• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2009 года  Дело N А51-2872/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 18.06.2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.06.2009г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: З.Д. Бац

судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола судьей О.Ю. Еремеевой

при участии:

от ООО «Дары моря»: Муравицкая Е.В. по доверенности от 27.02.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009

от ИФНС России по г. Находка: специалист юридического отдела Антонова Е.В. по доверенности № 254 от 14.10.2008 со специальными полномочиями сроком на 1 год,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дары моря» на решение от 14.04.2009 судьи Д.В. Борисова по делу №А51-2872/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дары моря» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находка Приморского края об оспаривании постановления,

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 июня 2009 до 14 часов 45 минут 18 июня 2009 года

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дары моря» (далее по тексту – общество, ООО «Дары моря») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 24.02.2009 № 98 по делу об административном правонарушении, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Находка Приморского края (далее по тексту – налоговый орган, инспекция, налоговая служба).

Решением суда от 14.04.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО «Дары моря» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения обществом правил продажи отдельных видов товара.

Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что при вынесении решения судом не учтено то обстоятельство, что ООО «Дары моря» является предприятием общественного питания, где оказываются услуги согласно требованиям, установленным Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, в которых пунктом 13 предусмотрено, что информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иным способом. В данном случае, прейскурант на алкогольную продукцию имелся в баре и был представлен сотрудниками инспекции. В то же время, заявитель указал, что в закусочной в уголке покупателя в наглядной и доступной для покупателя форме имелись Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 и постановление Правительства № 80 от 08.02.2006 «О внесении изменений в постановление Правительства от 19.01.1998 № 55 и признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам розничной продажи алкогольной продукции», что подтверждается материалами дела. В связи с чем, общество считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Налоговый орган в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом обстоятельств дела, представил письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Дары моря» зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципальным образованием г. Находка 27.07.2000, прошло перерегистрацию в Инспекции МНС РФ по г. Находка 11.12.2002, о чем выдано свидетельство серии 25 № 01968002.

10 февраля 2009 сотрудниками инспекции на основании поручения № 142 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота и реализации алкогольной продукции в баре, принадлежащем ООО «Дары моря» и расположенном по адресу: г. Находка, ул. Находкинский проспект, 76, в ходе которой установлен факт реализации вина красного сладкого «Барбарис Каберне Совиньон», емкостью 0,75 л., датой выпуска 30.04.2008, производства Болгарии, и вина белого сладкого «Барбарис Мускат», емкостью 0,75л., производства Болгарии без ценника, что является нарушением пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту – Правила продажи отдельных видов товаров). Также, в баре отсутствуют Правила продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной для покупателя форме, что является нарушением пункта 11 данных Правил.

Факт нарушения зафиксирован в акте проверки № 036 от 10.02.2009, который был подписан представителем общества Тепикян И.Е. К акту проверки прилагались письменные объяснения представителя общества Тепикян И.Е. от 10.02.2009 и фотоматериалы.

По данному факту 10.02.2009 налоговым органом в присутствии представителя общества Тепикян И.Е. по доверенности № 036 от 10.02.2009 вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Дары моря» дела об административном правонарушении, в котором содержится указание на то, что руководитель ООО «Дары моря» приглашается в налоговый орган 11.02.2009 для составления протокола об административном правонарушении.

11 февраля 2009 налоговой службой в присутствии администратора бара Сахно И.В., действовавшей по доверенности от 11.02.2009, был составлен протокол об административном правонарушении №036а (далее по тексту – административный протокол), согласно тексту которого установлен факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. При этом, по тексту протокола инспекция известила общество о месте и времени рассмотрения дела на 24.02.2009 года в 14 часов 00 минут.

24 февраля 2009 года налоговый орган, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Дары моря», вынес постановление № 98 о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не указанных в частях первой и второй названной статьи Кодекса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукции регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров.

Пунктом 9 Правил продажи отдельных видов товаров предусмотрено, что правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

- наименование товара;

- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

- сведения об основных потребительских свойствах товара;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

- срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

- цену и условия приобретения товара.

Согласно пункту 19 названных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно пункту 1 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (пункт 2 статьи 27.8 КоАП РФ).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (пункты 3, 5 статьи 27.8 КоАП РФ).

В материалах дела отсутствует акт осмотра помещений бара, принадлежащего ООО «Дары моря», который является доказательством, подтверждающим факт отсутствия Правил продажи отдельных видов товаров в баре. В акте проверки от 10.02.2009 № 036а и в административном протоколе отсутствует информация о проведении осмотра помещения бара сотрудниками Инспекции и применения фотосъемки в присутствии двух понятых. Не представлено доказательств обратного и соблюдения налоговым органом при проведении проверки требований статей 25.7, 27.8 КоАП РФ и при рассмотрении дела в суде.

В связи с чем, коллегия считает, что факт отсутствия в баре Правил продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной форме налоговым органом не доказан.

Однако, для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 14.16. КоАП РФ достаточно установления факта отсутствии ценника на реализуемой алкогольной продукции.

Как установлено судом, общество не обеспечило оформление ценников на реализуемую алкогольную продукцию надлежащим образом. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от № 036 от 10.02.2009, административным протоколом и объяснительной директора общества Тепикян И.Е. от 10.02.2009 года.

Реализация алкогольной продукции, на которой отсутствуют ценники образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем довод заявителя жалобы о том, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, является необоснованным.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил продажи алкогольной продукции в принадлежащем ему баре, что свидетельствует о его вине.

Ссылка заявителя жалобы на пункт 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, является несостоятельной, поскольку данные правила регулируют отношения между потребителями и продавцами в сфере оказания услуг общественного питания. Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукцией регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, согласно пункту 9 которого правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении в части вменяемого правонарушения, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 14.04.2009 по делу №А51-2872/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, вынесший решение.

     Председательствующий
   З.Д. Бац

     Судьи
  О.Ю. Еремевеа

     Т.А.  Солохина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-2872/2009
Принявший орган: Пятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 июня 2009

Поиск в тексте