• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2012 года Дело N А51-5247/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамловой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Каспиан ДВ» (ИНН 2538148713, ОГРН 1112538008813) к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, 2536216076, ОГРН 1022501302955, 1092536003812) о признании незаконным решения

при участии в заседании: от заявителя - Мамедова В.В. - представитель по доверенности от 23.03.2012 сроком действия 1 год; от администрации - Савчак Н.В. - главный специалист 1 разряда по доверенности от 19.12.2011 N 1-3/4635 сроком действия до 31.1.2012; от УГА - Савчак Н.В. - главный специалист 1 разряда по доверенности от 25.12.2011 N 27/1-1-3233 сроком действия до 31.12.2012

установил: общество с ограниченной ответственностью «Каспиан ДВ» (далее - ООО «Каспиан ДВ», общество) обратилось с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - администрация), изложенного в письме от 20.02.2012 N12145Д об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков для целей не связанных со строительством «размещение зоны отдыха» ориентировочной площадью 5 000 кв.м и 6000 кв.м, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Лазурная, 55, об обязании управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - управление) утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории для целей не связанных со строительством «размещение зоны отдыха» ориентировочными площадями 5 000 кв.м. и 6 000 кв.м. расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Лазурная, 55.

Общество требования поддержало, указав на нарушение оспариваемым решением законных права и интересов общества, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса РФ, полагает, что им были соблюдены все условия, предусмотренные данной нормой Земельного кодекса РФ, необходимые для утверждения и выдачи схем расположения испрашиваемых земельных участков.

Общество указало, на то, что размещение зоны отдыха на спорных земельных участках является разрешенным видом использования и соответствует территориальному зонированию, предусмотренному статьей 45 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г.Владивосток от 15.09.2008 N11.

Заявитель считает ссылку администрации на постановление главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа» (далее - постановление от 10.02.2011 N 111) не правомерной, поскольку нормативы градостроительного проектирования относятся к объектам строительства, в то время как заявитель испрашивает земельные участки для целей не связанных со строительством.

Заявитель также указал, что администрация не является распорядительным органом власти в отношении данных земельных участков. Заявитель полагает, что действия администрации выходят за пределы ее полномочий.

Администрация г.Владивостока требования не признает, указав, что

согласно градостроительному зонированию в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г.Владивосток от 15.09.2008 N11 (далее - Правила), испрашиваемые обществом земельные участки расположены в территориальной зоне Р-2, в которой предусмотрено размещение только объектов строительства. Даная зона по мнению администрации не предусматривает размещение объектов, не связанных со строительством.

Администрация указала, что в перечне разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью, а также с обслуживанием зоны отдыха. Ответчик указал, что постановлением от 10.02.2011 N 111 предусмотрено, что зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений предназначена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений.

Ответчик полагает, что цель использования земельного участка «организация зоны отдыха граждан» в смысле осуществления предпринимательской деятельности предполагает использования земельного участка с размещением временных объектов, что будет противоречить постановлению главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа».

УГА администрации г.Владивосток поддержало позицию администрации г.Владивостока.

При рассмотрении дела судом установлено, что обществом обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - Департамент) с заявлением вх. N 29-25592 от 31.08.2011 о предоставлении земельных участков ориентировочной площадью 5 000 кв.м. и 6 000 кв. м., для целей не связанных со строительством «размещение зоны отдыха» в районе ул. Лазурная, 55 в г. Владивостоке в аренду сроком на 10 лет.

Письмом от 12.09.2011 N 29/06/02-13/16293 Департамент направил на имя главы администрации г.Владивостока обращение о подготовке схемы расположения земельного участка с приложением кадастрового плана территории, обзорной схемы земельного участка.

Общество направило в адрес управления заявление в дополнение к вх. N 12145д от 14.09.2011 с приложением схемы расположения земельного участка и топографической съемки.

Письмом от 20.02.2012 N 12145Д администрация отказала в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, указав, что земельный участок находится в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), которая предназначена только для строительства и эксплуатации уже существующих объектов, связанных со строительством. Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения зоны отдыха), не предусмотрено.

Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону и нарушает права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо наличие двух указанных признаков в совокупности.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Решением Думы г. Владивостока N 259 от 03.04.2009 было утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

В силу пункта 4.24 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока правомочно рассматривать вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления общества, направленного Департаментом.

Следовательно, орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (часть 4 статьи 34 ЗК РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учётом планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утверждённую схему заявителю.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35). В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункта 11 статьи 35).

Пункт 19 Правил установлены следующие виды территориальных зон и их кодовые обозначения: жилые зоны: зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (кодовое обозначение на Карте - Р-2).

В соответствии со статьей 45 Правил, зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.

Пункт 1 статьи 45 Правил устанавливает основные виды разрешенного использования, в том числе дома и зоны отдыха, кемпинги, специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи. Кроме того, данный пункт предусматривает так же условно разрешенные виды использования, в том числе объекты, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, требующие создания санитарно-защитных зон.

Системное толкование приведенных норм позволяет прийти к заключению, что перечень объектов, возможных для размещения в данной территориальной зоне не ограничивается лишь объектами капитального строительства, поскольку данная норма не имеет императивного указания только на объекты строительства, но предусматривает также размещение и других объектов, которые необходимы для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.

Следовательно, предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством - «размещение зоны отдыха» не противоречит положениям статьи 45 Правил.

Довод администрации со ссылкой на постановление от 10.02.2011 N 111 судом отклонен, поскольку нормы данного постановления обязательны для соблюдения всеми субъектами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории городского округа, независимо от их организационно-правовой формы. При этом, обществом при подаче заявление о предоставлении земельного участка указана иная цель использования земельных участков, не связанная со строительном - «размещение зоны отдыха».

Таким образом, администрацией необоснованно отказано заявителю в утверждении схемы расположения спорных земельных участков на кадастровой карте территории, чем нарушены права и законные интересы общества, создав препятствия к оформлению прав на земельные участки, необходимый для ведения предпринимательской деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования заявителя и признает решение администрации г.Владивостока, оформленное письмом от 20.02.2012 N 12145Д незаконным.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку оспариваемый отказ признан судом незаконным, на наличие каких-либо иных препятствий к утверждению и выдаче схемы администрация г.Владивостока не сослалась, и суд таковые не установил, требование об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка подлежит удовлетворению.

Исполнение данной обязанности суд возлагает на орган, обладающий соответствующими полномочиями, - управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в соответствии с пунктом 4.24 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 г. N 259. Суд считает достаточным установить месячный срок для исполнения данной обязанности с даты вступления решения в законную силу. Учитывая, что требование заявителя об обязании устранить допущенные нарушения не является самостоятельным, а требование заявителя о признании решения администрации г. Владивостока незаконным удовлетворено судом в полном объёме, суд взыскивает судебные издержки по уплате государственной пошлины с администрации г. Владивостока.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение администрации города Владивостока, изложенное в письме от 20.02.2012 N12145Д об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков для целей не связанных со строительством «размещение зоны отдыха» ориентировочной площадью 5 000 кв.м и 6000 кв.м, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Лазурная, 55, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N462.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утвердить и выдать в месячный срок обществу с ограниченной ответственностью «Каспиан ДВ» схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории для целей не связанных со строительством «размещение зоны отдыха» ориентировочной площадью 5 000 кв.м и 6000 кв.м, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул.Лазурная, 55.

Взыскать с администрации города Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственность «Каспиан ДВ» судебные издержки в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Чугаева И.С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-5247/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 20 апреля 2012

Поиск в тексте