• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ
 

от 04 февраля 2011 года  Дело N А40-61622/2010
 

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи Куклиной Л.А., единолично,

при ведении протокола помощником судьи Хануковой Л.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

о взыскании 1298251 руб. 20 коп.

при участии:

от истца Маковейчук Е.И. по доверенности от 29.11.2010г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РДЖ» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о взыскании 1298251 руб. 20 коп. убытков, в счет возмещения расходов за оказанные услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом в период с июня 2007г. по декабрь 2009г., согласно ст.ст. 16,1069,1071 ГК РФ.

Ответчик, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст.ст.121,122 АПК РФ, в заседание не явился, заявлений и ходатайств не подал, отзыва на иск ответчик не представил, в связи с чем, спор рассматривается в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, в период с июня 2007 года по декабрь 2009 года ОАО «Российские железные дороги» оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 года инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.

Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.

Согласно ст. 3 данного Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50% скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.

В соответствии со ст. 4 Соглашения лицам, указанным в статьях 2 и 2 Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно).

На основании ст. 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.

В соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые в железнодорожную билетную кассу, а для реализации права на сезонные льготы - удостоверения.

Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, было подписано Российской Федерацией 12.03.1993 года.

В соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса международные договоры Российской Федерации являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории РФ, не должны рассматриваться как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина. Поскольку отсутствуют специальные правила реализации указанного Соглашения, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой, исполнение взятых Российской Федерацией обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.

Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 года, подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов «Экспресс» (АСУ «Экспресс»). Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов), предусмотрено п. 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 года № 30 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2002 г. № 3675). основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 года.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а

В АСУ «Экспресс» содержится информация, в которой фиксируется ФИО пассажира, категория льготы; номер удостоверения, по которому предоставлен льготный проезд; дата поездки; вид предоставленной льготы (льготный, бесплатный); фактически уплаченная сумма; общая стоимость проезда; недополученная стоимость проезда; суммы комиссионного сбора, а также копиями купонов кассира, подтверждающими продажу билетов, и копиями талонов, предоставленных в ж/д кассу в обмен на льготный проездной документ (билет).

Согласно учетным данным АСУ «Экспресс», сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг по перевозке железнодорожным транспортом граждан, в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» от 12.03.1993г., были недополучены доходы в сумме 274.895 руб. 63 коп.

Также в материалы дела представлены проездные документы, подтверждающие факт оказания услуг.

В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Факт наличия задолженности перед истцом свидетельствует о том, что Российская Федерация, приняв на себя обязательства по финансированию мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, не обеспечила компенсацию сумм не полученной истцом от потребителей платы в полном объеме.

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Согласно ст. 1082 ГК РФ возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.

По правила ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах публично-правового образования – Российской Федерации, так как осуществление мер социальной поддержки федеральной льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете».

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенных в Постановлении от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги без получения платы от потребителя». Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Министерством финансов РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации расходов истца в полном объеме.

Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенных категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Согласно статье 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших для государственного органа основанием совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. Таким образом, вина государственного органа предполагается, то есть отсутствие вины доказывается ответчиком.

В силу статьи 1064 ГК РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния).

С учетом изложенного, требование истца о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ является правомерным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату истцу из доходов федерального бюджета РФ.

Суд, руководствуясь ст.ст. 8, 12, 15, 16, 307, 309, 1064, 1069, 1071 ГК РФ и ст.ст. ст.ст. 4, 65, 75, 110,121,123,156,171-176 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 1298251 (один миллион двести девяносто восемь тысяч двести пятьдесят один) руб. 20 коп. убытков.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из дохода федерального бюджета 25982 руб. 60 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением № 243 от 19.05.2010г.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А. Куклина




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-61622/2010
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 04 февраля 2011

Поиск в тексте