АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2012 года  Дело N А53-17038/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «10»  июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен  «12»  июля 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Губенко М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гергерт В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А53-17038/2012

по исковому заявлению Администрации Керчикского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области

к Администрации Октябрьского района Ростовской области,

третьи лица - ТУ Росимущества в Ростовской области, Минимущество Ростовской области, Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,

о признании права муниципальной собственности,

при участии представителя  истца Прохоренко Е.Н. (доверенность, паспорт),

установил:

Администрация Керчикского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации Октябрьского района Ростовской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости:

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, 1 км восточнее х. Веселая Бахмутовка, общей площадью 642,8 кв.м;

- дамба бесхозного пруда «Центральный», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, хутор Керчик-савров, в центре хутора  между улицами Советской и Алейникова, общей площадью 2660 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0050101:1492, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское  сельское поселение, хутор Курчик-Савров, общей площадью 3261 кв.м;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Атлантово на север от поселка по балке Керчик; общей площадью 1079,6 кв.м (земельный участок с кадастровым номером  61:28:0600011:1531, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты п. Атлантово на север  от поселка по балке Керчик на территории Керчикского сельского поселения, общей площадью 1956 кв.м;

- дамба бесхозного пруда «Солдатская», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское сельское поселение, район вблизи поселка Атлантово, общей площадью 672 кв.м;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское поселение, 300 м на северо-запад от домовладения №1 по ул. Дорожная х. Веселая Бахмутовка, общей площадью  1464,5 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600007:820, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты х. Веселая Бахмутовка 300 м в северо-восточном направлении, на территории Керчикского сельского поселения;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Залужный с юго-восточной  стороны, общей площадью 936,1 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Ростовской области, Минимущество Ростовской области, Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик и третьи лица, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, возражений по существу исковых требований не заявили.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя истца,  суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска ввиду следующего.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества  Керчикского сельского поселения в муниципальной собственности Керчикского сельского поселения находятся следующие объекты недвижимого имущества: - дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, 1 км восточнее х. Веселая Бахмутовка, общей площадью 642,8 кв.м; дамба бесхозного пруда «Центральный», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, хутор Керчик-савров, в центре хутора  между улицами Советской и Алейникова, общей площадью 2660 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0050101:1492, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское  сельское поселение, хутор Курчик-Савров, общей площадью 3261 кв.м; дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Атлантово на север от поселка по балке Керчик; общей площадью 1079,6 кв.м (земельный участок с кадастровым номером  61:28:0600011:1531, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты п. Атлантово на север  от поселка по балке Керчик на территории Керчикского сельского поселения, общей площадью 1956 кв.м; дамба бесхозного пруда «Солдатская», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское сельское поселение, район вблизи поселка Атлантово, общей площадью 672 кв.м; дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское поселение, 300 м на северо-запад от домовладения №1 по ул. Дорожная х. Веселая Бахмутовка, общей площадью  1464,5 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600007:820, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты х. Веселая Бахмутовка 300 м в северо-восточном направлении, на территории Керчикского сельского поселения; дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Залужный с юго-восточной  стороны, общей площадью 936,1 кв.м.

По смысловому содержанию определения  объекта гидротехнических сооружений дамбы являются гидротехническими сооружениями, при этом их собственником может быть  муниципальное образование, имеющее права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (статья 3 Федерального закона  от 21.07.2997 №117-ФЗ «О безопасности  гидротехнических сооружений»).

Спорное имущество создано истцом в 1970-х годах с целью защиты территории населенных пунктов  Керчикского сельского поселения от подтопления. С момента создания истец открыто  и добросовестно владеет  имуществом как своим собственным, осуществляет реконструкцию и текущий ремонт спорных сооружений, что подтверждается документами, представленными в материалы дела.

Спорные объекты включены в реестр муниципальной собственности Керчикского сельского поселения. В настоящее время в отношении спорных объектов реализуется  долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рационального  природопользования Ростовской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области  от 25.08.2010 №143.

Муниципальное образование Керчикское сельское поселение открыто и непрерывно более пятнадцати лет владеет этим имуществом.

Отсутствие правоустанавливающих документов на спорные объекты, и как следствие невозможность зарегистрировать за собой  право муниципальной собственности явилось основанием для обращения Администрации Керчикского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Таким образом, на федеральном уровне определены объекты, входящие в названный перечень, поэтому все они должны передаваться в муниципальную собственность.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, имеющее силу закона как акт высшего законодательного органа государства, направлено на защиту публичных интересов, то есть интересов общества, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к муниципальной собственности относятся  не только сами учреждения, поименованные в приложении №3, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности. По смыслу, придаваемому постановлению № 3020-1 правоприменительной практикой, принадлежность имущества соответствующему учреждению, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные объекты  должны закрепляться за муниципальным образованием.

При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.

Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные объекты,  должны быть  отнесены к муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является  имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации  отнесение  государственного имущества к федеральной  собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Статья 14 Федерального закона  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  относит к вопросам  местного значения поселения полномочия по  организации  и осуществлению мероприятий  по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера.

В соответствии с абзацем 10 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу  некоторых  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием  Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих  принципах законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности субъектов  Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если  указанное имущество используется  органами местного самоуправления для целей, установленных  в соответствии с настоящим Федеральным  законом  и со статьей  50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно абзацу 20 статьи 11 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу  некоторых  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием  Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих  принципах законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решения о передаче имущества  из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются  уполномоченными исполнительными органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия  собственника имущества. Абзацем 30 части 11 данной статьи предусмотрено, что права на находящиеся в муниципальной собственности  объекты недвижимости регистрируются одновременно  с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании  указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорные  дамбы при надлежащем оформлении их закрепления в реестре муниципального имущества не влияют на правовой режим указанного имущества как объекта муниципальной собственности.

Технические характеристики спорных объектов  недвижимости подтверждены техническими паспортами, составленными  Октябрьским филиалом ГУПТИ Ростовской области по состоянию на 23.12.2011, 17.06.2010, 25.08.2010, 18.02.2011, 21.03.2011.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество находится в муниципальной собственности.

Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации  право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности  на указанные в иске объекты недвижимого имущества не является основанием для отклонения заявленных исковых требований, поскольку в данном случае факт его признания в судебном порядке предшествует факту такой регистрации.

Как следует из положений статей 17, 18  Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации прав является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта прав определенному в них лицу.

Поскольку документы о создании и введении в эксплуатацию спорных объектов не сохранились, истец лишен права зарегистрировать право собственности и надлежащим способом  защиты права является в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации иск о признании права собственности.

При описанных обстоятельствах суд полагает требования Администрации Керчикского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Керчикским сельским поселением Октябрьского района Ростовской области право муниципальной собственности на объекты недвижимости:

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, 1 км восточнее х. Веселая Бахмутовка, общей площадью 642,8 кв.м;

- дамба бесхозного пруда «Центральный», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, хутор Керчик-Савров, в центре хутора  между улицами Советской и Алейникова, общей площадью 2660 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0050101:1492, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское  сельское поселение, хутор Курчик-Савров, общей площадью 3261 кв.м;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Атлантово на север от поселка по балке Керчик; общей площадью 1079,6 кв.м (земельный участок с кадастровым номером  61:28:0600011:1531, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты п. Атлантово на север  от поселка по балке Керчик на территории Керчикского сельского поселения, общей площадью 1956 кв.м;

- дамба бесхозного пруда «Солдатская», расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское сельское поселение, район вблизи поселка Атлантово, общей площадью 672 кв.м;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, Керчикское поселение, 300 м на северо-запад от домовладения №1 по ул. Дорожная х. Веселая Бахмутовка, общей площадью  1464,5 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600007:820, местоположение: Ростовская область, Октябрьский район, вне черты х. Веселая Бахмутовка 300 м в северо-восточном направлении, на территории Керчикского сельского поселения;

- дамба, расположенная по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, в окрестностях поселка Залужный с юго-восточной  стороны, общей площадью 936,1 кв.м.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья   М.И.Губенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка