ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 года  Дело N А51-11156/2008

Резолютивная часть постановления оглашена  10 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  17 марта 2009г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю.Еремеевой,

судей: З.Д.Бац, Г.А.Симоновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.,

при участии:

от заявителя: Похилько А.А., представитель по доверенности № 8/19Д от 22.09.2008,

от ответчика: Егоров М.В., представитель по доверенности № 03 от 26.01.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

на решение от 11.01.2009

судьи О.В.Васенко,

по делу №А51-11156/2008 47-39 Арбитражного суда Приморского края,

по заявлению Открытого акционерного общества «Дальтехэнерго»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2008 № А/31714-F/08-228,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальтехэнерго» (далее – ОАО «Дальтехэнерго», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ДФО) от 29.09.2008 № А/31714-F/08-228 о привлечении ОАО «Дальтехэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением суда от 11.01.2009 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в связи с признанием правонарушения малозначительным. Обществу объявлено устное замечание.

Не согласившись с принятым судебным актом, РО ФСФР России в ДФО обратилось с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права. В доводах жалобы указало, что обществом не выполнены обязанности, предусмотренные пунктами 1.6, 1.9, 5.7, 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, не обеспечил в течение сроков, установленных Положением, на одной странице в сети Интернет доступ к текстам ежеквартальных отчетов общества за 4 квартал 2006 года, 2 квартал 2008, списков аффилированных лиц общества за 2 квартал 2008, к информации о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов и банковским реквизитам расчетного счета общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что допущенное обществом правонарушение является малозначительным.

Представитель РО ФСФР России в ДФО в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, жалобу – удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседание с доводами жалобы не согласился, считал решение суда законным и обоснованным, просил оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует.

29.08.2008 сотрудниками РО ФСФР России в ДФО установлено, что в период с 25.08.2008 года по 29.08.2008 года на странице  http: www.daltekhenergo.com в сети Интернет отсутствовала следующая информация: информация о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета ОАО «Дальтехэнерго» для оплаты расходов по изготовлению копий документов; тексты ежеквартальных отчетов ОАО «Дальтехэнерго» за 4 квартал 2006 года и 2 квартал 2008 года; текст сообщения о существенном факте, а именно: сведения о дате закрытия реестра акционеров ОАО «Дальтехэнерго» в 2008 году; текст списков аффилированных лиц ОАО «Дальтехэнерго» за 2 квартал 2008 года.

По факту выявленного правонарушения РО ФСФР России в ДФО 29.08.2008 составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию.

Необеспечение ОАО «Дальтехэнерго» доступа на странице в сети Интернет к информации о деятельности общества, квалифицированно специалистом 1 разряда отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР России в ДФО по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, о чем в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг от 12.09.2008 № А/31714-F/08-228.

По результатам рассмотрения протокола от 12.09.2008 № А/31714-F/08-228 и других материалов дела об административном правонарушении, 29.09.2008 руководителем РО ФСФР России в ДФО  вынесено постановление о назначении ОАО «Дальтехэнерго» административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава правонарушения в действиях заявителя, но с учетом обстоятельств его совершения признал правонарушение малозначительным.

Нарушений административным органом порядка привлечения лица к ответственности суд не установил.

Данные выводы суда являются правильными, соответствующими нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в частности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статьей 30 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

На основании пункта 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500 либо неограниченному кругу лиц (пункт 5.1 Положения).

Из указанного следует, что общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

Пунктом 6.3.1. Положения сообщение о существенном факте обязано опубликовывать открытое акционерное общество на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с момента наступления существенного факта; текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет.

Согласно пункту 8.5.1 Положения акционерные общества раскрывают информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Пунктом 8.5.4 Положения установлено, что акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

На основании пункта 8.5.5 Положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу части 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа.

Из представленного в материалы дела протокола об административном правонарушении, имеющего доказательственную силу,  а также из представленных административным органом документов (распечатки из Интернет-сайта ОАО «Дальтехэнерго», акта  об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию от 29.08.2008) следует, что Общество в нарушение пунктов 1.6, 1.9, 5.7, 6.3.1, 8.5.5 Положения не разместило в сети Интернет информацию о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета ОАО «Дальтехэнерго» для оплаты расходов по изготовлению копий документов; тексты ежеквартальных отчетов ОАО «Дальтехэнерго» за 4 квартал 2006 года и 2 квартал 2008 года; текст сообщения о существенном факте, а именно: сведения о дате закрытия реестра акционеров ОАО «Дальтехэнерго» в 2008 году; списков аффилированных лиц ОАО «Дальтехэнерго» за 2 квартал 2008 года в установленный срок.

Факт нарушения заявителем установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг подтверждается имеющимися в материалах дела документами и Обществом не оспаривается.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг допущено по вине Общества, следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственности за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является правомерным.

Постановление РО ФСФР России в ДФО от 29.09.2008 № A/31714-F/08-228 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с извещением Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протокол составлен с нарушением срока, что не является существенным нарушением требований закона, поскольку вызвано необходимостью надлежащего обеспечения Общества предоставленных ему законом гарантий защиты прав.

Таким образом, при осуществлении административного производства судом апелляционной инстанции не установлено нарушений РО ФСФР России в ДФО  процессуальных прав Общества и его права на защиту.

Между тем, суд первой инстанции признал совершенное Обществом правонарушение малозначительным.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод также обоснованным.

Согласно статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административным правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признака состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судом первой инстанции, на основании представленных в материалы дела документов правильно установлено, что характер рассматриваемого правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. ОАО «Дальтехэнерго» публичного размещения ценных бумаг – акций не осуществляло, акции на рынке ценных бумаг не обращаются, сделки с ними не совершаются, все 100 % акций принадлежат одному акционеру – ОАО «ДЭК». Доказательств того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий для общественных отношений, РО ФСФР России в ДФО не представлены.

С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судом не принимаются.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.01.2009 по делу №А51-11156/2008 47-39 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     О.Ю.Еремеева

     Судьи

     З.Д.Бац

     Г.А.Симонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка