ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июня 2009 года Дело N А07-14675/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу NА07-14675/2008 (судья Нигмаджанова И.И.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания «Панорама» - Муллагалеевой Р.Р. (доверенность от 15.09.2008),

УСТАНОВИЛ:

общество c ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания «Панорама» (далее - ООО «ИСК «Панорама», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконными действий, выраженных в письмах от 04.08.2008 N156 и от 10.09.2008 N171, а именно: длительном затягивании принятия решения по согласованию акта выбора земельного участка от 27.11.2007 для разработки ООО «ИСК «Панорама» карьера гравия и песка площадью 18,2 га, расположенного в 880 м на северо-запад от д. Кулушево; санкционировании схода граждан д. Кулушево; представлении на сходе граждан недостоверной, противоречащей фактическим обстоятельствам информации относительно условий предоставления заявителю земельного участка. Также заявитель просил возложить на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ИСК «Панорама» путем осуществления согласования акта выбора земельного участка от 27.11.2007 для разработки карьера гравия и песка площадью 18,2 га, расположенного в 880 м на северо-запад от д. Кулушево.

В последующем заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. В соответствии с последним уточнением требований заявитель просил признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в уклонении от согласования акта выбора земельного участка от 27.11.2007 для разработки ООО «ИСК «Панорама» карьера гравия и песка площадью 18,2 га, расположенного в 880 м на северо-запад от д. Кулушево. Также заявитель просил возложить на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ИСК «Панорама» путем осуществления согласования акта выбора земельного участка от 27.11.2007 для разработки карьера гравия и песка площадью 18,2 га, расположенного в 880 м на северо-запад от д. Кулушево (л.д.84-85, 138).

Определением суда от 17.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Кармаскалинского района Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 требования ООО «ИСК «Панорама» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и действующему законодательству. Полагает, что в силу ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» Администрация не наделена правом согласования акта выбора земельного участка. Также ссылается на отсутствие в заявлении и уточнениях к нему ссылок на нарушенные, по мнению заявителя, нормы права. Считает, что оспоренные действия не нарушают установленный нормативными актами порядок предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.

Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месту рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ИСК «Панорама» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1040204121264.

Заявитель имеет лицензию серии УФА N02425 со сроком действия до 31.12.2010 на пользование недрами с целевым назначением - добыча песков на Восточном участке Кулушевского месторождения, расположенном в 14 км. севернее с. Кармаскалы в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан.

Пунктом 6.2 Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи песков материала на Восточном участке Кулушевского месторождения в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан, заявитель обязан до начала работ оформить аренду соответствующего земельного участка.

11.08.2005 Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан заявителю выдан горноотводный акт N589 на разработку общераспространенного полезного ископаемого - песков на Восточном участке Кулушевского месторождения в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан в 14 км севернее с. Кармаскалы в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан, площадью 18,2 га.

На основании заявления ООО «ИСК «Панорама» администрацией Кармаскалинского района заявителю выдан для дальнейшего согласования акт выбора земельного участка для разработки карьера гравия и песка, расположенного в 880 м. на северо-запад от д. Кулушево (Восточный участок Кулушевского месторождения) от 27.11.2007. Текст акта предусматривает необходимость его согласования в том числе главой сельского поселения Савалеевский сельсовет.

Направленным в адрес главы сельского поселения Савалеевский сельсовет письмом исх.N28/11 от 28.11.2008 ООО «ИСК «Панорама» просило согласовать акт выбора земельного участка для разработки карьера гравия и песка, расположенного в 880 м на северо-запад от д. Кулушево (Восточный участок Кулушевского месторождения). Письмо получено адресатом 30.11.2007, что подтверждается соответствующей отметкой на письме.

В связи с неполучением ответа на свое обращение заявитель письмом от 18.07.2008 N18.1/07 повторно просил согласовать акт выбора земельного участка.

Письмом от 04.08.2008 N156 Администрация сообщила заявителю о невозможности согласования акта выбора земельного участка в связи с тем, что население выступило против выделения данного земельного участка и обратилось к главе администрации района с просьбой об отказе в предоставлении данного земельного участка для оформления карьера.

Письмом от 19.08.2008 N19/08 заявитель просил Администрацию дать официальное разъяснение причин несогласования акта выбора земельного участка.

Письмом от 10.09.2008 N171 Администрация указала заявителю на невозможность согласования акта выбора земельного участка в связи с необходимостью выполнения решений жителей поселения.

Расценив действия Администрации, как уклонение от согласования акта выбора земельного участка, заявитель обратился в суд с заявлением о признании таких действий незаконными, сославшись на нарушение принципов землепользования и сроков заключения договора аренды земельного участка, установленных законом Российской Федерации «О недрах», законом Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и Кодексом Республики Башкортостан «О недрах».

