медвежьегорского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Олонецкого района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Питкяранта и Питкярансткого района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Пудожского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Лоухского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Сортавала», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района», Государственное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Суоярвского района».

Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2011 N 14-П «О создании государственных казенных учреждений Республики Карелия путем изменения типа государственных учреждений Республики Карелия» созданы государственные казенные учреждения Республики Карелия, путем изменения типа государственных учреждений Республики Карелия, в том числе: учреждений социальной защиты населения - центров социальной работы. В связи с чем далее по тексту применяются измененные наименования третьих лиц и в сокращенном виде - Центры. До начала судебного заседания от третьих лиц, Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Суоярвского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Лахденпохского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Беломорского района», Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Пудожского района» поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. В отзывах на заявление Общества третьи лица, Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Сортавала», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кондопоги и Кондопожского района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Калевальского района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Олонецкого района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Лоухского района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Питкяранта и Питкярантского района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Пряжинского района», Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы Прионежского района» полагали заявленные требования необоснованными и просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

В отзыве на иск Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия требования не признала, полагала, что не является надлежащим ответчиком по делу. В отзыве на иск и дополнении к отзыву Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленные требования не признала. В судебном заседании представитель истца поддержала требования по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях по делу. В судебном заседании представители ответчиков заявленные требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзывах и дополнении к отзыву. В судебное заседание представители третьих лиц не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие. Заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, истцом в спорный период были заключены с Центрами договоры возмещения недополученной платы за электрическую энергию в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которым Общество предоставляет гражданам меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за освещение в соответствии с Законом Республики Карелия от 19.12.2008 N 1251-ЗРК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа»), а Центры после поступления от Общества счетов (счетов-фактур) с приложением реестров граждан, пользующихся мерами социальной поддержки по оплате электрической энергии и подписания актов сверки расчетов представляют платежные поручения в орган, исполняющий бюджет. Возмещение производится по мере поступления на лицевой счет Центров средств.

Согласно представленным в материалы дела документам, Общество в период с 01.03.2009 по 31.11.2009 подавало бесплатно электроэнергию пенсионерам - педагогическим работникам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности.

Центры возместили энергоснабжающей организации частично стоимость поданной энергии, исходя из объема электрической энергии, равного 38 кВт на одного гражданина, пользующегося мерами социальной поддержки. Невозмещение Центрами стоимости остального объема электроэнергии в сумме 1 311 390, 03 руб. послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Оказание услуг подтверждается представленными в материалы дела расчетом суммы иска, договорами возмещения недополученной платы, счетами и актами сверки расчетов за спорный период с приложением списков педагогических работников, справками, содержащими расчет возмещения мер социальной поддержки по предоставлению льгот по оплате освещения, квитанциями об оплате электроэнергии, расчетами энергопотребления. Размер убытков, заявленных Обществом в рамках настоящего дела, определен без включения в них НДС.

В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.

Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пункт 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону об образовании.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2007 N 129-О-П, Постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В Определении от 08.02.2007 N 322-О-П Конституционный Суд РФ указал, что, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005 ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки. Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.

Следовательно, возложение Российской Федерации обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Как пояснили в ходе судебных заседаний представители ответчиков, в течение 2009 года финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия не поступала.

Таким образом, в спорный период из федерального бюджета не выделялись Республике Карелия средства в виде финансовой помощи на реализацию указанных установленных педагогам льгот, и Министерство финансов РФ не отрицает, что в спорный период из федерального бюджета компенсации на представление льгот педагогам не предусматривались и не выделялись.

Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила Республику Карелия соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), а право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, убытки в размере 1 311 390 руб. 03 коп подлежат возмещению истцу за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Довод представителя Министерства финансов РФ о том, что Общество не подтвердило обоснованность своих расходов, суд отклоняет, поскольку он опровергается представленными доказательствами.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств, опровергающих сумму расходов, заявленных к возмещению, Министерством финансов РФ не представлено. Обоснованных возражений относительно размера убытков ни ответчики, ни третьи лица не высказали.

С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" удовлетворить полностью. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН:1037739085636, ИНН:7710168360, место нахождения: г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН:1051000000050, ИНН:1001012875) сумму убытков за период с 01.03.2009 по 30.11.2009 включительно в размере 1 311 390 руб. 03 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 26 113 руб. 90 коп.

2. В удовлетворении исковых требований к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия отказать.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Васильева Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка