ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2010 года  Дело N А51-14304/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 20 декабря 2010 года .

Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2010 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой

судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой

при участии:

от ОАО "Горнорудная компания "АИР":

адвокат Шарипова Н.А. по доверенности от 17.09.2010 сроком действия 1 год, удостоверение;

от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края:

представитель Чернякова О.С. по доверенности со специальными  полномочиями от 14.12.2009 № 1-10/42д, удостоверение;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Горнорудная компания "АИР"

апелляционное производство № 05АП-7061/2010

на решение от 29.10.2010   по делу № А51-14304/2010 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края к ОАО "Горнорудная компания "АИР" о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Горнорудная компания «АИР» (далее – общество, ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)  и административном наказании в виде административного приостановления деятельности по реконструкции объекта капитального строительства на срок 90 суток.

Решением суда от 29.10.2010 заявленные департаментом требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным актом, ОАО "Горнорудная компания "АИР" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 29.10.2010 отменить. Общество считает, что для осуществления реконструкции спорного объекта не требовалось получение разрешения на строительство, поскольку работы по строительству и реконструкции объекта не затрагивали конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Заявитель жалобы считает, что  в действиях общества  отсутствует состав административного правонарушения, поскольку обществом были предприняты все зависящие от него меры по исполнению Предписания от 08.07.2010, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, умысел в неисполнении предписания отсутствовал.

В судебном заседание 20.12.2010 представитель общества поддержал доводы жалобы. Представитель департамента в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы общества возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2010 отмене или изменению не подлежит.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Руководствуясь Распоряжением от 12.01.2010 № 15 «О закреплении городских округов и муниципальных районов Приморского края за специалистами отдела Государственного строительного надзора по муниципальным образованием края департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края для осуществления Государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объектов капитального строительства, расположенных на территории Приморского края», Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 06.07.2010 проведена проверка организационно-правового порядка объекта «Реконструкция АБК цеха ЖБИ по 1-я рабочая, 1, пос. Угловое под комплекс придорожного сервиса», расположенного по адресу ул. 1-я Рабочая, 1, г. Артем.

Земельный участок площадью 71212,00 кв. м., расположенный по адресу Приморский край, г. Артем, ул. 1-я Рабочая, 1, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.05.2006 (серия 25-АА № 211269 от 04.09.2002) принадлежит ОАО «Горнорудная компания «АИР» на праве собственности, целевое назначение участка - земли поселений.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права трехэтажное пристроенное здание (литер 3, АБК) площадью 822,40 кв. м., расположенное по адресу: Приморский край, г. Артем, п. Угловое, ул. 1-я Рабочая, 1, также принадлежит ОАО «Горнорудная компания «АИР» на праве собственности.

В результате проверки организационно-правового порядка объекта  капитального строительства департаментом установлено, что ОАО «Горнорудная компания «АИР» производится реконструкция пристроенного трехэтажного здания АКБ путем надстройки двух этажей над существующим и эксплуатирующимся в качестве гостиницы зданием АБК.

Департаментом установлено, что на момент проверки застройщиком осуществлены работы по устройству наружных и внутренних стен четвертого и пятого - мансардного этажей, стены четвертого и пятого этажей выполнены их бруса, основанием стен является железобетонный каркас существующего трехэтажного здания с кирпичными стенами. Также застройщиком выполнены работы по устройству кровли, частично выполнены работы по монтажу внутренних инженерных сетей. Разрешение на строительство в ходе проверки не представлено. На проверку застройщиком предоставлена проектная документация, а также акт приемки от 01.10.2005 в эксплуатацию 1 очереди объекта «Реконструкция АБК цеха ЖБИ по ул. Рабочая, 1 пос. Угловое под комплекс придорожного сервиса», не имеющая положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

По результатам проверки был составлен акт №154 от 06.07.2010 и выдано предписание № 59/2010 от 08.07.2010 о необходимости в срок до 09.08.2010 представить разрешение на строительство, проектную документации в полном объеме, общий и специальный журналы учета выполнения работ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. До представления указанных документов в Департамент  работы по реконструкции указанного объекта необходимо приостановить.

12.08.2010 Департаментом проведена проверка исполнения предписания № 59/2010 от 08.07.2010, в результате которой установлено, что работы по реконструкции на объекте не прекращены, с момента предыдущей проверки выполнен монтаж пластиковых окон, строительных лесов с тыльной стороны надстройки, осуществляется пропитка брусчатых стен надстройки, выполнены работы по монтажу опалубки и устройству арматурного каркаса лестничного марша с третьего на четвертый этаж. Данные обстоятельства зафиксированы актом и фотоматериалами проверки, кроме того, затребованные предписанием документы предоставлены не были.

31.08.2010 заместителем начальника отдела государственного строительного надзора по муниципальным образованиям края Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в отношении ОАО «Горнорудная компания «АИР» составлен протокол по делу об административном правонарушении.

Действия общества квалифицированы административным органом по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ и материалы проверки направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края согласно Положению о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па осуществляет государственный строительный надзор.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов регулирует законодательство о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно положений ст. 49 ГрК РФ, реконструируемое обществом здание подлежит государственному строительному надзору.

В соответствии с п. 5 ст. 52 ГрК РФ в случае если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому должны быть приложены следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департаментом в ходе проверки исполнения предписания от 08.06.2010 № 59/2010 установлено, что ОАО «Горнорудная компания «АИР» производит реконструкцию пристроенного трехэтажного здания АКБ путем надстройки двух этажей над существующим и эксплуатирующимся в качестве гостиницы зданием АБК и согласно предписанию от 08.06.2010 № 59/2010 обязано было до 09.08.2010 предоставить в Департамент необходимые документы: разрешения на строительство (реконструкцию); проектную документацию в полном объеме; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Арбитражным судом Приморского края установлено и подтверждается материалами дела, что  документы, необходимые для осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта «Реконструкция АБК цеха ЖБИ под комплекс придорожного сервиса» в Департамент не поступали и также не были приостановлены работы до предоставления в Департамент запрашиваемых документов, как того требует  предписание от 08.06.2010 № 59/2010.

Департаментом оформлен акт проверки № 202 от 12.08.2010, которым подтверждается, что на момент повторной проверки необходимые документы у общества отсутствовали.

При рассмотрении данного спора ни в Арбитражный суд Приморского края ни в Пятый арбитражный апелляционный суд необходимые документы представлены не были. Факт неисполнения предписания от 08.06.2010 № 59/2010 о  необходимости представления необходимых документов обществом не оспаривается.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что обществом были предприняты все меры по исполнению предписания, так общество с целью выдачи разрешения на завершение реконструкции обратилось к  Главе г. Артема, на что администрация Артемовского городского округа указала на необходимость предоставления проектной документации и пояснила, что разрешение на строительство не может быть выдано, поскольку реконструкция объекта практически завершена.

Заявитель апелляционной жалобы указал, что первый этап реконструкции объекта был закончен в конце 2005 года и был принят приемочной комиссией без замечаний, акт приемки утвержден генеральным директором ОАО «ГРК «АИР» 01.10.2005 и зарегистрирован инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Приморского края 19.10.2005 № 1176/05. Из п. 2 Акта приемки следует, что Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Приморского края приняла в качестве документа, на основании которого производилась реконструкция, - Постановление главы Артемовского городского округа № 06-па от 18 августа 2005. Отдельного документа - разрешения на строительство не выдавалось со ссылкой на отсутствие необходимости его получения.

На основании всего выше указанного общество считает, что  в их действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку обществом были предприняты все зависящие от него меры по исполнению Предписания от 08.07.2010, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, умысел в неисполнении предписания отсутствовал. Данный довод Пятым арбитражным апелляционным судом отклоняется с силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Часть 2 ст. 51 ГрК РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с перечнем документов, установленных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Заявителем не отрицается, что в соответствии с материалами проверки, реконструкция объекта строительства осуществлялась обществом с отступлением от проектной документации.

Согласно проекту реконструкции объекта вторая очередь реконструкции предусматривает устройство одного этажа (четвертого) с устройством холодного чердака с двускатной кровлей. Несущими конструкциями надстраиваемого этажа должны служить металлические колонны сваренные из двух швеллеров с шагом 6X6 м с ригелями и поперечными прогонами. Стены - из легких шлакобетонных блоков толщиной из 400 мм с последующим утеплением.

Департамент установил, что фактически надстройка состоит из двух этажей и выполнена из деревянного бруса. Таким образом, реконструируемый объект является пятиэтажным зданием, а не четырехэтажным.

Суд первой инстанции верно отклонил вывод общества о том, что поскольку Администрацией г. Артема разрешена реконструкция объекта, то, следовательно, у общества имеется разрешение на реконструкцию.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Администрации г. Артема от 09.04.2004 № 347 ОАО «Горнорудная компания» действительно разрешено произвести реконструкцию административно-бытового комплекса под гостиницу, но вместе с тем, в п.п. 2.2 указано на обязанность в срок до 01.05.2005 получить разрешение на реконструкцию в комитете архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Артема.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что факт наличия Постановления Администрации г. Артема № 347 от 09.04.2010 не подтверждает сам факт получения разрешения на строительство в уполномоченном органе.

Согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что на момент проверки проектная документация на второй этап реконструкции в Департамент предоставлена не была.

Как следует из пояснений общества, проектная документация на реконструкцию АБК цеха ЖБИ по ул. 1-я Рабочая пос. Угловое под комплекс придорожного сервиса разрабатывалась на основании задания на проектирование от 04 июня 2004, в соответствии со СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и требованиями, изложенными в Архитектурно-планировочном задании (АПЗ) №35/2005 от 25.03.2005, выданным комитетом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Артема. Пунктом 3.3 АПЗ предусмотрено, какие согласования и утверждения должен пройти проект, в частности, необходимо произвести государственную экологическую экспертизу, государственную экспертизу условий труда, согласовать проект с заинтересованными службами города Артема и Приморского края, вместе с тем, требования о проведении государственной экспертизы в АПЗ не содержится. Общество считает, что поскольку проектная документация была разработана до вступления в силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, она не подлежит государственной экспертизе, в связи с чем, требование Департамента о предоставлении данного документа не законно.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации на отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая" площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности.

При данных обстоятельствах  дела суд первой инстанции верно указал, что проектная документация на реконструкцию трехэтажного здания АБК (проектом предусматривалось увеличение этажности с 3 до 4, практически этажность увеличена до 5) данным условиям не отвечает и  подлежит государственной экспертизе и при выполнении реконструкции в соответствии с п. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ необходимо осуществление государственного строительного надзора.

Согласно статье 29 Градостроительного Кодекса от 07.05.1998 № 73-ФЗ (действовавшей на момент разработки проектной документации), которая действовала в части положений, относящихся к государственной экспертизе проектной документации и утратила силу с 1 июля 2006 года (Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ), градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном настоящим Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Федерального закона № 73-ФЗ положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.

Согласно Постановлению Правительства «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» № 1008 от 27.12.2000 градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов строительства (п. 1), за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения (п. 2).

В соответствии со статьей 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.