• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2011 года Дело N А33-4115/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «10» октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен «17» октября 2011 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А., при участии: от заявителя: Щербакова С.А., представителя по доверенности от 26.11.2010, от ответчика: Сафьяновой Е.Г., представителя по доверенности от 11.01.2011 N2,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «25» июля 2011 года по делу N А33-4115/2011, принятое судьей Чурилиной Е.М.

установил:

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» ОГРН 1022402653008, ИНН 2466001998 (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - административный орган, управление) об оспаривании в части представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N 13-14-490.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июля 2011 года заявление удовлетворено частично. Признан недействительным пункт 8 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N13-14-490. В остальной части требования отказано.

Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 8 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N 13-14-490.

Из апелляционной жалобы следует, что полученные в безвозмездное бессрочное пользование основные средства должны учитываться на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402653008.

На основании удостоверений на проведение ревизии (проверки) от 25.10.2010 N 490, от 16.11.2010 N 490/1, от 19.11.2010 N 490/2 должностными лицами управления в период с 27.10.2010 по 16.12.2010 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности заявителя за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт ревизии от 16.12.2010, в которым отражены выявленные нарушения бюджетного законодательства.

По факту выявленных нарушений руководителем управления вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N13-14-490.

Пунктом 8 подраздела III раздела I «Нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов» представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N 13-14-490 установлено, что учреждением не отражены в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) 15 земельных участков, что является нарушением пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Учреждение оспорило в арбитражном суде пункт 8 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N13-14-490, полагая, что спорные земельные участки постановке на бюджетный учет не подлежат.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд первой инстанции, учитывая положения статьи 266, части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2004 N278, пунктов 5.1.1, 5.14.1, 5.14.3, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N89н, сделал правильный вывод о том, что представление от 24.12.2010 N13-14-490 о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено уполномоченным государственным органом.

Заявителю принадлежат 15 земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается перечнем земельных участков, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за заявителем в 2009 году, свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами, распоряжениями территориального управления Росимущества по Красноярскому краю «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» от 19.03.2007 N 10-475р и от 01.06.2007 N 10-953р. Право собственности на данные участки установлено и законодательно закреплено за Российской Федерацией.

Из пункта 8 подраздела III раздела I «Нарушения в использовании средств федерального бюджета / государственных внебюджетных фондов» оспариваемого представления следует, что учреждение в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не отразило в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) 15 земельных участков.

Суд апелляционной инстанции полагает, что у учреждения отсутствовала обязанность по отражению указанных земельных участков в учете по счету 1.103.01 «Земля» на основании следующего.

Пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

По пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются, в том числе:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 N148н (далее - Инструкция N 148н), которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией N 148н через план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией N 148н.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции N 148н счет 010000000 «Нефинансовые активы» предназначен для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов.

Для учета операций с нефинансовыми активами применяется, в том числе следующий счет: 010300000 «Непроизведенные активы».

Пунктом 28 Инструкции N 148н предусмотрено, что счет 010300000 «Непроизведенные активы» предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и др.).

Указанные активы отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

Согласно пункту 34 названной Инструкции на счете 010301000 «Земля» учитываются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

Следовательно, учету по указанному счету подлежат земельные участки:

- на которые установлено и законодательно закреплено право собственности,

- которые вовлечены в хозяйственный оборот (по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения).

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Вовлечение земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот осуществляется с учетом ограничений, установленных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, поскольку указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, закреплены за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не вовлечены в хозяйственный оборот, суд первой инстанции правильно признал, что учету на счете 010301000 «Земля» они не подлежат.

Вместе с тем, довод управления о необходимости отражения спорных земельных участков на забалансовом счете является обоснованным.

Признавая недействительным пункт 8 подраздела III раздела I оспариваемого представления от 24.12.2010 N 13-14-490, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что положения Инструкции N 148н не предусматривают отражение земельных участков, являющихся федеральной собственностью, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, на забалансовых счетах.

В соответствии с пунктом 263 Инструкции N 148н (действующей в проверяемый период) на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

В бюджетном учете применяется забалансовый счет 01 «Основные средства в пользовании». На этом счете учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Российская Федерация, являющаяся собственником 15 земельных участков, передала их в безвозмездное бессрочное пользование учреждению без права распоряжения.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полученные в безвозмездное бессрочное пользование основные средства должны учитываться на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании», в том числе в связи с необходимостью отражения в бюджетном учете расходов, связанных с пользованием этими земельными участками.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N191н (далее - Инструкция N191н), в состав бюджетной отчетности включается форма отчетов - баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).

Пунктом 20 Инструкции N191н установлено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование», в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 - 012).

Таким образом, форма по ОКУД 0503130 предусматривает отражение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.

При таких обстоятельствах, пункт 8 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 24.12.2010 N 13-14-490, содержащий указание на отражение в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) 15 земельных участков, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы учреждения.

Следовательно, решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 8 подраздела III раздела I оспариваемого представления подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. В отмененной части следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» июля 2011 года по делу N А33-4115/2011 отменить в части признания недействительным пункта 8 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 24.12.2010 N 13-14-490. В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Г.Н.Борисов
Судьи
Г.А.Колесникова
Е.В.Севастьянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-4115/2011
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 октября 2011

Поиск в тексте