• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 25 августа 2010 года  Дело N А40-56592/2010
 

в составе: судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ФАСТМИКС»

к ответчику: Межрайонная Инспекция ФНС № 46 по г.Москве

о признании недействительным решения от 01.03.2010 г.

с участием: от заявителя – Михалюк О.П. по дов. от 05.05.10;

от ответчика – Багдасарян Г.Е. по дов. от 13.07.10 № 07-17/078378;

УСТАНОВИЛ: ООО «ФАСТМИКС» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 01.03.2009 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов в отношении ООО «ФАСТМИКС» в связи его с ликвидацией; обязании Межрайонной инспекции ФНС № 46 по г.Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ФАСТМИКС».

Заявитель уточнил предмет заявленных требований в части даты оспариваемого решения ответчика и просит суд признать незаконным решение Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 01.03.2010 г.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на соблюдение им требований ст.63 ГК РФ, ст.21 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту также – Закон о регистрации), а также на отсутствие у ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения.

Ответчик представил отзыв, заверенные копии материалов регистрационного (отказного) дела ООО «ФАСТМИКС», возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, со ссылкой на наличие у заявителя задолженности перед федеральным бюджетом и отсутствие правовых оснований для государственной регистрации ООО «ФАСТМИКС» в связи с его ликвидацией.

Рассмотрев материалы дела, материалы регистрационного (отказного) дела ООО «ФАСТМИКС», выслушав доводы представителей сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно п.1 ст.5 Закона о регистрации сведения и документы о юридическом лице содержатся в государственном реестре.

Пункт 1 ст.9 Закона о регистрации перечисляет лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридического лица, в том числе, лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, 20.08.2008 г. единственный участник ООО «ФАСТМИКС» Скворцов О.А. принял решение о добровольной ликвидации ООО «ФАСТМИКС», в соответствии с требованиями ст.ст.62, 92 ГК РФ и ст.57 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» назначен ликвидатор общества Рыжков Б.Н.

ООО «ФАСТМИКС» в ходе процедуры ликвидации составлен и утвержден ликвидационный баланс.

Рыжковым Б.Н. 25.02.2010 г. вх. № 80663А в соответствии с п.1 ст.9, п.1 ст.21 Закона о регистрации заявителем ответчику были сданы документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

При рассмотрении предъявленного в регистрирующий орган заявления о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией с приложениями, регистрирующий орган решением от 01.03.2010 г. отказал заявителю в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией со ссылкой на отсутствие в представленных для государственной регистрации документов заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное с учетом п.п.1, 2 ст. 224 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решении о ликвидации недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; ликвидационного баланса юридического лица, содержащего достоверные сведения о задолженности перед бюджетом.

Заявитель, ссылаясь на нарушение указанным решением требований статей 20 - 23 Закона о регистрации обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.1 ст.21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в регистрирующий орган представляется, в том числе, ликвидационный баланс, который в соответствии с п.6 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет после завершения расчетов с кредиторами.

Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч.4 ст. 9 Закона о регистрации является исчерпывающим.

Как следует из представленного ответчиком отзыва и пояснений в судебном заседании, при принятии решения об отказе в регистрации регистрирующий орган исходил из того, что представленный заявителем ликвидационный баланс не соответствует требованиям закона, поскольку не содержит сведения о наличии кредиторской задолженности, в то время как, согласно имеющемуся в материалах дела письму Инспекции ФНС № 3 по г. Москве ликвидируемое ООО «ФАСТМИКС» имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, возникшую 28.12.2009 г. в связи с привлечением заявителя к налоговой ответственности. Таким образом, ответчиком сделан вывод о том, что ликвидационный баланс заявителя не отражает сумму фактической задолженности общества перед бюджетом, поэтому он не может считаться действительным ликвидационным балансом, что равнозначно непредставлению ликвидационного баланса в регистрирующий орган.

Однако указанные выводы ответчика суд считает несостоятельными, при этом исходит из следующего.

Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч.4 ст.9 Закона о регистрации является исчерпывающим.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами, в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд считает, что общество представило на регистрацию полный перечень надлежащим образом оформленных документов для осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с чем, отказ регистрирующего органа в совершении заявленных регистрационных действиях, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Указание в оспариваемом отказе регистрирующего органа на отсутствие заявления, составленного в соответствии с положениями п.1 и п.2 ст.224 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», признается судом незаконным и необоснованным.

Согласно вышеуказанным нормам права, в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Из материалов же дела следует, что доказательств наличия обстоятельств обязывающих ликвидатора соблюдать данные нормы права у ответчика не имелось.

Ссылка регистрирующего органа на сведения, представленные Инспекцией ФНС № 3 по г. Москве о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, является несостоятельной.

Письмо налогового органа, равно как и справка налогового органа о задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды требованием кредитора не является.

Согласно ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут быть подтверждены в арбитражном суде иными доказательствами.

Из материалов дела усматривается, что заявителем соблюдены требования действующего законодательства о порядке ликвидации общества, при этом, налоговый орган (Инспекции ФНС № 3 по г.Москве), как кредитор по платежам в бюджет, обязан соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что в двухмесячный срок после публикации объявления о принятии решения о ликвидации ООО «ФАСТМИКС» требование о погашении задолженности должнику – заявителю не направлялось.

Доказательств того, что налоговый орган предъявил какие-либо требование в адрес ООО «ФАСТМИКС» в соответствии со ст.70 НК РФ об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемые налогоплательщику в соответствии с решениями налогового органа по результатам налоговой проверки, и данные требования были признаны ликвидатором, у суда отсутствуют.

В соответствии с п.6 ст.64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.

В данном случае действия ликвидатора по непризнанию каких-либо требований кредиторов не обжаловались.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 01.03.2010 г. об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и необходимых для государственной регистрации ООО «ФАСТМИКС» документов противоречит ст.ст.21, 23 Закона о регистрации, п.6 ст.64 ГК РФ, а также нарушает права заявителя, как препятствующие завершению процесса ликвидации организации, что подтверждает наличие необходимых условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.

Допущенное ответчиком нарушение прав и законных интересов заявителя должно быть устранено путем обязания Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве произвести государственную регистрацию предприятия в связи с его ликвидацией (п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ).

Согласно ст.110 АПК РФ, с учетом положений ч.1ст.333.37 НК РФ и п.1 ст.53 АПК РФ, в связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, суд возвращает Рыжкову Борису Николаевичу из федерального бюджета уплаченную по настоящему заявлению государственную пошлину.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 71, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральному закону РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» признать незаконным решение Межрайонной Инспекции ФНС № 46 по г.Москве от 01.03.2010 г. об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и необходимых для государственной регистрации ООО «ФАСТМИКС» документов, принятое по результатам рассмотрения документов, поданных на государственную регистрацию 25.02.2010 г. за вх. № 80663А.

Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС № 46 по г.Москве осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности ООО «ФАСТМИКС» в связи с его ликвидацией по решению единственного участника от 20.08.2008 г. № 3 на основании документов, поданных на государственную регистрацию 25.02.2010 г. за вх. № 80663А, в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.

Возвратить Рыжкову Борису Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей 00 копеек, уплаченную по квитанции от 14.05.2010 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Н. Папелишвили



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-56592/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 25 августа 2010

Поиск в тексте