ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2012 года Дело N А07-21753/2011

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2012г. по делу NА07-21753/2012 (судья Валеев К.В.).

В заседании приняли участие представители:

от Управления Пенсионного фонда РФ в городе Стерлитамак Республики Башкортостан - Баимов В.А. (доверенность от 10.01.2012 N 01/48).

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заявитель, ГУ-УПФР в г.Стерлитамак Республики Башкортостан, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) о признании незаконным и отмене постановления от 24.11.2011 N442 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление ГУ МЧС России по Республике Башкортостан от 24.11.2011 N442 о привлечении ГУ-УПФР в г.Стерлитамак Республики Башкортостан к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обосновании апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что по результатам проверки было составлено три протокола об административном правонарушении, в которых изложены технические нарушения, относительно квалификации правонарушений по каждой части вменяемой части статьи КоАП РФ. Таким образом, квалификация действий по той или иной части статьи подтверждена протоколами об административном правонарушении.

Судом не исследованы объяснения законного представителя учреждения, который выявленные нарушения признал. Вина ГУ-УПФР в г.Стерлитамак Республики Башкортостан при рассмотрении дела была доказана.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель административного органа не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие административного органа.

В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.10.2011 N228 Отделом надзорной деятельности г.Уфы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ГУ-УПФР в г.Стерлитамак Республики Башкортостан в помещениях, расположенных по адресу: г. Стерлитамак, ул. Гоголя, 124/1; ул.Худайбердина, 178 требований законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлены нарушения учреждением правил пожарной безопасности, а именно:

- двери выходов на лестничную клетку не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах (статья 151 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N123-ФЗ), пункты 3, 34, 53 ППБ 01-03, пункт 6.18* СНиП 21- 01-97*);

- двери кабинетов N 106, 115, 047-067, используемых в качестве архивов не доведены до нормируемого предела огнестойкости (статьи 88, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, пункты 7.4, 7.20 СНиП 21-01-97*, пункт 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

- на первом этаже лестничной клетки отсутствует дверь, преду4смотренная проектом (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 53 ППБ 01-03);

- электрические светильники в кабинетах N 212, 211, 109, 108, 107, 122 не оборудованы рассеивателями (статьи 143, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 60 ППБ 01-03);

- электросветильник в тамбуре запасного крыла не оборудован колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (статьи 143, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 60 ППБ 01-03);

- электропроводка в кабинетах N 109, 108, 122 эксплуатируется с нарушением документов по электроэнергетике (соединения проводов выполнены при помощи «скруток») (статьи 143, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 57 ППБ 01-03);

- электропроводка в архиве (кабинет N 15) эксплуатируется с нарушением нормативных документов по электроэнергетике (соединения электропроводов выполнены при помощи «скруток», отсутствуют крышки на электрораспределительных коробках) (статьи 82, 143, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 57 ППБ 01-03);

- на окнах коридора второго этажа, лестничных клеток, кабинетов N111, 112, 113, 218, комнаты отдыха начальника, кабинета отдела кадров установлены глухие металлические решетки (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 40 ППБ 01-03);

- дверь в лестничную клетку со второго этажа в восточное крыло, а так же дверь тамбура эвакуационного выхода западного крыла открываются не по направлению выхода (статьи 53, 89, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 52 ППБ 01-03);

- дверь эвакуационного выхода на улицу с первого этажа западного крыла закрыта на замок (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 52 ППБ 01-03);

- в коридоре первого этажа из сгораемых конструкций устроено помещение для хранения архива (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункты 3, 51, 53 ППБ 01-03, пункт 4.3 СНиП 21-01-97);

- ширина эвакуационных дверей из лестничной клетки на улицу менее 1,2 м (статьи 53, 89, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.16 СНиП 21-01-97*);

- автоматическая пожарная сигнализация смонтирована и эксплуатируется с нарушением нормативных документов (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункты 3, 34, 98 ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03);

- эвакуационные выходы из подвала открываются не по направлению выхода (статьи 53, 89, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункты 52 ППБ 01-03);

- отсутствуют окна дымоудаления в мастерской (статья 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 151 ППБ 01-03);

- в подвале отсутствует противодымная вентиляция (статьи 85, Федерального закона N123-ФЗ);

- в подвале отсутствует система пожаротушения (статьи 83, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03);

- дверь венткамеры не доведена до нормируемого предела огнестойкости (статьи 83, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, пункты 7.4, 7.20 СНиП 21-01-97*, пункт 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

- дверь отделяющая подвал от общей лестничной клетки, не доведена до нормируемого предела огнестойкости (статьи 88, 89, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03, пункты 7.4., 7.20.СНиП 21-01-97*);

-эвакуационная дверь западного крыла открывается не по направлению выхода (по ул. Худайбердина, 178) (статьи 53, 89, 151 Федерального закона N123-ФЗ, пункт 52 ППБ 01-03).

Результаты проверки отражены в акте от 24.11.2011 N228 (т.1, л.д. 9-10).

По факту совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ ГУ МЧС России по Республике Башкортостан составлены протоколы об административных правонарушениях от 18.11.2011 N440, N441, N442 в которых зафиксирован факт совершения ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно (т.1, л.д. 62, 63, 64).

Рассмотрев материалы проверки, должностным лицом ГУ МЧС России по Республике Башкортостан вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 24.11.2011 N442, которым ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 150 000 руб. (т.1, л.д.8).

Не согласившись с данным постановлением, ГУ - УПФР в г.Стерлитамак Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не дана надлежащая квалификация действиям заявителя, отсутствует характеристика события административного правонарушения применительно к конкретной части нормы. Кроме того, суд указал на неисследованность административным органом вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Материалами дела подтверждается, что ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан допущены нарушения правил пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Выявленные нарушения учреждением не оспариваются.

Вместе с тем, в оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на конкретные части статьи 20.4 КоАП РФ по каждому выявленному нарушении.

В постановлении административный орган только перечислил выявленные нарушения и сделал ссылки на отдельные положения законодательства, не исследовав и не установив надлежащим образом событие данных нарушений, и на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что в действиях что ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан имеется состав административных правонарушений по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Как видно из содержания оспариваемого постановления, в нем изложены обстоятельства, установленные в ходе проведенной проверки, без определения объективной стороны и юридической квалификации применительно к каждому конкретному составу вменяемых административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.

Административным органом в мотивировочной части постановлении сделан общий вывод о том, что за указанные в постановлении нарушения ответственность предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Однако, такой подход к квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

В постановлении по делу об административном правонарушении от 24.11.2011 N442 не раскрыты обстоятельства, установленные административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, отсутствует мотивированное решение по делу.

Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта нарушения требований и норм пожарной безопасности без установления сведений о причине образования этих нарушений и причинно-следственной связи между действиями заявителя и наступившими последствиями, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения требований и норм пожарной безопасности в данном случае является недостаточным для установления в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что действиям ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан не дана надлежащая квалификация, а из постановления по делу об административном правонарушении не усматривается характеристика события вменяемого обществу административного правонарушения применительно к конкретной части нормы КоАП РФ, являются верными.

Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу подателя жалобы о том, что в протоколах об административных правонарушениях изложены технические нарушения, относительно квалификации правонарушений по каждой части вменяемой статьи КоАП РФ. В силу статьи 29.10 КоАП РФ именно в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого постановления требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как несостоятельные.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Применительно к указанным обстоятельствам суд апелляционной инстанции считает, что нарушения требований КоАП РФ, допущенные административным органом, в данном случае являются существенными, не позволившими полно и объективно рассмотреть материалы административного производства в отношении общества.

При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом также не исследовался.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, вина лица в его совершении.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.