ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2012 года Дело N А01-1478/2009

15АП-2352/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Задорожней Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский", общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.01.2012 по делу N А01-1478/2009 (судья З. М. Шебзухов), принятого по заявлению открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея при участии третьих лиц Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрации муниципального образования г. Майкоп, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп", общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Вета" о признании незаконным отказа в переоформлении прав на земельные участки,

при участии: от заявителя: представитель Сиюхов Р.А. (доверенность от 11.07.2011); от заинтересованного лица: представитель Полуэктова И.А. (доверенность N 6 от 26.01.2012); от третьих лиц: от Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям представитель Ожев Р.А. (доверенность N 1 от 10.01.2012); от администрации МО г. Майкоп представитель Зехов А. Н. (доверенность N 11 от 11.01.2012); от Комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Майкоп" представитель не явился, извещен (уведомление N 34400247519162); от ООО "Агрофирма "Вета" представитель Серкин И.В. (доверенность от 14.03.2012);

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Конзавод «Адыгейский» (далее - ОАО «Конзавод «Адыгейский») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее Управление) о признании незаконным отказа в переоформлении права бессрочного пользования на земельные участки: площадью 4021129 кв.м., расположен: г. Майкоп, 3,0 км. северо-восточнее х. Косинов, кадастровый номер 01:08:1109005:57; площадью 588930 кв.м., расположен: г. Майкоп, 0,5 км. севернее х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1312002:110; площадью 1187252 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:49; площадью 2377236 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:48, площадью 979242 кв.м., расположен р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК «Октябрь», кадастровый номер 01:01:3401000:944; и об обязании к заключению договора купли-продажи (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 72-73, 193)), ссылаясь на ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Администрация муниципального образования г. Майкоп, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» (л.д.63-70).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2011, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что отказ управления в предоставлении обществу в собственность спорных земельных участков не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), поскольку спорные земельные участки принадлежат обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования; отказ нарушает права и законные интересы заявителя.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 4344/11 по делу N А01-1478/2009 состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение, так как, обсуждая вопрос о выкупе спорных участков конкурсным управляющим обществом, которое признано банкротом, учитывая, что выкуп участков предполагает денежные расходы, суды не проверили наличия на это согласия комитета кредиторов должника.

При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО «Агрофирма «Вета» (определение от 27.12.2011).

Решением от 26.01.2012 суд отказал в заявленных требованиях, установив, что цели конкурсного производства достигнуты, все требования кредиторов погашены, оснований выкупа спорных земельных участков в рамках фактически завершенного конкурсного производства у общества не имеется.

ОАО «Конзавод «Адыгейский», ООО «Агрофирма «Вета», не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.

Апелляционные жалобы мотивированы следующим. Решение суда не соответствует указаниям Президиума ВАС РФ, которым установлено, что отказ Управления незаконен. Суд не удовлетворил ходатайства об исключении Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и администрации МО г.Майкоп из числа третьих лиц, учтя их безосновательные доводы.

Суд не учел указаний Президиума ВАС РФ о том, что необходимо установить достижение целей конкурсного производства. Так, согласно договору купли-продажи N4/12 от 04.12.2009 в рамках конкурсного производства и в соответствии со ст.179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) ООО «Агрофирма «Вета» приобрело имущественный комплекс - «Конзавод «Адыгейский». Спорные земельные участки включены в имущественный комплекс, поскольку использование имущественного комплекса в сельскохозяйственных целях без спорных земельных участков невозможно. Выкуп земельного участка заявителем имеет своей целью реализацию положений Закона о банкротстве, а отказ в удовлетворении заявленных требований нарушает права победителя торгов - ООО «Агрофирма «Вета»

В отзывах на апелляционные жалобы территориальное Управление просило решение суда оставить без изменения, поскольку согласно отчету в деле о банкротстве заявителя процент удовлетворения требований кредиторов составил 100%, требования полностью погашены 18.06.2010. Согласно сведения ЕГРП на государственную регистрацию перехода права по договору с ООО «Агрофирма «Вета» представлены документы в отношении уже приватизированных обществом участков. Спорные земельные участки не являются и не являлись предметом договора от 04.12.2009.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители заявителей апелляционных жалоб поддержали их доводы. Представители Теруправления ФАУГИ в Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, муниципального образования «Город Майкоп» просили решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением главы администрации г.Майкопа от 20.09.1999 N 1032 государственному унитарному предприятию по коневодству «Адыгейское» выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 936,74 кв.м серии РА-2 N 000791(т.1 л.д.7-13).

В соответствие с распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республики Адыгея от 30.04.2004 N 55 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия по коневодству «Адыгейское» государственное унитарное предприятие по коневодству «Адыгейское» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Конзавод «Адыгейский» (т.1 л.д.14-16).

Согласно приложению N 1 к распоряжению от 30.04.2004 N 55 в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса вошли 8 земельных участков общей площадью 24,6852 га, занятые объектами недвижимости, предоставленные предприятию на основании государственного акта РА-2 N000791 (т.1 л.д.17-25).

Согласно подпункту «в» пункта 11 распоряжения от 30.04.2004 N 55 открытому акционерному обществу «Конзавод «Адыгейский» предписывалось переоформить в пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения, не включенные в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству «Адыгейское», в том числе, с кадастровым номером 01:08:013 016 0000:0001, площадью 56,3654га (пашня), граничит с садовым товариществом «Яблонька» к северо-востоку, северо-западу от х. Гавердовский; 10 км. на север от х. Гавердовский, площадью 397,56га (пашня), граничит с землями АНИИСХ и Майкопского района; 0,0 км. на северо-восток от х. Гавердовский по ул. Гагарина, площадью 359,3664га (пашня); 15км на север от х. Гавердовский, на границе с Гиагинским районом, площадью 99,73га (пашня).

Указанные земельные участки, предоставленные ГУП по коневодству «Адыгейское» на оснвоании государственного акта NРА-2 000791, согласно пункту 11 распоряжения от 30.04.2004 N55 не были включены в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству «Адыгейское» (т.1 л.д. 16, 26).

Открытое акционерное общество «Конзавод «Адыгейский» произвело межевание указанных земельных участков, в результате которого образовались следующие земельные участки: земельный участок площадью 4 021 129 кв.м., расположен: г. Майкоп, 3,0 км. северо-восточнее х. Косинов, кадастровый номер 01:08:1109005:57; земельный участок площадью 588 930 кв.м., расположен: г. Майкоп, 0,5 км. севернее х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1312002:110; земельный участок площадью 1 187 252 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:49; земельный участок площадью 2 377 236 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:48; земельный участок площадью 979 242 кв.м., расположен: р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК «Октябрь», кадастровый номер 01:01:3401000:944 (л.д. 74-92).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2008 по делу NА01-2992/07-01 открытое акционерное общество «Конзавод «Адыгейский» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.

04.08.2009 Теруправление по заявлению от 22.06.2009 отказало ОАО «Конзавод «Адыгейский» в предоставлении в собственность за плату предоставленных его правопредшественнику в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков согласно государственному акту серия РА-2 N 00791 (т.1 л.д.30, 31-33).

Полагая, что оспариваемым отказом в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельными участками нарушаются его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).

Суд первой инстанции правомерно указал, что в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Наличие у общества права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время приватизации ГУП по коневодству «Адыгейское» путем преобразования в открытое акционерное общество) в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. Данная норма права содержится в пункте 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации и в настоящей его редакции (в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства).

Таким образом, у ОАО «Конзавод «Адыгейский» в силу прямого указания закона сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, ранее принадлежавшими его правопредшественнику. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ОАО «Конзавод «Адыгейский» в силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является носителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным его правопредшественнику. В перечне пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют юридические лица, находящиеся в процедуре банкротства, введение конкурсного производства не прекращает правоспособности юридического лица, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, а пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает обязанность общества переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года.

Вместе с тем , в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Из указанной нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.

Следовательно, в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой имущественный актив, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования кредиторов. Указанный вывод соответствует положениям статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

В то же время, с учетом завершения конкурсного производства, произведения должником расчетов с кредиторами в полном объеме, а также исходя из положений статей 110, 179 Закона о банкротстве суд пришел к правильному выводу о том, что выкуп земельного участка не имеет своей целью реализацию положений Закона о банкротстве, что подтверждается договором N 4/12 от 07.12.2009 купли-продажи имущественного комплекса общества, заключенным между конкурсным управляющим общества и ООО «Агрофирма «Вета», отчетом конкурсного управляющего ОАО «Конзавод «Адыгейский» о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ОАО «Конзавод «Адыгейский» от 22.06.2010.

Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителей жалоб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.01.2012 по делу N А01-1478/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.

     Председательствующий
И.Н.Глазунова
Судьи
О.Х.Тимченко
Т.Р.Фахретдинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка