АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2010 года  Дело N А40-61648/2010

Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Дранко

Протокол вел судья  Л.А. Дранко

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю

к ответчику/заинтересованному лицу ФГУП «Почта России»

о привлечении к административной  ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии: от ответчика: Шаронова А.Г., дов. от 19.01.2010 № 64/ЮД

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель обосновал заявленные требования, ссылаясь на нарушение ответчиком условий, предусмотренных лицензией, в части нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, выявленное по результатам мероприятия по контролю. По факту выявленного нарушения составлен протокол от 11.05.2010 № 240-ОНПП об административном  правонарушении.

Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя. Представитель ответчика представил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из  материалов дела следует, что ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А 025271 № 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.

На основании Приказа от 24.03.2010 № 140 о проведении планового мероприятия по дистанционному контролю и приказа от 26.04.2010 № 177 в период с 01.04.2010 по 30.04.2010  была проведена проверка по контролю за деятельностью ФГУП «Почта России» в области связи.

В ходе проверки установлен факт нарушения п. 4, 14 указанной лицензии, а именно нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена. Перевозки и доставки письменной корреспонденции».

В ходе мероприятия по контролю установлено, что из 350 отправленных Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю контрольных писем в контрольные сроки до места назначения прошло 275 (78,57%). С нарушением контрольных сроков пересылки до места назначения прошло 75 ()21,42%) писем.

Так, в нарушение п. 6а «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160,  ФГУП «Почта России» согласно оттискам календарного штемпеля на почтовых конвертах переслало из г. Владивосток контрольные письма, без учета для писем в города:

- Воронеж - 10 писем с 01.04.2010 г. по 08.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней;

- Вологду - 3 письма с 01.04.2010г. по 08.01.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней и 7 писем с 01.04.2010г. по 09.04.2010г. за 8 дней, при контрольном ссылки - 5 дней;

- Волгоград - 10 писем с 01.04.2010 г. по 08.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней:

- Иваново - 10 писем с 01.04.2010 г. по 07.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Киров - 10 писем с 01.04.2010 г. по 08.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней;

- Тверь - 10 писем с 02.04.2010 г. по 08.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Якутск - 5 писем с 01.04.2010 г. по 08.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней;

- Абакан - 10 писем с 01.04.2010 г. по 06.04.2010г. за 5 дней, при контрольном сроке пересылки - 4 дня.

Так, из 350 возвращённых по обратному адресу Управления Роскомнадзора по Приморскому краю писем, в контрольные сроки до места назначения прошло 211 (60,28%). С нарушением контрольных сроков пересылки до места назначения прошло 139 (39,71%) писем.

ФГУП «Почта России» согласно оттискам календарного штемпеля на почтовых конвертах переслало в г. Владивосток контрольные письма, без учета для писем в городов:

- Абакан - 10 писем, с 07.04.2010г. по 15.04.2010г. за 8 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Брянска - 10 писем, с 08.04.2010г. по 15.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней;

- Волгограда - 5 писем, с 12.04.2010г. по 18.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Волгограда - 5 писем, с 08.04.2010г. по 19.04.2010г. за 11 дней, при контрольном сроке пересылки- 5 дней;

- Вологды - 10 писем, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки-5 дней;

- Горно-Алтайска - 2 письма, с 07.04.2010г. по 18.04.2010г. за 11 дней,  при контрольном сроке пересылки - 7 дней;

- Горно-Алтайска - 2 письма, с 08.04.2010г. по 16.04.2010г. за 8 дней, при контрольном сроке пересылки - 7 дней;

- Ижевска - 2 письма, с 06.04.2010г. по 16.04.2010г. за 10 дней, при контрольном сроке пересылки 7 дней;

- Калуги - 5 писем, с 12.04.2010г, по 19.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки 6 дней;

- Калуги - 1 письмо, с 12.04.2010г. по 24.04.2010г. за 12 дней, при контрольном сроке пересылки 6 дней;

- Кирова - 10 писем, с 08.04.2010г. по 15.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки 6 дней;

- Оренбурга - 5 писем, с 06.04.2010г. по 12.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки 5 дней;

- Пензы - 5 писем, с 08.04.2010г. по 15.04.2010г. за 7 дней, при контрольном сроке пересылки - 6 дней;

- Томска - 5 писем, с 07.04.2010г. по 17.04.2010г. за 10 дней, при контрольном сроке пересылки 6 дней;

- Тулы - 10 писем, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Тюмени - 5 писем, с 08.04.2010г. по 16.04.2010г. за 8! дней, при контрольном сроке пересылки - 7 дней;

- Тюмени - 5 писем, с 07.04.2010г. по 16.04.2010г. за 9 дней, при контрольном сроке пересылки - 7 дней;

- Твери - 10 писем, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

-Уфы- 7 писем, с 17.04.2010г. по 23.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Ханты-Мансийска - 10 писем, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней,  при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Челябинска - 3 письма, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Челябинска - 2 письма, с 15.04.2010г. по 21.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней;

- Ярославля - 10 писем, с 09.04.2010г. по 15.04.2010г. за 6 дней, при контрольном сроке пересылки - 5 дней.

Данные обстоятельства подтверждаются почтовыми конвертами и копиями уведомлений о вручении с нарушенными сроками пересылки (т. 1, л.д. 39-96; т. 2, л.д. 1-85, т. 3. л.д. 1-72).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» п. 47 раздела V «Права и обязанности операторов почтовой связи» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ  операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», Федеральным законом «О почтовой связи», другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ.

Тем самым нарушены обязательные требования по соблюдению установленных сроков пересылки почтовых отправлений, предусмотренные п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ, п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

По результатам проверки заявителем был составлен акт проверки деятельности в области связи ФГУП «Почта России» от 07.05.2010 №25-0031, в котором зафиксированы обнаруженные нарушения.

По факту указанных нарушений ФГУП «Почта России» государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю, Юдиной Л.В. составлен протокол от 11.05.2010 № 240-ОНПП об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии законного представителя ФГУП «Почта России», извещенного телеграммой № 213703/02/10 от 04.05.2010 о времени и месте составления указанного протокола (л.д. 12-13).

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Ответчик в своем отзыве ссылается на тот факт, что заявителем протокол об административном правонарушении № 240-ОНПП от 11.05.2010 составлен по истечении четырехдневного срока с момента обнаружения правонарушения, в то время как ст. 28.5 КоАП РФ предусмотрено немедленно составлять протокол после выявления совершения административного правонарушения.

Однако, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2005 № 5 сроки составления протокола об административном правонарушении, указанные в ст. 28.5 КоАП РФ, не являются пресекательными, что является несущественным недостатком.

Ссылка ответчика на отсутствие у Управления полномочий на проведение проверки деятельности в сфере связи в отношении нескольких филиалов ФГУП "Почта России", расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, судом отклоняется, поскольку как следует из материалов дела, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции проверялись Управлением на основании контрольных писем отправленных из Управления и поступившим в адрес Управления по Приморскому краю.

При проведении проверки Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю данные полномочия не были необходимы, поскольку при проведении дистанционного контроля организация взаимодействия с оператором связи не проводится; планирование мероприятий и координация действий территориальных органов Службы, а также оформление обобщенного акта не осуществляется, в связи с тем, что сотрудники иных территориальных органов участия в проверке не принимают.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» в случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009г. № 52. в части государственного контроля и надзора в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении являются: руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители; начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора.

Из протокола об административном правонарушении от 11.05.2010 №240-ОНПП усматривается, что он составлен государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией Управления Роскомнадзора по Приморскому краю, то есть должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст.27 Закона «О связи», п.29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005г. №ПО «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи», ч.4 ст.28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.04.2009г. № 52.

Ошибочным является утверждение ответчика о том, что на проведение данной проверки необходим приказ (решение) руководителя Роскомнадзора либо его заместителя. Данное требование, согласно п.30 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №110, относится только к проверкам, которые проводятся во взаимодействии с операторами связи.