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводами о несоответствии оспоренных действий закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными.

В силу ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления при возникновении спора о законности его действий либо бездействия обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяли ему действовать (бездействовать) таким образом.

Частью 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Именно указанные обстоятельства могут быть положены в основание требований о признании решений и действий органов местного самоуправления незаконными. О необходимости изложения этих обстоятельств в тексте заявления об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления прямо указано в пунктах 3 и 4 ч.1 ст.199 АПК РФ.

Заявление ООО «ИСК «Панорама» и уточнения заявления содержат ссылку на нарушенные, по мнению заявителя, оспоренными действиями нормы права, в связи с чем содержащийся в апелляционной жалобе довод относительно несоответствия заявления требованиям ст.199 АПК РФ следует признать не основанным на материалах дела.

Оценив доводы заявителя по существу заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Пунктом 11 части 1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Частью 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков.

Ввиду необходимости осуществления на испрашиваемом заявителем земельном участке строительства карьера для добычи песка, порядок предоставления такого земельного участка регулируется положениями ст.ст.28-32 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Положением «О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.10.2002 N318.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из п.п.1, 4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч.ч.6, 7 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4.8 Положения «О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.10.2002 N318, установлена обязанность заказчика или уполномоченного им лица по согласованию с органом архитектуры и градостроительства самостоятельно осуществлять сбор исходных данных, к числу которых в силу п.2.5 этого Положения относятся оформляемые актом выбора земельного участка материалы о выборе земельного участка для строительства, включающие: согласования, условия, требования органов управления и надзора по соблюдению градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, социальных условий, норм и правил, по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций; технические условия (предварительные технические условия) на присоединение (подключение) объекта строительства к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; графические материалы, предоставляемые органами архитектуры и градостроительства; обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснования инвестиций); сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве, а также другие документы.

Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления утверждают регламенты подготовки исходных данных на подведомственной территории, утверждают состав комиссии по выбору земельных участков и застройке, принимают заявления и передают их для рассмотрения органам архитектуры и градостроительства и органам по управлению земельными ресурсами, по завершении подготовки исходных данных утверждают документ, разрешающий проектирование, либо документ об отказе в предоставлении земельного участка, либо документ об отказе на осуществление застройки земельного участка, проведение реконструкции предприятия, здания, сооружения, принимают решение о разработке градостроительной документации, о подготовке к проведению торгов и определяют заказчика подготовки исходной документации (п.4.1 Положения «О порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан»).

В состав комиссии по выбору земельных участков и застройке администрации района, города включаются в качестве временных членов в том числе представители муниципальных образований, на которых предусматривается размещение объектов строительства (п.4.9 указанного Положения»).

В рассматриваемой ситуации в качестве такого представителя в состав комиссии по выбору земельного участка включен Глава сельского поселения Савалеевский сельсовет (следует из текста акта выбора земельного участка). Согласование акта выбора земельного участка этим лицом является необходимым условием для утверждения акта выбора Главой администрации муниципального района Кармаскалинский район и, как следствие, для возникновения оснований землепользования.

Следовательно, содержащийся в апелляционной жалобе довод об отсутствии у Администрации полномочий по согласованию акта выбора земельного участка является несостоятельным.

Необоснованное уклонение от согласования акта выбора земельного участка со стороны Администрации является нарушением общих принципов землепользования, установленных п.11 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

С учетом положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренных действий закону и иным нормативным правовым актам несет Администрация.

В представленных в ходе рассмотрения дела Администрацией отзывах по существу заявленных требований и в тексте апелляционной жалобы какая-либо нормативная мотивировка в обоснование содержащегося в письмах Администрации от 04.08.2008 N156 и от 10.09.2008 N171 вывода о невозможности согласования заявителю акта выбора земельного участка ввиду отрицательного отношения к такому согласованию со стороны населения сельского поселения (что зафиксировано в протоколе схода граждан N8 от 20.12.2007) не содержится.

Как правомерно указано судом первой инстанции, положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» не связывают решение вопроса о согласовании акта выбора земельного участка с мнением населения сельского поселения.

Ввиду отсутствия иных оснований для несогласования заявителю акта выбора земельного участка суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки содержащегося в обжалованном судебном акте вывода об обоснованности заявленных ООО «ИСК «Панорама» требований.

Доводы апелляционной жалобы судом не принимаются как не основанные на законе и противоречащие материалам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу NА07-14675/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
А.А.Арямов
Судьи
О.Б.Тимохин
В.Ю.Костин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка