АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 апреля 2013 года Дело N А26-11298/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2013 года. Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия

о признании незаконным и отмене решения N 02/007/2012-735 от 24.09.2012, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, при участии представителей:

от заявителя - не явился,

от ответчика - Дадакина Владислава Владимировича, главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения по доверенности от 02.05.2012 года,

от третьих лиц - не явились,

установил: открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - заявитель, общество, ОАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения надлежащего ответчика) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене решения N 02/007/2012-735 от 24.09.2012 года, которым заявителю отказано в проведении государственной регистрации договора аренды от 24.05.2012 года N 38 лесного участка, состоящего из 24 земельных участков, находящихся в едином землепользовании. В отзыве на заявление ответчик требования не признал, указав, что отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным.

Определениями суда от 21.01.2013 года и от 18 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а на стороне ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". В отзыве на заявление Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия поддержало заявление общества, дополнительно указав, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права аренды, поскольку заявителем для государственной регистрации были представлены документы, подтверждающие факт постановки спорных участков на кадастровый учет, а право собственности на них возникло в силу прямого указания закона. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве указало, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости поступают в рамках взаимодействия с Управлением. Поскольку в течение двух лет не поступали сведения о зарегистрированных правах на отдельные земельные участки, то сведения о них аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия отзыв по существу требований не представило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Заявитель и третьи лица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. При таких обстоятельствах дело подлежит рассмотрению в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО "ФСК ЕЭС" и третьих лиц. Представитель ответчика требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве на заявление общества. Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления, суд считает установленными следующие обстоятельства.

27 июля 2012 года открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Беломорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 24.05.2012 года N 38, представив все необходимые документы. Указанное заявление с приложением документов было получено в Межрайонном отделе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК г.Кемь, о чем представителю общества выдана расписка N10-10-02/007/2012-735 (том 1, л.д.24).

Сообщением от 24.09.2012 года N 02/007/2012-735 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) отказало в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 24.05.2012 года N 38, посчитав, что передаваемый в аренду лесной участок общей площадью 434,54 га, состоящий из 24 земельных участков, находящихся в едином землепользовании, не может быть передан в аренду в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации, поскольку согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о правах на передаваемые в аренду 24 участка отсутствуют (том 1, л.д.16-19). Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", не согласившись решением регистрирующего органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 6 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

Судом установлено, что на основании приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 06.04.2012 N487 в соответствии со статьями 9,21,25,45,74,83 Лесного кодекса Российской Федерации ОАО «ФСК ЕЭС» предоставлен лесной участок, расположенных в кварталах Полярно-Кругского лесничества (по лесоустройству) Чупинского участкового лесничества, Лоухского лесничества (по лесоустройству) Лоухского участкового лесничества, общей площадью 434,54 га в аренду сроком на 48 лет в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов - линий электропередач (том 1, л.д.27).

24 мая 2012 года между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ОАО «ФСК ЕЭС» заключен договор о передаче обществу в аренду сроком на 48 лет в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов - линий электропередач лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 434,54 га, расположенного в кварталах Полярно-Кругского лесничества (по лесоустройству) Чупинского участкового лесничества, Лоухского лесничества (по лесоустройству) Лоухского участкового лесничества. Лесной участок поставлен на кадастровый учет и состоит из 24 земельных участков, находящихся в едином землепользовании. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 41-2012-04 (1037) (том 2, л.д.1-38).

Согласно кадастровым паспортам указанных в договоре аренды 24 земельных участков, они образованы из состава единого землепользования с кадастровым номером 10:00:0000000:48 (том 1, л.д.28-106, том 2, л.д. 39-118). Раздел земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:48 произведен на основании распоряжения Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 13.04.2012 N41. Как установлено судом и подтверждает ответчик, согласно записям в ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 10:00:0000000:48 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В Республике Карелия на основании Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П, данные полномочия осуществляет названное Министерство. Таким образом, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, является лицом, уполномоченным предоставлять в аренду земли лесного фонда. По правилам статьи 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Суд считает, что при изложенных обстоятельствах отсутствовали основания для отказа обществу в государственной регистрации права аренды спорных земельных участков по указанному в оспариваемом сообщении основанию.

Суд также принимает во внимание фактические обстоятельства дела, согласно которым одновременно с заявлением о регистрации права аренды в регистрирующий орган было представлено заявление о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные 24 земельных участка (расписка в получении заявления N10-10-02/007/2012 -711 от 27.07.2012), при этом указанные заявления поступили до истечения двухлетнего срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках. В силу абзаца седьмого пункта 6 статьи 12 Закона о регистрации при заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу «Особые отметки» ЕГРП вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта. Это так называемая предварительная регистрационная запись необходима для информирования третьих лиц о существовании правопритязания в отношении объекта недвижимого имущества. Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, Управление не вносило такую запись о заявлении общества.

Доводы и возражения ответчика по существу требований заявителя суд находит несостоятельными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что заявление открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" следует удовлетворить.

Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН: 1024701893336; ИНН:4716016979) удовлетворить.

Признать незаконным, как не соответствующий Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», выраженный в сообщении от 24.09.2012 года N 02/007/2012-735 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 24.05.2012 года N 38.

2. Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в пользу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья
Васильева Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка