АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2012 года Дело N А26-365/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 13 марта 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Юг-Сервис" о взыскании 31 187 руб. 29 коп. при участии представителей:

заявителя, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Карелия, - Анищенко Н.В., представитель по доверенности от 29.09.2011;

ответчика, муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Юг-Сервис", - не явился;

ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Юг Сервис», - не явился; установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Юг-Сервис" (далее - ответчик, Предприятие) о взыскании 31 187 руб. 29 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года.

Ответчик в отзыве на заявление сообщил, что Определением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5054/2011 от 08.11.2011 установлено, что Постановлением Администрации Хийтольского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия от 27.10.2010 N 45/1 объекты недвижимости, производящие негативное воздействие на окружающую среду, у ответчика были изъяты и переданы в казну Хийтольского сельского поселения. Указанным определением суда также установлено, что Постановлением Администрации Хийтольского сельского поселения Лахденпохского района РК N 47 от 28.10.2010 данное имущество передано в аренду Администрацией обществу с ограниченной ответственностью «Юг Сервис» (далее - Общество) для оказания услуг по техобслуживанию жилого фонда, использования в целях, предусмотренных в Уставе Общества. Таким образом, с 27.10.2010 данные объекты фактически находились во владении, пользовании и распоряжении ООО «Юг-Сервис».

Кроме того, заявление о признании ответчика несостоятельным (банкротом) поступило в суд 23.11.2010, определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.02.2011 по делу NА26-9973/2010 в отношении ответчика введена процедура наблюдения, решением суда от 03.08.2011 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Ответчик полагает, что требования по взысканию обязательных платежей, возникшие с 01.10.2010 до 27.10.2010 (дата передачи объектов) должны быть рассмотрены в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; надлежащим ответчиком по делу является ООО «Юг-Сервис». На основании изложенного, Предприятие просило привлечь ООО Юг-Сервис» в качестве соответчика по настоящему делу.

Определением от 20.02.2012 судом привлечено ООО «Юг-Сервис» в качестве соответчика по настоящему делу.

В отзыве на заявление Управления ООО Юг-Сервис» считает необоснованными требования о взыскании 31 187 руб. 29 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года. Указывает, что Предприятием не производился поквартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представленный в январе 2011 года расчет составлен некорректно, фактически в нем указана сумма платы за период с января по октябрь 2010 года, а сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года составляет 3145,53 руб.

Общество также уведомило суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель заявителя поддержала заявленное требование в полном объеме по указанным в заявлении основаниям и в возражениях на отзыв Предприятия. Заявитель указала, что Предприятие не представляло иных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представленный в январе 2011 года расчет расценен Управлением в качестве расчета за 4 квартал 2010 года. Корректирующие расчеты также не представлены. Сумма платежа определена ответчиком самостоятельно. Управление просит взыскать задолженность в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились.

Судебное разбирательство проведено судом по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков.

Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О), утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).

В целях приведения пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 632 в соответствие со статьей 16 Закона N 7-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В результате осуществления своей деятельности Учреждение оказывает следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, следовательно, в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).

Ответчиком в Управление представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года (л.д. 12-13), согласно которому сумма платы составляет 35249 руб. 16 коп.

Учреждением плата в установленные сроки произведена частично, в связи с чем Управлением в его адрес направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 31.05.2011 в сумме 31187 руб. 29 коп. со сроком исполнения до 18.07.2011 (л.д. 10).

Указанное требование в установленный срок предприятием не исполнено и не оспорено, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 и пунктом 1 изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Кроме того, в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11.10.2010 N 122н Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является администратором доходов бюджета по взиманию платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Довод муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Юг-Сервис", что он не является ответчиком по настоящему делу, поскольку имущество передано в аренду Администрацией обществу с ограниченной ответственностью «Юг Сервис», судом не принимается. Как следует из материалов дела, в 4 квартале Предприятие осуществляло вредное воздействие на окружающую среду и самостоятельно исчислило размер платы за сверхлимитные выбросы и выбросы от передвижного объекта, указав сумму платежа в направленном в адрес Управления расчете. Иных или корректирующих расчетов предприятие не представляло в Управление.

Суд также принимает во внимание следующее.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 года по делу N А26-9973/2010 принято к производству заявление уполномоченного органа от 23.11.2010 о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Юг-Сервис» (ОГРН 1071035028404, ИНН 1012008888), поступившее в суд 25 ноября 2010 года.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Поскольку обязательства по уплате платежей за 4 квартал 2010 года возникли у Предприятия после возбуждения дела о банкротстве, то такие платежи являются текущими; требования об их уплате подлежат рассмотрению вне дела о банкротстве.

При указанных обстоятельствах требование Управления о взыскании с Предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 31 187 руб. 29 коп. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку Общество не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, с него не могут быть взысканы платежи, исчисленные Предприятием.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по настоящему делу в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика доход федерального бюджета.

Учитывая, что Предприятие находится в процедуре банкротства, суд считает возможным применить положения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 500 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью. Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Юг-Сервис" (ОГРН 1071035028404, ИНН 1012008888) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (ОГРН 1041000033546, ИНН 1001048166) 31 187 руб. 29 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.

2. В иске к ООО «Юг Сервис» отказать.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4). Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Васильева Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка