АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2012 года Дело N А51-6946/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Вавило, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 2539063082, ОГРН 1042504058343, дата государственной регистрации юридического лица 26.07.2004, место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, ул. Беломорская 18) к закрытому акционерному обществу «Приморское агентство рекламы и информации» (ИНН 2539034476, ОГРН 1022502123445, дата государственной регистрации юридического лица 16.11.2002, место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 159) О привлечении к административной ответственности при участии в заседании:

от заявителя - представитель Ю.А. Гончарова, доверенность от 21.02.2012 N 0006 сроком действия до 21.02.2013;

от ответчика - адвокат Д.О. Крамаров, удостоверение N 1842, доверенность от 11.03.2012 сроком действия 1 год; представитель А.В. Шунин, доверенность от 11.03.2012 сроком действия 1 год,

установил: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее - заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Приморское агентство рекламы и информации» (далее - ответчик, общество, ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Управление Роскомнадзора указало, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило несоблюдение обществом условий лицензии об общем объеме вещания в неделю, о наименовании распространяемых средств массовой информации. Указанное, по мнению заявителя, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Полагает, что собранным административным материалом установлен факт (событие) правонарушения, а также доказана вина общества в его совершении.

Представитель ответчика с привлечением общества к административной ответственности не согласен, пояснил, что вещание не осуществлялось только с 22 часов 30 минут 17.03.2012 по 12 часов 43 минут 18.03.2012 по причине отключения электроэнергии, связанного с аварией в сетях ОАО «ДРСК». Считает, что согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закона «О средствах массовой информации») вещатель вправе осуществлять распространение радиоканала на территории Российской Федерации, тем самым закон говорит о праве, а не об обязанности осуществлять вещание.

Указал, что акт прослушивания записи эфирного вещания не соответствует требованиям о допустимости доказательств, так как составлен в г. Владивостоке, хотя мероприятия по замеру проводились в г. Дальнегорске, и составлялись на несертифицированном оборудовании, что противоречит статье 26.8 КоАП РФ.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» является держателем лицензий:

1. Серии РВ N 13814 от 14.08.2008, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, срок действия лицензии - до 14 августа 2013 года. Лицензия дает право на осуществление вещания (распространение) СМИ - радиопрограмм «Авторадио 102,4 FM», «Авторадио-Владивосток» и радиоканала «Авторадио» в г. Дальнегорске ежедневно, круглосуточно.

ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» является учредителем СМИ - радиопрограммы Авторадио 102,4 FM», зарегистрированной Управлением Федеральной лужбы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю, свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС 25-0394Р от 05 февраля 2008 года и радиопрограммы Авторадио-Владивосток» зарегистрированной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю, свидетельство о регистрации СМИ Эл N ТУ 25-00007 от 08 июля 2008 года.

Радиопрограмма «Авторадио», указанная в лицензии N 13814 от 14.08.2008, перерегистрирована 01.02.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в связи с изменением формы распространения СМИ - радиоканал «Авторадио». Учредителем СМИ - радиоканал «Авторадио» является ООО Предприятие «АВТОРАДИО», свидетельство о регистрации Эл N ФС 77-48494.

2. Серии РВ N 14487 от 16.01.2009, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, срок действия лицензии - до 16 января 2014 года. Лицензия дает право на осуществление вещания (распространение) СМИ - радиопрограмм «Владивосток FM» и «Владивосток-FM 103,5» в г. Дальнегорске ежедневно, круглосуточно.

ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» является учредителем СМИ - радиопрограммы «Владивосток FM», зарегистрированной Управлением Федеральной службы надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю, свидетельство о регистрации СМИ Эл N ТУ 25-00016 от 22.09.2008 и радиопрограммы «Владивосток-FM 103,5», зарегистрированной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю, свидетельство о регистрации ЭЛ N ТУ 25-00037 от 09.12.2008.

В ходе проведения планового систематического наблюдения в отношении ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» Управлением Роскомнадзора выявлено, что общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, допустило снижение общего объема вещания продукции СМИ на 26 часов 13 минут и распространение средств массовой информации, не указанных в лицензии, нарушило пункт 1 Приложения N 2 к лицензии - об общем объеме вещания в неделю, пункт 2 Приложения N 2 - о наименовании распространяемых средств массовой информации, тем самым нарушив требования пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, части 5 статьи 60 Закона «О средствах массовой информации».

По результатам систематических наблюдений уполномоченными лицами административного органа составлены акт производства записи эфирного вещания на частоте 103,5 МГЦ в г. Дальнегорске от 19.03.2012, акт прослушивания записи эфирного вещания на частоте 103,5 МГц в г. Дальнегорске от 27.03.2012.

По факту выявленных правонарушений 29.03.2012 Управлением Роскомнадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении N 304, в котором деяние общества было квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, считает факт совершения административного правонарушения и вину общества доказанными, а требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации, устанавливается Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025.

Согласно пункту 4 указанного положения требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии в том числе:

вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;

вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;

соблюдение объемов вещания;

соблюдение даты начала вещания;

вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;

вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;

вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;

соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;

соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.

При изучении материалов дела судом установлено, что ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» осуществляет деятельность по вещанию на основании лицензий серии РВ N 13814 от 14.08.2008 и серии РВ N 14487 от 16.01.2009, условия осуществления деятельности по которым указаны в приложениях N 1, 2 и 3, являющимися их неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к лицензии серии РВ N 14487 от 16.01.2009 общий объем вещания в неделю составляет 168 часов. Пунктом 2 Приложения 2 к указанной лицензии определены наименования распространяемых средств массовой информации - радиопрограммы - «Владивосток-FM 103,5» и «Владивосток FM».

Однако в ходе систематического наблюдения сотрудниками Управления Роскомнадзора установлено, что с 00:00 12.03.2012 по 24:00 18.03.2012 общий объем вещания в неделю составил 141 час 47 минут; 12 марта 2012 года вещание на частоте 103,5 МГц отсутствовало с 00:00 до 06:35 (6 часов 35 минут); 16 марта 2012 года вещание на частоте 103,5 МГц отсутствовало с 00:33 до 07:38 (6 часов 45 минут); 17 марта 2012 с 23:50 до 24:00 (10 минут); 18 марта 2012 вещание на частоте 103,5 МГц отсутствовало с 00:00 до 12:43 (12 часов 43 минуты), что составило снижение общего объема вещания СМИ на 26 часов 13 минут.

Также установлено распространение средств массовой информации, не предусмотренных условиями лицензии, радиопрограммы:

- 14.03.2012 в 07:34 «Владивосток-FM 109,9» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00034;

- 14.03.2012 в 07:53 «Владивосток-FM 102,4» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00035;

- 14.03.2012 в 08:31 «Владивосток-FM 103,3» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00036;

- 14.03.2012 в 08:50 «Владивосток-FM 109,9» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00034;

- 14.03.2012 в 09:23 «Владивосток-FM 102,4» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00035;

- 14.03.2012 в 09:50 «Владивосток-FM 103,3» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00036;

- 14.03.2012 в 10:50 «Владивосток-FM 102,4» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00035;

- 14.03.2012 в 18:34 «Владивосток-FM 103,3» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00036;

- 14.03.2012 в 18:51 «Владивосток-FM 104,6» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00040;

- 15.03.2012 в 09:31 «Владивосток-FM 109,9» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00034;

- 15.03.2012 в 19:31 «Владивосток-FM 106,2» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 25-00041

Таким образом, судом установлено, что ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» допустило снижение общего объема вещания продукции СМИ на 26 часов 13 минут и распространение средств массовой информации, не указанных в лицензии, чем нарушило требования пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025.

Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами административного дела: актом производства записи эфирного вещания на частоте 103,5 МГц в г. Дальнегорске от 19.03.2012, актом прослушивания записи эфирного вещания на частоте 103,5 МГц в г. Дальнегорске от 27.03.2012.

В соответствии с частью 5 статьи 60 Закона «О средствах массовой информации», лицензиат несет ответственность за нарушение лицензионных условий.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих обществу надлежащим образом исполнить требования Закона «О средствах массовой информации», условий осуществления деятельности соответствии с выданной лицензией, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Следовательно, вывод административного органа о нарушении обществом условий лицензирования, и о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, факт правонарушения и вина общества, выразившаяся в небрежности по отношению к своей обязанности по соблюдению лицензионных требований и условий, являются доказанными.

Довод ЗАО «Приморское агентство рекламы и информации» о том, что запись трансляции радиопрограммы эфирного вещания на частоте 103,5 МГЦ в г. Дальнегорске осуществлялась на несертифицированном оборудовании, судом отклоняется, поскольку запись произведена с применением оборудования - Ноутбук Acer 9504 WSVi N 079110400183 и ТВ Тюнер AVerMedia AVerTV Hybrid Ultra USB N 1300471100885, не являющегося специальным техническим средством и не требующего сертификата соответствия в области связи.

Указание общества на то, что вещание не осуществлялось только с 22 часов 30 минут 17.03.2012 по 12 часов 43 минут 18.03.2012 по причине отключения электроэнергии, связанного с аварией в сетях ОАО «ДРСК», судом не принимается, поскольку согласно акту прослушивания записи от 27.03.2012 вешание кроме указанного периода отсутствовало и в иные дни.

Полномочия сотрудников управления на составление протокола по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлены частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 04.05.2010 N 70.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ суд не усматривает ввиду следующего.

Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 вышеуказанного Постановления в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований лицензии.

Согласно статье 3.2. КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным применить меру ответственности, в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.