• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2013 года Дело N А26-864/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2013 года. Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Правительству Республики Карелия о признании недействительными отказов

Третьи лица - Министерство финансов Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации, Администрация Петрозаводского городского округа, при участии представителей:

от заявителя, открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы", - Зосим В.С., представитель по доверенности от 16.06.2010; Бобков Ю.Л., представитель по доверенности от 03.04.2013;

от ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, - Никифоров И.Н., ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения по доверенности от 01.11.2012; Карнаухова Е.А., ведущий специалист - эксперт отдела нормирования по доверенности от 28.03.2013;

от ответчика, Правительства Республики Карелия, - Петухова А.А., начальник отдела государственного экологического надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по доверенности от 26.02.2013; Власова О.С., ведущий специалист отдела правового обеспечения Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по доверенности от 26.02.2013;

от третьего лица, Министерства финансов Республики Карелия, - Пахоменко Р.В., заместитель начальника правового отдела по доверенности от 27.02.2013;

от третьего лица, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - Власова О.С., ведущий специалист отдела правового обеспечения по доверенности от 16.07.2012; Петухова А.А., начальник отдела государственного экологического надзора по доверенности от 28.11.2012;

от третьих лиц, Министерства финансов Российской Федерации, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явились,

установил: Открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы» (далее - общество, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», ОАО «ПКС») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными:

- отказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Карелия, Управление, Росприроднадзор), выраженных в письмах от 21.12.2012 N07-01-4560, от 31.01.2013 N07-01-273, в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 16 046 977 руб. 60 коп. за первый, второй и третий кварталы 2012 года.

- отказов Правительства Республики Карелия, выраженных в письмах от 25.12.2012 N10319, от 28.12.2012 N5043/13.1-08, в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 16 046 977 руб. 60 коп. за первый, второй и третий кварталы 2012 года. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит:

- обязать Управление Росприроднадзора по Республике Карелия оформить корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» за первый, второй и третий кварталы 2012 года в размере 16 046 977 руб. 60 коп. с учетом освоения средств на выполнение ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» природоохранных мероприятий.

-обязать Правительство Республики Карелия утвердить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачесть средства за первый, второй и третий кварталы 2012 года в размере 16 046 977 руб.00 коп. в счет платежей ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» за негативное воздействие на окружающую среду.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2013 суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство финансов Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации, Администрацию Петрозаводского городского округа.

В судебном заседании представители общества поддержали заявленные требования, обосновав их Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Указания) и мотивированы предоставлением заявителем всех необходимых документов для осуществления компетентными органами корректировки размеров платежей с учетом освоения заявителем средств на выполнение природоохранных мероприятий и наличием правовых оснований для зачисления этих средств в счет указанных платежей. Представитель Управления, возражая против удовлетворения заявления, со ссылкой на раздел II Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N400, указал, что процедура перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации, не предусматривает освобождения от обязанности вносить плату, а постановление N632 применяется в части, не противоречащей бюджетному законодательству Российской Федерации, так как Бюджетный кодекс Российской Федерации наделен более высокой юридической силой, чем постановление Правительства Российской Федерации. В условиях отсутствия в действующем природоохранном и бюджетном федеральном законодательстве прямых норм, допускающих уменьшение фактического размера вносимых экологических платежей посредством зачета затрат, понесенных природопользователями на проведение природоохранных мероприятий, уменьшение размера экологических платежей по указанным основаниям является недопустимым. Росприроднадзор не уполномочен осуществлять проверку (оценку, исследование, экспертизу) фактически выполненных мероприятий на предмет их отнесения к числу природоохранных мероприятий. Представители второго ответчика также не согласны с заявлением общества, поддержали доводы, аналогичные изложенным в отзыве от 26.02.2013 и дополнениях к отзыву от 26.03.2013. Считают, что обществом нарушены пункты 6.3 и 6.6 Указаний, оно не представило план природоохранных мероприятий, прошедший соответствующее согласование, или решение о включении мероприятий в соответствующий перечень природоохранных мероприятий, которые являются основаниями для проведения корректировки, в том числе для утверждения объема корректировки как отдельного этапа. Оспаривая заявленные требования, представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, в отзыве от 26.03.2013 указали те же доводы, что и Правительство Республики Карелия.

Представитель Министерства финансов Республики Карелия также возражал против удовлетворения заявления, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве от 27.02.2012 N16.2-12. Считает, что бюджетное законодательство не позволяет главному администратору доходов бюджета Республики Карелия по плате за негативное воздействие на окружающую среду - Управлению Росприроднадзора по Республике Карелия (Приложение 2 к Закону Республики Карелия от 18.12.2012 N1660-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов») - применять положения подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1993 N632 в части корректировки размеров платежей природопользователей. Представители третьих лиц, Министерства финансов Российской Федерации и Администрации Петрозаводского городского округа, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся доказательствам.

28 марта 2013 года в судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 04 апреля 2013 года (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). После перерыва представитель Министерства финансов Республики Карелия и второй представитель Управления в судебное заседание не явились. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Арбитражный суд Республики Карелия приходит к следующему.

ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», осуществляющее в своей хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду и являющееся плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, письмами от 03.12.2012 N105.01-1/917, от 11.12.2012 N105.01-1/952, от 28.12.2012 N105.01-1/918, от 11.12.2012 N105.01-1/953, от 28.12.2012 N105.01-1/1015 обратилось в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия и Правительство Республики Карелия с заявлениями о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй, третий кварталы 2012 года на сумму 16 046 977 руб. 60 коп., с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.

Управление письмом от 21.12.2012 N07-01-4560 указало обществу на то, что документально подтвержденные виды работ не входят в перечень природоохранных мероприятий, предусмотренных приложением 2 Инструктивно - методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993.

На повторное обращение заявителя от 28.12.2012 после предоставления дополнительных пояснений, подтверждающих природоохранный характер мероприятий и их соответствие Приложению N2 к Указаниям, письмом от 31.01.2013 N07-01-273 Управление отказало в корректировке, указав в качестве оснований те обстоятельства, что законодательство не предусматривает освобождение от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие в законодательстве прямых норм, допускающих уменьшение фактического размера вносимых платежей путем зачета затрат, понесенных природопользователями на проведение экологических мероприятий. Также Управление затребовало положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на объект «Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска (II этап), которое было направлено письмом от 05.02.2013 N105.01-1/79. Министерство по природопользованию и экологии по Республике Карелия письмом от 25.12.2012 N10319 сообщило, что ОАО «ПКС» не представило согласованный территориальными органами Росприроднадзора план природоохранный мероприятий, и объем корректировки размеров платежей. Не согласившись с отказами Управления Росприроднадзора по Республике Карелия, Правительства Республики Карелия, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В рамках реализации проекта «Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска (II этап) Третий пусковой комплекс» обществом осуществляется строительство резервуара -усреднителя промывной воды от блока 1-ой ступени очистки, горизонтального отстойника, блока обработки и обезвоживания осадка. Финансирование инвестиционного проекта по строительству и реконструкции водопроводных очистных сооружений в городе Петрозаводске осуществляется в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» По мнению заявителя, данные мероприятия соответствуют природоохранным мероприятиям, поименованным в пункте 1.2 (внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов) и пункте 1.3 (осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные сооружения, биологические каналы, экраны) Приложения N1 к Указаниям.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).

Подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 названного Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») и от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации 048 1 12 01000 01 0000 120) является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Таким образом, поскольку Управление Росприроднадзора по Республике Карелия как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, наделено функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Карелия, именно Управление Росприроднадзора по Республике Карелия и Правительство Республики Карелия обязаны осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом сумм, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий.

Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий установлены разделом 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993. На основании пунктов 6.3, 6.4, 6.13 Указаний, предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий» (Приложение N 2). Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. То есть одним из существенных условий для принятия решения о корректировке является согласованный территориальными органами Росприроднадзора по Республики Карелия план природоохранных мероприятий, который не может быть заменен иным документом.

В данном случае общество ссылается на письмо Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Управления от 24.08.2012 N07-01-3023.

Как видно из материалов дела, общество 24.07.2012 обратилось в Управление с запросом о согласовании плана мероприятий по охране окружающей среды в 2012 году, но получив отказ, в установленном порядке его не обжаловало. А давать оценку действиям Управления, изложенным в письме от 24.08.2012 N07-01-3023, по оставлению им без удовлетворения данного обращения, суд не может по причине того, что данное требование может являться самостоятельным предметом спора, а суд, будучи ограниченным рамками настоящего дела, не может принимать решения по поводу обстоятельств, не явившихся предметом спора в рамках рассмотренного дела.

План - документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность, сроки реализации, исполнителей. Однако такой документ представлен не был. Также, как правильно указал представитель Правительства Республики Карелия, обществом в нарушение пункта 6.6 Указаний, не было представлено решение о включении мероприятий в соответствующий перечень природоохранных мероприятий, которое является основанием для проведения корректировки, в том числе для утверждения объема корректировки как отдельного этапа.

Согласно пункту 6.6 Указаний в случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды. Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, должны осуществляться в рамках реализации проектов (пункт 6.9). Таким образом, отсутствие данных документом является препятствием для корректировки размера платы за загрязнение окружающей природной среды. Процессуальная обязанность доказывания обстоятельств, на которых основаны требования общества, возложены на заявителя (часть 1 статьи 65Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья
Гарист С.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-864/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 10 апреля 2013

Поиск в тексте