ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года Дело N А07-15064/2011

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу NА07-15064/2011 (судья Искандаров У.С.).

В судебном заседании приняли участие представители:

индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича - Заборский Ю.А. (доверенность от 10.07.2010), Варицкий В.Н. (доверенность от 10.07.2010);

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Давлетов С.Ф. (доверенность NД-12/11 от 15.09.2011), Косолапов А.О. (доверенность NД-02/2011 от 31.01.2011).

Индивидуальный предприниматель Колесников Сергей Павлович (далее - заявитель, ИП Колесников С.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по не исполнению установленного п.12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованы для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N837 (далее - Положение о лицензировании), порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии, а также об обязании Управления выдать ИП Колесникову С.П. на основании заявления от 09.08.2011 дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).

Решением арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2011) требования заявителя удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления по неисполнению установленного п.12 Положения о лицензировании порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии. Управление обязано выдать ИП Колесникову С.П. на основании заявления от 09.08.2011 дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). Также судом с Управления в пользу ИП Колесникова С.П. взысканы расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой госпошлины при обращении в суд в размере 200 руб.

Управление, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на необоснованность требований заявителя. Указывает на то, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11.07.2011 «О проведении проверки транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров», руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издано Распоряжение NАК-166-р(фс) от 12.07.2011 о проведении проверки транспортных средств, перевозящих пассажиров на всех видах транспорта, по соблюдению требований транспортного законодательства, и в связи с этим Управлением был возобновлен осмотр транспортных средств при выдаче дополнительной лицензионной карточки. Осмотр транспортного средства является неотъемлемой частью процесса лицензирования, связан с обеспечением безопасности граждан при осуществлении перевозок и производится на территории всей России.

Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы Управления возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ИП Колесников С.П. имеет лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 19.04.2008 N АСС-02-01113242.

09.08.2011 ИП Колесников С.П. обратился в Управление с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) в количестве трех штук на автотранспортные средства. С заявлением ИП Колесников С.П. представил копии документов, подтверждающих право владения транспортными средствами, их государственную регистрацию и прохождения ими государственного технического осмотра.

Письмом Управления от 19.08.2011 N15-5309 ИП Колесников С.П. поставлен в известность о возможности выдачи лицензионных карточек лишь после предоставления транспортных средств для осмотра. В качестве основания Управление сослалось на методические рекомендации к Распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2011 NАК-166-Р (фс).

Не согласившись с такими действиями Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением Управлению.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался выводом о незаконности оспоренных действий заинтересованного лица.

Вывод суда является обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлена обязанность суда указать в резолютивной части решения о признании оспоренных действий (бездействия) незаконными на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. В этой связи не принимается судом как не основанный на законе содержащийся в апелляционной жалобе довод о выходе судом за пределы заявленных требований ввиду обязания Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N128-ФЗ), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N128-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Согласно части 1 статьи 11 Закона N128-ФЗ, в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

В соответствии с п.12 Положения о лицензировании, при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные пп.«а» и «б» п.6 настоящего Положения. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.

В соответствии с п.6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, следующие документы: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; б) копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N153 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с п.14.4 которого, должностное лицо Управления принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Должностное лицо Управления обязано в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии вручается лично (направляется по почте) соискателю лицензии в письменной форме (согласно приложению N7 к Регламенту), с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (приложение N3 Регламента), если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В соответствии с п.14.6 Административного регламента (в редакции, действовавшей до 31.07.2009), в связи с увеличением количества подвижного состава лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в Управление заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек). К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозки пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию, копии документов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации. Управлением проводится проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. Выписка (лицензионная карточка) выдается при положительных результатах проверки в течение 10 дней с даты получения заявления.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N89 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N153» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N14225) в п.14.6 Административного регламента внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абзац 7, предусматривающий право Управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абзаца 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова «при положительных результатах проверки». Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.

Таким образом, начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава управлением с заявлением о выдаче таких карточек в связи с увеличением количества подвижного состава, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п.12 и пп.«а» и «б» п.6 Положения о лицензировании, Управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения Управлением в указанной ситуации осмотра транспортных средств нормативно не установлена.

Ссылка заинтересованного лица на распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта NАК-166-р(фс) от 12.07.2011 и методические рекомендации к ним, содержащие указание на необходимость возобновления осмотра транспортных средств при выдаче дополнительных лицензионных карточек, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанные документы не носят нормативного характера (не прошли государственную регистрацию и официальное опубликование в соответствии с требованиями действующего законодательства) и в этой части не соответствуют требованиям Положения о лицензировании и Административному регламенту.

Предусмотренное Законом N128-ФЗ и Положением о лицензировании право Управления на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий не связано с необходимостью проверки представленных лицензиатом заявления о выдаче лицензионных карточек и приложенных к нему документов и должно проводиться в соответствии с нормативно установленным порядком осуществления контроля (включая основания, порядок проведения и оформление результатов контрольного мероприятия).

Результаты проводимых в соответствии с требованиями закона контрольных мероприятий могут служить основанием для выдачи владельцу лицензии предписания с установлением сроков устранения нарушений условий, предусмотренных в лицензии, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии. Вместе с тем такие результаты не могут быть положены в основание отказа в выдаче лицензиату лицензионных карточек (ввиду отсутствия прямого указания в законе).

Доказательств проведения Управлением в отношении ИП Колесникова С.П. мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в установленном порядке в материалы дела не представлено.

Пунктом 8 Положения о лицензировании предусмотрено право лицензирующего органа в день получения заявления и документов, указанных в пункте 6 Положения, проверять правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов. В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 6 этого Положения, заявителю направляется (вручается) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.

Копии предусмотренных п.6 Положения о лицензировании документов были представлены ИП Колесниковым С.П. с заявлением о выдаче лицензионных карточек, что подтверждается описью документов от 09.08.2011. Заявление с приложенными документами принято Управлением без замечаний. Предусмотренное п.8 Положения о лицензировании уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов заявителю не направлялось и не вручалось.

Доказательств недостоверности содержащихся в представленных копиях документов сведений в материалы дела не представлено.

С учетом указанных обстоятельств оснований для отказа ИП Колесникову С.П. в выдаче лицензионных карточек у Управления не имелось. Требования заявителя о признании такого отказа незаконным и об обязании Управление устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи лицензионных карточек удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу NА07-15064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

     Судьи
О.Б.Тимохин
Е.В.Бояршинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка