• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2013 года Дело N А33-73/2013

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2013 года. Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Айсберг» (ИНН 2407063368, ОГРН 1072420000608)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (ИНН 2460063620, ОГРН 1042401791640)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 21.12.2012 N 04-12/6405 П, при участии в судебном заседании: от заявителя: Самарского А.В. на основании доверенности от 01.03.2013, от ответчика: Рахматулиной Т.М. на основании доверенности от 09.01.2013, Ламбрехта Е.О. на основании доверенности от 09.01.2013, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еремеевой А.И., с использованием средств аудиозаписи, установил:

общество с ограниченной ответственностью «Айсберг» (далее - общество «Айсберг», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.12.2012 N 04-12/6405 П. Определением от 28.01.2013 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с применением особенностей, установленных главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между резидентом обществом «Айсберг» (продавец) и нерезидентом - Маньчжурская торгово-экономическая компания «Юнь Чоу» (Китай, покупатель) заключен контракт от 01.12.2009 N LGW-010, предусматривающий вывоз с территории Российской Федерации пиломатериала хвойных пород на условиях DAF - Забайкальск и FCA станция отправления (далее - товар). Общая сумма контракта составляет ориентировочно 3 000 000,0 долларов США. Срок действия контракта на момент его подписания установлен до 31.12.2011. Дополнительным соглашением от 01.01.2012 N 2 срок действия контракта продлен до 31.12.2012. В соответствии с пунктом 3.2 контракта покупатель обязуется произвести 100 % оплату за товар в течение 180 календарных дней со дня оформления ГТД, допускаются авансовые платежи. Дополнительным соглашением от 30.08.2011 N 3 установлено, что покупатель обязуется произвести 100 % оплату за товар в течение 300 календарных дней со дня оформления ГТД, допускаются авансовые платежи. Согласно пункта 5.1 контракта при просрочке платежа более 30 дней продавец прекращает отгрузку товара покупателю до момента ликвидации задолженности за поставленную продукцию. По пункту 8.1 контракта в случае не поступления оплаты в полном объеме в течение 180 дней со дня оформления ГТД покупатель уплачивает штраф в размере 0,3 % за каждый день просрочки.

По контракту от 01.12.2009 N LGW-010 общество «Айсберг» в филиале Открытого акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Богучанском отделении N 2402 14.12.2009 оформлен паспорт сделки N 09120002/1481/0671/1/0. В связи с присоединением филиала Открытого акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (ОАО) Богучанское отделение N 2402 к филиалу Открытого акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Канскому отделению N 279, паспорт сделки N 09120002/1481/0671/1/0 обществом «Айсберг» был закрыт 30.11.2011 и в филиале Открытого акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Канском отделении N 279 по контракту от 01.12.2009 N LGW-010 оформлен паспорт сделки N 11120015/1481/0686/1/0 от 07.12.2011.

По состоянию на 06.06.2012, согласно ведомости банковского контроля по ПС N 09120002/1481/0671/1/0 и ведомости банковского контроля по ПС N 11120015/1481/0686/1/0, ООО «Айсберг» по контракту от 01.12.2009 N LGW-010 вывезено с территории Российской Федерации товара на общую сумму 6 506 771,1 долларов США, на счет общества «Айсберг» в уполномоченном банке получена иностранная валюта на общую сумму 4 869 247,0 долларов США, в т.ч. согласно ведомости банковского контроля по ПС N 09120002/1481/0671/1/0 по состоянию на 30.11.2011 вывезено товаров на сумму 6 082 554,3 долларов США, получено на счет в уполномоченном банке 4 739 273,0 долларов США, согласно ведомости банковского контроля по ПС N 11120015/1481/0686/1/0 по состоянию на 06.06.2012 вывезено товаров на сумму 424 216,8 долларов США, получено на счет в уполномоченном банке 129 974,00 долларов США. По состоянию на 06.06.2012 недополучение валютной выручки, согласно ведомости банковского контроля по ПС N 09120002/1481/0671/1/0 и ведомости банковского контроля по ПС N 11120015/1481/0686/1/0, составило 1 637 524,0 долларов США, в том числе 86 975,77 долларов США за товар, переданный нерезиденту по ДТ N 10606050/060411/0002959.

При исполнении контракта от 01.12.2009 N LGW-010 общество «Айсберг» не обеспечило в установленный срок получение от нерезидента на свой банковский счет денежных средств в сумм 86 975,77 долларов США. Товары по ДТ N 10606050/060411/0002959 на общую сумму 86 975,77 долларов США оформлены 06.04.2011, что подтверждается отметками таможенного органа «Выпуск разрешен», проставленными в указанной декларации на товары.

Согласно информации Читинской таможни от 20.03.2012 N 43-07-16/01827 товар по ДТ N 10606050/060411/0002959 вывезен с территории таможенного союза в период с 16.04.2011 по 23.04.2011. Установленный контрактом, с учетом дополнительного соглашения от 30.08.2011 N 3, срок для зачисления выручки (300 календарных дней со дня оформления ГТД) истек 31.01.2012.

16.05.2012 должностным лицом Красноярской таможни в отношении общества «Айсберг» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен акт проверки N 10606000/160512/0000070.

Полагая, что общество «Айсберг», не обеспечив в срок до 31.01.2012 получение от нерезидента на свой банковский счет денежных средств в сумме 86 975,77 долларов США, причитающихся за переданный нерезиденту товар по ДТ N 10606050/060411/0002959, нарушило пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», допустило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Красноярская таможня в отношении заявителя составила протокол от 15.06.2012 об административном правонарушении (регистрационный номер дела 10606000-201/2012).

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 21.12.2012 N 04-12/6405 П заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 977 378, 91 рублей. Заявитель считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» протокол об административном правонарушении от 15.06.2012 составлен должностным лицом таможенного органа - уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Красноярской таможни А.В. Баськовым.

Согласно части 1 статьи 23.60 КоАП РФ, пунктам 2, 5 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пункту 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Приказа Росфиннадзора от 17.11.2004 N 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» постановление о назначении административного наказания от 21.12.2012 N 04-12/6405 П вынесено заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае С.А. Павлюченко, то есть уполномоченным лицом, в пределах представленных законом полномочий. Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 15.06.2012 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника общества «Айсберг» Джиоевой И.В. (доверенность N 7 от 02.04.2012) при этом, законный представитель юридического лица надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания от 21.12.2012 N 04-12/6405 П вынесено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела; в присутствии защитника общества «Айсберг» на основании доверенности от 01.03.2012 N 12. Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 4 статьи 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, является невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары. Правонарушение считается оконченным с момента наступления указанного срока.

В соответствии с пунктом 1 части 1 стать 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ на резидентов внешнеторговой деятельности, в том числе возложена обязанность в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Из материалов дела (контракта от 01.12.2009 N LGW-010, дополнительного соглашения от 30.08.2011 N 3, акта проверки от 12.04.2012 N 10606000/160512/0000070, протокола об административном правонарушении от 15.06.2012) следует, что в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора оплата за поставленный товар в сумме 86 975,77 долларов США, причитающихся за переданный нерезиденту товар по ДТ N 10606050/060411/0002959 нерезидентом в установленный срок не произведена.

Следовательно, обществом «Айсберг» не выполнены указанные требования Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ по получению на свои банковские счета в уполномоченном банке иностранной валюты за поставленную продукцию, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения заявителем возложенных на него валютным законодательством обязанностей в установленный срок, не зависящих от воли обязанного лица, последним не представлено. Вышеназванные действия (бездействие) общества «Айсберг» содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ. В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Суд считает, что заявитель не доказал принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований и совершение нарушения по независящем от него обстоятельствам.

