ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 года  Дело N А51-11119/2008

Резолютивная часть постановления оглашена  29 апреля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  30 апреля 2009г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю.Еремеевой,

судей: Н.В.Алферовой, Т.А.Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.,

при участии:

от заявителя: не явились, извещены,

от ответчика: Усова В.В., представитель по доверенности от 11.12.2008 № 38,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Дальпиво»

на решение от 26.12.2008,

судьи О.В.Васенко,

по делу №А51-11119/2008 47-18 Арбитражного суда Приморского края,

по заявлению открытого акционерного общества «Дальпиво»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальпиво» (далее – ОАО «Дальпиво», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ДФО, административный орган) от 01.10.2008 №А/31608-F/08-235 о привлечении ОАО «Дальпиво» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением суда от 26.12.2008 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения Обществу наказания в виде административного штрафа, размер штрафа снижен до 30000 руб. Суд исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. Однако, учитывая степень вины и отсутствия сведений об обстоятельствах отягчающих административную ответственность совершенного правонарушения, суд пришел к выводу о необоснованности размера административного штрафа и отменил оспариваемое постановление административного органа в части наложения административного штрафа, снизив его до 30000 руб.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с неправильным применением норм процессуального права. В доводах жалобы указало, что о существовании акта административного органа от 08.09.2008, Общество узнало из решения суда, в адрес Общества данный акт административным органом направлен не был. Заявитель жалобы считает, что протокол составлен административным органом в нарушение срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, спустя месяц - 12.09.2008, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством. Податель жалобы полагает, что ответственность за непредставление информации должна быть возложена на исполнительный орган Общества генерального директора.

ОАО «Дальпиво», извещенное надлежаще о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.

Представитель РО ФСФР России в ДФО в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, жалобу – удовлетворить.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует.

08.09.2008 сотрудниками РО ФСФР России в ДФО установлено, что Общество не представило списки аффилированных лиц за II квартал 2008г., в период с 29.08.2008 года по 08.09.2008 года в сети Интернет отсутствовала следующая информация: сведения о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета ОАО «Дальпиво» для оплаты расходов по изготовлению копий документов; тексты годовых отчетов ОАО «Дальпиво» за 2005, 2006 и 2007 годы; текст устава ОАО «Дальпико», текст годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Дальпиво» за 2005, 2006 и 2007 годы.

По факту выявленного правонарушения РО ФСФР России в ДФО 08.09.2008 составлен акт об отсутствии в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию.

Не поступление от ОАО «Дальпиво» списка аффилированных лиц, отсутствие доступа на странице в сети Интернет к информации о деятельности Общества, квалифицированно должностным лицом РО ФСФР России в ДФО по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, о чем в отсутствие Общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2008 № А/31608-F/08-235.

По результатам рассмотрения протокола от 12.09.2008 № А/31608-F/08-235 и других материалов дела об административном правонарушении, 01.10.2008 руководителем РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление о назначении ОАО «Дальпиво» административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что указанное постановление РО ФСФР России в ДФО вынесено с нарушением норм действующего законодательства об административных правонарушениях, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава правонарушения в действиях Заявителя, но с учетом обстоятельств его совершения признал необоснованным размер административного штрафа, на основании чего отменил оспариваемое постановление административного органа в части наложения административного штрафа, снизив его до 30000 руб.

Нарушений административным органом порядка привлечения лица к ответственности суд не установил.

Данные выводы суда являются правильными, соответствующими нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в частности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию, одной из форм которой является ежеквартальный отчет по ценным бумагам. При этом состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в рассматриваемом случае - Федеральной службой по финансовым рынкам.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

Акционерные общества раскрывают информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц (пункт 8.5.1 Положения).

В соответствии с п. 8.5.3 Положения список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, представляется акционерными обществами в регистрирующий орган в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом обязанность по раскрытию информации для открытых акционерных обществ возникает с даты государственной регистрации Открытого акционерного общества (п. 8.1.2 Положения).

В силу части 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из представленного в материалы дела протокола об административном правонарушении, имеющего доказательственную силу следует, что Общество в нарушение пункта 8.5.3 Положения списки аффилированных лиц за второй квартал 2008 года в РО ФСФР России в ДФО не представило. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

На основании пункта 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения (п.8.1.1 Положения).

Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета  акционерного общества. Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет (п.п. 8.2.4, 8.2.5 Положения).

В силу пунктов 8.3.5 и 8.3.6 Положения, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст годовой бухгалтерской отчетности в срок не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности. В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в данном пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества. Текст указанной отчетности должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Пунктами 8.4.1, 8.4.2 Положения установлено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Открытое акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.

В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа – не позднее 2 дней с даты такого уведомления.

Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет для открытого акционерного общества до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.

Согласно пункту 1.9 Положения банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.

Из анализа указанных правовых норм следует, что в отношении открытого акционерного общества установлено несколько самостоятельных требований, в числе которых, во-первых, требование опубликовать в установленный срок в сети Интернет определенную информацию и, во вторых, обеспечить доступ к указанной информации в течение установленного промежутка времени (для текста годового отчета – 3 года, для текста устава – до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества). Нарушение каждого из указанных требований образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, и сформулированного законодателем как нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Факт нарушения заявителем установленного порядка представления информации на рынке ценных бумаг подтверждается имеющимися в материалах дела документами и Обществом не оспаривается.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг допущено по вине Общества, следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является правомерным.

При этом, в качестве доказательства по делу об административном правонарушении – нарушении порядка представления и раскрытия информации, РО ФСФР России в ДФО представило суду акт об отсутствии в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию от 08.09.2008. Возражений на акт проверки Общество не представило, на рассмотрение результатов проверки не явилось.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеуказанный акт, правомерно принял его в качестве доказательства, предусмотренного статьей 26.2 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях является протокол. В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не обязан направлять Обществу акт проверки и данные обстоятельства, заявленные Обществом не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Довод Общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, поэтому он не может являться надлежащим доказательством по делу, судом апелляционной инстанции также отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение установленных статьями 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Так как нарушение срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком, который не повлиял на его содержание, протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, то суд правомерно принял такой протокол в качестве доказательства по делу.

Вместе с тем вывод суда первой инстанции о неправомерности назначения Обществу наказания за совершенное административное правонарушение в размере 40 000 руб. суд апелляционной инстанции считает правильным. С учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, предписывающих при назначении наказания юридическому лицу учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, суд первой инстанции обоснованно изменил решение суда в части назначения штрафа, уменьшив его до 30 000 руб. (минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ).

Суд апелляционной инстанции также отклоняет как не основанный на Законе довод заявителя жалобы о том, что надлежащим субъектом вмененного обществу правонарушения является не Общество, а его генеральный директор.

Указание в приказе ОАО «Дальпиво» от 10.01.2008 № 3П на возложение на генерального директора Общества Твердохлебова К.Я. обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, включая подготовку и направление соответствующих документов в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе в сроки, установленные Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в данном случае значение не имеет, поскольку обязанность представлять отчетность об аффилированных лицах в силу статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» возложена на общество.

В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.12.2008 по делу №А51-11119/2008 47-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     О.Ю.Еремеева

     Судьи

     Н.В.Алферова

     Т.А.Солохина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка