ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2011 года Дело N А33-9800/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Дунаевой Л.А., судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии представителей:

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края (заявителя) - Козловой Е.А., на основании доверенности от 11.01.2011 N 2.2-01/0036;

Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (ответчика, государственного органа) - Сафьяновой Е.Г., на основании доверенности от 11.01.2011 N 2, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 30 августа 2011 года по делу NА33-9800/2011, принятое судьей Ивановой Е.А.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края (ОГРН 1042441310010) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 11.05.2011 N 13-14-99 о ненадлежащем исполнении бюджета, в части нарушений, установленных пунктом 1 раздела I, пунктом 3 раздела III.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2011 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:

- приобретенные инспекцией приборы подлежат учету в составе материальных запасов на счете 010506000 «Прочие материальные запасы», поскольку приборы учета и трансформаторы не выполняют самостоятельных функций;

- у инспекции отсутствовала обязанность по отражению земельного участка, не вовлеченного в хозяйственный оборот, в бюджетном учете в 2010 году.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку не установил уважительность причин непредставления данных документов в суд первой инстанции, о чем вынес протокольное определение от 15.11.2011.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В период с 04.04.2011 по 22.04.2011, на основании удостоверения от 31.03.2011 N 99, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края за 2010 год.

По результатам ревизии составлен акт от 22.04.2011. На акт ревизии представлены возражения от 22.04.2011.

Установив нарушения в использовании инспекцией средств федерального бюджета, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае вынесено представление от 11.05.2011 N 13-14-99 о ненадлежащем исполнении бюджета, в том числе:

- нецелевое использование средств федерального бюджета 2010 года - по разделу 01 подразделу 06, целевой статье 0011500, виду расходов 012 подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» приобретены приборы учета электроэнергии - 2 шт., и трансформаторы тока 200/5 - 6 шт., в общей сумме 6500 рублей (пункт 1 раздела I);

- неотражение в бюджетном учете и отчетности - данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) кадастровой стоимости земельного участка, сумма нарушения - 9 746 233 рубля 92 копейки (пункт 3 раздела III);

Не согласившись с представлением от 11.05.2011 N 13-14-99 в указанной части, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 11.05.2011 N 13-14-99 является ненормативным правовым актом: издано в документальной форме с соблюдением необходимых реквизитов, выражает властное предписание индивидуального характера (содержит выводы о незаконном использовании средств федерального бюджета, о нарушении бюджетного законодательства, требование, обязывающее принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и информировании о результатах рассмотрения представления), предполагает, в случае его неисполнения, применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации). Названное представление обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой управлением деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Таким образом, указанный ненормативный правовой акт может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, оспариваемое представление от 11.05.2011 N 13-14-99 вынесено уполномоченным должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае в пределах компетенции.

В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения

Пункт 1 раздела I оспариваемого представления установлено нецелевое использование средств федерального бюджета 2010 года в сумме 6500 рублей.

Из материалов дела следует, что бюджетополучателем - Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края утверждена бюджетная смета на содержание на 2010 год в сумме 39 325 370 рублей в соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Лимиты бюджетных обязательств доведены своевременно в объеме расчетов предоставленных к смете.

В ревизуемом периоде инспекцией заключен договор на выполнение работ по замене приборов учета электроэнергии и трансформаторов тока сети электроснабжения административного здания с Заозерновским межрайонным отделением открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» от 12.05.2010 N 21 на сумму 10 360 рублей, в связи с чем, заключен договор от 12.05.2010 N 19 на приобретение приборов учета электроэнергии 3ф. - 2 шт., и трансформаторов тока 200/5 - 6 шт., на общую сумму 6500 рублей. Оплата произведена согласно Классификации операции сектора государственного управления (далее - КОСГУ) по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2009 N150н, на счет статьи 310 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 разъяснен порядок применения классификации операций сектора государственного управления. Согласно пункту 3 отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который самостоятельно принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148), и несет ответственность за правильность принятых им решений.

В силу пункта 20 Инструкции N 148н группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета осуществляется согласно разделам классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов данные основные средства относятся к 4 амортизационной группе к подклассу «Инструменты и приборы для измерения или проверки количественных характеристик электричества». Трансформаторам присвоен вид основных средств 14 3312474 (трансформаторы измерительные), приборам учета электроэнергии - 14 3312481 (счетчики электрические постоянного тока).

Довод заявителя о том, что трансформатор тока и прибор учета электроэнергии относятся к материальным запасам, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Пунктами 16, 50 Инструкции N 148н, предусмотрено, что к объектам основных средств относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» приобретенные устройства - электросчетчики и трансформаторы имеют срок полезного использования более 12 месяцев. Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов. К материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.

Отражение указанных устройств в учете заявителя как материальные запасы не свидетельствует об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, так как неверное отражение в бюджетном учете приобретенных основных средств является лишь следствием нецелевого использования.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Довод заявителя о том, что выводы суда первой инстанции основаны на нормах, недействующих в спорный период, отклоняется судом первой инстанции, поскольку опровергается текстом обжалуемого решения.

Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства федерального бюджета в сумме 6500 рублей по платежному поручению от 18.06.2010 N 14728 использованы не по целевому назначению, что выразилось в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно, за счет средств статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» произведена оплата основных средств (трансформаторы код по ОКОФ - 143312474, приборы учета электроэнергии код по ОКОФ - 143312480), тогда как расходы следовало производить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Пунктом 3 раздела III оспариваемого представления установлено, что заявителем не отражены в бюджетном учете и отчетности кадастровая стоимость земельного участка, сумма нарушения составила 9 746 233 рубля 92 копейки.

В проверяемом периоде на балансе инспекции по состоянию на 01.01.2010 числилось недвижимое имущество балансовой стоимостью 8 858 163 рубля 64 копейки, в составе здания и помещение гаража.

Земельный участок общей площадью 3858 кв.м. по адресу объекта: Красноярский край, г. Зеленогорск, прилегающий к зданию учебного комбината, расположенного по адресу: ул. Калинина, 27, кадастровый номер: 24:59:0303037:0317, принадлежит Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску Красноярского края на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2008).

Пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

По пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются, в том числе:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно Инструкции N148н, которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 N129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией N 148н через план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета.