• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2013 года Дело N А33-2019/2013

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2013 года В полном объеме решение изготовлено 15 апреля 2013 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуации России по Красноярскому краю (отделу надзорной деятельности по г. Красноярску)

об оспаривании предписания N 2844/1/1 предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 N 2844/1/1-3, при участии в судебном заседании: от заявителя: Глазыриной Н.А. на основании доверенности 27.02.2013, Зиновьева А.В. на основании доверенности от 27.02.2013,

от ответчика: Озерянского А.С. на основании доверенности от 25.12.2012 N 13-5-17566, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В, установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее по тексту - ФГУП «Почта России», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуации России по Красноярскому краю отделу надзорной деятельности по г. Красноярску об оспаривании предписания N 2844/1/1 предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 N 2844/1/1-3. Заявление принято к производству суда. Определением от 15.02.2013 возбуждено производство по делу. При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора. ФГУП «Почта России» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037724007276.

Должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 02.11.2012 N 2844 в период с 12.11.2012 по 30.11.2012 проведена внеплановая проверка по исполнению учреждением ранее выданного предписания от 03.11.2011 N 206/1/177-188.

По результатам проверки должностными лицами административного органа составлены акт проверки от 30.11.2012 N 2844, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности, учреждению выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 N 2844/1/1-3.

Полагая, что предписание N 2844/1/1 предписаний от 30.11.2012 N 2844/1/1-3 не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы учреждения, незаконно возлагает на него обязанности по устранению указанных в приведенном пункте предписания нарушений, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Органами государственного пожарного надзора являются, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Подпунктом «в» пункта 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации (далее по тексту - Положение от 12.04.2012 N 290) установлено, что органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, территориальный орган указанного министерства предназначается для осуществления функций в области обеспечения пожарной безопасности соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

При этом согласно подпункту «д» пункта 8 Постановления от 12.04.2012 N 290 осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений территориальных органов министерства, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 установлено, что государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право проводить проверки деятельности организаций, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности; выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Исходя из пункта 3.3.2. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 375 (далее по тексту - Административный регламент), государственную функцию по пожарному надзору осуществляют территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей. Пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Согласно пункту 26 Административного регламента выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 25 настоящего Административного регламента, заканчивается выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Следовательно, в компетенцию главного управления МЧС России по Красноярскому краю (отдела надзорной деятельности по г. Красноярску) входит осуществление государственного пожарного надзора, а государственные инспекторы городов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору уполномочены проводить проверки соблюдения требований пожарной безопасности и выдавать по их результатам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 N 2844/1/1-3 выданы государственными инспекторами г. Красноярска по пожарному надзору, следовательно, уполномоченными лицами в рамках их компетенции.

Суд полагает, что оспариваемое предписание N 2844/1/1-1 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего. Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) при проведении административным органом проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено. Заявитель оспаривает предписание N 2844/1/1.

В соответствии с указанным предписанием расстояние от здания отделения почтовой связи до временных строений составляет 6 метров, что является нарушением пункта 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных ПостановлениемГосстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (далее по тексту - СНиП 2.07.01-89*).

Пунктом 1* приложения 1* СНиПа 2.07.01-89* установлено, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*.

Таблица 1* СНиПа 2.07.01-89* регламентирует противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий в зависимости от степени огнестойкости здания. В предписании N 2844/1/1 не указано к какой степени огнестойкости относятся здание отделения почтовой связи и временные строения; каким должно быть расстояние, учитывая степень огнестойкости зданий; не указано, где находятся временные строения, принимая во внимание, что здание отделения почтовой связи расположено в районе индивидуального строительства с малоэтажной застройкой и приусадебными и приквартирными участками.

Доказательства того, что на территории расположения здания отделения почтовой связи, размещены какие - либо временные строения, в материалах дела отсутствуют, суду не представлены. В акте проверки от 30.11.2012 N 2844, зафиксировавшем вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности, иных материалах дела не указаны средства измерения (измерительные приборы), применявшиеся при замере расстояния между зданием отделения почтовой связи и временными строениями. Доказательства проведения замеров с использованием специальных измерительных средств в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены, об их наличии не заявлено. Протоколы, схемы измерений ответчиком не составлялись, измерительный прибор, а также метод измерения, осуществляемый в ходе проведения проверки в документах, оформленных по результатам проверки, не указаны.

Переданные представителем административного органа в дело фототаблицы NN 1- 3 от 05.04.2013 не свидетельствуют об обратном. Указанные фототаблицы не являются относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку выполнены ответчиком после выдачи оспариваемого предписания.

Более того, фотографии не подтверждают факт нахождения каких-либо хозяйственных построек в непосредственной близости от здания отделения почтовой связи. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, хозяйственные постройки, о которых идет речь в оспариваемом предписании, расположены за забором на земельных участках, находящихся в ведении иных лиц. Представители заявителя подтвердили приведенное обстоятельство. Изложенное свидетельствует о невозможности осмотра указанных построек для определения степени их огнестойкости, а также невозможности исполнения оспариваемого предписания, учитывая, что постройки заявителю не принадлежат. Принимая во внимание вышеизложенное, нарушение требований пожарной безопасности административным органом не доказано, оспариваемое предписание является невыполнимым. Кроме того, суд полагает необходимым указать следующее.

СНиП 2.07.01-89*, о нарушении которого указано ответчиком в оспариваемом предписании, фактически утратил силу в связи с введением в действие с 20.05.2011 актуализированной редакции СП 42.13330.2011, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.

СП 42.13330.2011 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктом 15.1. СП 42.13330.2011 противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» раздела II «Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов» Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).

Исходя из Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», глава 15 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ действует в части, устанавливающей требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями, предусмотренные статьями 69-75 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, утратили силу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

По части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положенийстатьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования

При указанных обстоятельствах предписание государственных инспекторов г. Красноярска по пожарному надзору N 2844/1/1 предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 N 2844/1/1-3 противоречит Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; нарушает права и законные интересы заявителя. Следовательно, требование заявителя подлежит удовлетворению. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» удовлетворить.

Признать недействительными предписания государственных инспекторов г. Красноярска по пожарному надзору N 2844/1/1-3 об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 30.11.2012 в части предписания N 2844/1/1.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Взыскать с ГУ МЧС России по Красноярскому краю в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья
Е.М.Чурилина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2019/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 15 апреля 2013

Поиск в тексте