• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2012 года Дело N А51-3299/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 23 мая 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тур Ю.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ВладСтрой» (ИНН 2540166477, ОГРН 1102540007404, дата государственной регистрации 29.10.2010) к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007) третьи лица: Департамент имущественных отношений Минобороны России, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Минобороны России (в лице филиала 247 военное лесничество) об оспаривании решения

при участии: от заявителя: представитель Кульпина Мария Валерьевна по доверенности от 10.01.2012; от ответчика: главный консультант Бутенко Екатерина Андреевна по доверенности N 29/03/02-08/24562 от 27.12.2011; от третьих лиц: от 247 военного лесничества: представитель Ходосов Владимир Иванович по доверенности N 38 от 27.01.2012;

не явились: департамент имущественных отношений, извещен надлежаще, ходатайств не поступило

установил: общество с ограниченной ответственностью «ВладСтрой» обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамент, ответчик) N 29/06/02-14/22770 от 07.12.2011 об отказе в предоставлении обществу земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв. м., расположенного в районе улицы Выселковой, 49 в г. Владивостоке, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для технического обслуживания автотранспортных средств. Просит обязать Департамент в недельный срок после вынесения судом решения направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка приблизительной площадью 1500 кв. м., расположенного в районе улицы Выселковой, 49 в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для целей, не связанных со строительством - для технического обслуживания автотранспортных средств.

В обоснование заявленных требований общество сослалось на то, что оспариваемое решение противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ и нарушает права заявителя на получение испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством. Довод Департамента о вхождении испрашиваемого земельного участка в состав границ лесов, закрепленных за 247 военным лесничеством Минобороны РФ, не подтвержден материалам дела.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края требования заявителя считает необоснованными, указывая, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель границ лесов, закрепленных за 247 военным лесничеством Министерства обороны РФ согласно Распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, относится к федеральной собственности, на распоряжение которой у Департамента отсутствуют полномочия.

247 военное лесничество поддерживает позицию Департамента, указывая, что земельные участки в районе улицы Выселковой, 49 действительно находятся в ведении Министерства обороны РФ. Для того, чтобы однозначно сказать, что спорный земельный участок входит в состав земель Министерства обороны РФ, предоставленных в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, заявителю необходимо подготовить и представить обзорную схему земельного участка, поскольку ситуационный план не содержит необходимых данных для установления факта наложения участков.

Из материалов дела судом установлено, что 17.01.2011 общество «ВладСтрой» обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв м, расположенного в районе ул. Выселковая, д.49 в г.Владивостоке в аренду для целей, не связанных со строительством - для торговой деятельности.

Заявлением от 22.08.2011 общество уточнило цель использования земельного участка - для технического обслуживания автотранспортных средств.

Заявлением от 26.09.2011 общество уточнило свои намерения в части местоположения испрашиваемого земельного участка.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края письмом от 07.12.2011 29/06/02-14/22770 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав границ лесов Министерства обороны России, закрепленных за 247 военным лесничеством согласно Распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс.

ООО «ВладСтрой», не согласившись с указанным решением об отказе в предоставлении земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо наличие двух условий в совокупности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. В соответствии с ней органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам отнесены к федеральной собственности, а согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с кодексом. Следовательно, земельные и лесные участки, предоставленные для нужд обороны, не нуждаются в подтверждении принадлежности Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю и иные природные ресурсы, поскольку признание их законом федеральной собственностью является самостоятельным и достаточным основанием для возникновения у Российской Федерации права собственности на данный участок земель или лесов.

Органы местного самоуправления г. Владивостока и органы субъекта Российской Федерации Приморского края не вправе распоряжаться землями и иными природными ресурсами, являющимися федеральной собственностью, хотя бы расположенными в границах земель поселений.

Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.

Согласно акту от 21.09.55 Владивостокский лесхоз сдал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе 6 174 га покрытых лесом. Актом и приложениями к нему определены границы передаваемой территории.

Впоследствии в соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135, военному лесничеству N 247 по акту от 26.01.1999 переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина СССР от 12.03.1955 N 1885-рс. Акты о передаче (приемке) лесов утверждены Приказом Минприроды РФ и Минобороны РФ от 15.12.2000 N 555/592.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в спорном случае Департамент не располагает достоверными сведениями о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ, указанным в Распоряжении Совета Министров СССР от 12.03.1955. Отказ Департамента основан лишь на письме 1976 ОМИС ТОФ от 28.11.2011 N 7/4111.

В ходе судебного разбирательства представитель структурного подразделения Министерства обороны РФ заявлял о возможности нанесения испрашиваемого обществом земельного участка на земельный участок, находящийся в ведении Министерства обороны, при условии предоставления заявителем обзорной схемы земельного участка.

В ходе судебного разбирательства представитель общества пояснил, что при всех обращениях в Департамент представлял не обзорную схему, а ситуационный план земельного участка, поскольку это, по его мнению, равнозначные документы.

Ответчик утверждает, что в имеющемся в Департаменте ситуационном плане, представленном с письмами от 17.01.2011, 22.08.2011, не отражен испрашиваемый земельный участок, ситуационный план, указанный в письме от 26.09.2011, которым уточнялось местоположение испрашиваемого земельного участка, в Департаменте отсутствует.

Кроме того, в оспариваемом отказе имеется ссылка на обращение общества от 20.11.2011, данное обращение суду не представлено. Заявитель же утверждает, что последнее обращение датировано 26.09.2011.

Суд неоднократно откладывал судебные заседания и запрашивал правоустанавливающие документы на земли Министерства обороны РФ с целью установления факта наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, принадлежащие Министерству обороны. Однако, лицами, участвующими в деле, не представлены надлежащие доказательства того, что спорный земельный участок попадает в границы земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ на основании Распоряжения N 1881-рс от 12.03.1955. Из документов, представленных в материалы дела невозможно установить, имеется ли наложение земельного участка, находящегося в ведении Минобороны, и земельного участка, испрашиваемого заявителем.

Таким образом, Департамент отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на обстоятельства, которые не нашли своего подтверждения надлежащими доказательствами в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает преждевременным и необоснованным отказ Департамента в предоставлении земельного участка и считает надлежащим способом восстановления права обязать Департамент повторно рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельного участка с учетом установленных по делу обстоятельств и требований статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Расходы по государственной пошлине относятся на Департамент в силу статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 29/06/02-14/22770 от 07.12.2011 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1500 кв. м., расположенного в районе улицы Выселковая,49 в городе Владивостоке, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, как несоответствующее Земельному кодексу РФ.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок после вступления решения в законную силу рассмотреть обращение ООО «ВладСтрой» в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.

Взыскать с Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ООО «ВладСтрой» 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Голуб Е.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-3299/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 23 мая 2012

Поиск в тексте