Доводы общества «Айсберг» о том, что оно приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отклоняются судом в связи со следующим. Как следует из материалов дела, заявителем в течение всего срока, установленного для поступления выручки (300 календарных дней) обществом не направлялось нерезиденту писем о необходимости оплаты за поставленный товар, а также о возможности привлечения нерезидента к ответственности за несвоевременное поступление иностранной выручки на свой банковский счет. Кроме того, заявителем не представлено доказательств проведенных с нерезидентом встреч, а также телефонных переговоров относительно выполнения условий контракта.

Заключение обществом «Айсберг» договора уступки права требования от 02.03.2012 N 1/03, не освобождает его от ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению получения иностранной валюты на свой банковский счет в установленный контрактом срок за товар, переданный нерезиденту по ДТ N 10606050/060411/0002959, так как указанный договор был заключен после 31.01.2012, т.е. по истечении срока оплаты указанного товара, установленного контрактом. Закрытие 04.07.2012 обществом «Айсберг» по контракту паспорта сделки N 11120015/1481/0686/1/0 и дальнейшее открытие ООО «Амаравати» паспорта сделки N 12080008/1481/0678/1/0 по данному контракту не препятствовали исполнению заявителем обязанности, установленной пунктом 1 части 1 стать 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, так как срок исполнения обязанности истек 31.01.2012. Суд учитывает, что установление в пункте 3.2 контракта условия об осуществлении авансовых платежей, не способствовало побуждению нерезидента к своевременному исполнению обязательств по оплате товара. Условиями контракта не предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера. Направление претензии от 01.02.2012, т.е. на следующий день после истечения срока оплаты, и прекращение поставки нерезиденту товаров с 01.02.2012 не являются своевременными и достаточными мерами для обеспечения получения валютной выручки в установленный контрактом срок. К тому же, ответа на данную претензию от нерезидента заявителем в материалы дела не представлено. Меры ответственности, установленные пунктом 8.1 контракта в виде штрафа за каждый день просрочки, обществом «Айсберг» не применялись. Претензионное письмо от 30.04.2012 с указанием суммы штрафа направлено нерезиденту после заключения договора уступки права требования от 02.03.2012, о заключении которого нерезидент был уведомлен.

Довод заявителя о том, что 13.02.2012 в адрес Маньчжурской торгово-экономической компании «ЮньЧоу» им направлялось предарбитражное уведомление о погашении нерезидентом всей суммы задолженности и процентов, а также о намерении заявителя обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском, не может быть принят судом во внимание, поскольку указанное предарбитражное уведомление при рассмотрении дела об административном правонарушении обществом «Айсберг» не представлялось, в то время как рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайству общества. Таким образом, заявителем не были предприняты действия в соответствии с пунктом 10.1 контракта по обращению в арбитражный суд. Возникновение у общества «Айсберг» финансовых трудностей не может являться основанием для его освобождения от принятия всех зависящих от него мер по исполнению установленной законом обязанности, в том числе основанием для необращения в суд за взысканием задолженности и неустойки. При отсутствии денежных средств для уплаты госпошлины общество могло обратиться к суду с ходатайством о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины. Кроме того, нерезидентом уже нарушался срок оплаты по контракту, что подтверждают письма от 01.07.2011 и от 05.08.2011. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем не были предприняты своевременные и достаточные меры для обеспечения поступления оплаты за отгруженный товар на банковский счет в сроки, установленные контрактом. Вина общества «Айсберг» подтверждена материалами дела. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, заявителем не представлены. Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества «Айсберг» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Доказательства, подтверждающие наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, лицам, участвующими в деле не представлены; об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что размер штрафа определен территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае в минимальном предусмотренном санкцией размере (1 977 378, 91 рублей).

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания от 21.12.2012 N 04-12/6405 П является законным и обоснованным. В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Айсберг» в удовлетворении заявления об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае N 04-12/6405 П от 21.12.2012 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья
И.А.Раздобреева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-73/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 12 апреля 2013

Поиск в тексте