АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 01 ноября 2010 года  Дело N А40-46725/2010

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судьей Поляковой А.Б.

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Виктория XXI-IX»

к ответчику – Правительство Москвы

третьи лица: 1) Департамент земельных ресурсов города Москвы; 2) Префектура ЮЗАО города Москвы; 3) Контрольный комитет города Москвы.

о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду

при участии:

от заявителя – Житнева А.Ю., паспорт 0703 № 796098, дов. от 10.08.2010 г. № 33-Ф/ИвФр, Маркемьянова Е.А., паспорт 4505 № 634157, дов от 10.08.10 № 33-Ф/ИвФр, Плюхин К.С., паспорт 4604 № 482331, дов. от 15.04.2010 г. № 33-Ф/ИвФр

от ответчика – Валеева И.Р., удост. 357 дов. от 02.03.2010 г. № 4-47-4486/0; Важина А.Н., удост. № 367, дов. от 30.06.2010 № 4-47-10703/0

от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2)не явился,извещен; 3) Коренева О.А., уд. № 46309, дов. от 12.07.2010 г. № 01-01-12-26442/09.

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Виктория – XXI» (ОГРН 1037730007193), ООО «Виктория – XXI» (ОГРН 1027730006930), ООО «Успех XXI-IX», обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными отказов Правительства Москвы в предоставлении земельных участков в аренду под строительство по адресам: г. Москва, ул. Ивана Франко, вл.8-10, ул. Профсоюзная, вл. 116, ул. Островитянова, вл. 2, и о возложении на Правительство Москвы обязанности предоставить заявителям земельные участки в аренду под строительство, о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 21.10.2009 № 2765-РП "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Москвы» в части, касающейся земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ивана Франко, вл.8-10.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2010 г. по делу № А40-7440/10-17-51 по ходатайству ответчика требования ООО «Виктория – XXI» (ОГРН 1037730007193), ООО «Виктория – XXI» (ОГРН 1027730006930) о признании незаконными отказов Правительства Москвы в предоставлении земельных участков в аренду под строительство по адресам: г. Москва ул. Профсоюзная, вл. 116, ул. Островитянова, вл. 2, и о возложении на Правительство Москвы обязанности предоставить данным организациям земельные участки в аренду под строительство по указанным адресам, выделены в отдельное производство.

ООО «Виктория – XXI» в судебном заседании уточнило предмет заявленных требований и просило суд признать незаконным бездействие Правительства Москвы, выразившееся в не предоставлении ООО «Виктория – XXI» земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл.2, с кадастровым номером 770607001123, в аренду для завершения проектирования и строительства, и в непринятии в двухнедельный срок решения о предоставлении земельного участка для строительства, оформленного в виде распорядительного документа, а также обязать Правительство Москвы устранить допущенные нарушения прав заявителя и предоставить ООО «Виктория – XXI» земельный участок по адресу: г Москва, ул. Островитянова, вл.2, с кадастровым номером 770607001123 в аренду на срок 4 года 11 месяцев 28 дней для завершения проектирования и строительства объекта общественного назначения (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом.

Судом принято уточнение предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания от 02.08.2010 г.

В обоснование заявленных требований ООО «Виктория XXI» ссылается на то, что оспариваемое бездействие Правительства Москвы противоречит статьям 28, 30 и 32 Земельного кодекса РФ, Закону города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствует реализации проектирования и строительства объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом на земельном участке площадью около 3900 м2, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл.2.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на пропуск заявителем срока на обжалование бездействия, на отсутствие обращения заявителя за предоставлением земельного участка в аренду и получением предварительного согласования места размещения объекта, в порядке, установленном ст.30 и 31 Земельного кодекса РФ. Срок действия краткосрочного договора от 11.04.2007 № М-06-508797 аренды земельного участка с кадастровым номером 770607001123, заключенного Департаментом земельных ресурсов города Москвы с заявителем, истек. Законные основания для предоставления заявителю земельного участка без проведения конкурса отсутствуют.

Представители третьих лиц - Департамента земельных ресурсов города Москвы и Префектуры ЮЗАО города Москвы, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, письменный отзыв на заявление не представили.

В судебном заседании представитель Контрольного комитета города Москвы, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что обязанности осуществлять какие-либо действия по предоставлению земельного участка у Правительства Москвы не возникло, решение о предварительном согласовании ООО «Виктория XXI» места замещения объекта не принималось, акт выбора земельного участка не оформлялся, порядок предоставления земельного участка по предварительному согласованию места размещения объекта не соблюден.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в виду следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что срок обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем соблюден. Утверждение ответчика о пропуске указанного срока суд считает несостоятельным, поскольку о незаконном бездействии Правительства Москвы заявитель узнал, не получив ответа на свое обращение от 04.11.2009 г. исх № 134-11/09 с просьбой о подготовке проекта распорядительного документа о предоставлении земельного участка в аренду, направленное Мэру Москвы. ООО «Виктория – XXI» обратилось в суд 20.01.2009 г., подав заявление по почте, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте, то есть в пределах трехмесячного срока на обжалование.

Доводы ответчика о том, что письмом Контрольного комитета города Москвы от 30.04.2008 г. генеральный директор ООО «Виктория–XXI» был проинформирован о принятии Мэром Москвы решения о реализации инвестиционного проекта по строительству торгово-офисного центра по адресу: ул. Островитянова, вл. 2 на конкурсной основе с компенсацией обществу документально подтвержденных затрат на разработку предпроектной документации, в связи с чем срок на обжалование бездействия к моменту обращения в суд истек, суд отклоняет.

ООО «Виктория–XXI» письмом от 11.04.2007 г. исх. № 53-04/07 обратилось в Префектуру ЮЗАО г. Москвы с просьбой о начале подготовки распоряжения о строительстве указанного объекта во исполнение поручения Мэра Москвы от 31.05.2005 г. № 4-19-10081/5 и решения Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства от 12.10.05 (протокол № 11). Затем ООО «Виктория–XXI» обратилось к первому заместителю Мэра Москвы В.И. Ресину с просьбой дать поручение соответствующим службам Правительства Москвы о подготовке проекта распорядительного документа о строительстве объекта по ул. Островитянова, вл. 2. По данному обращению В.И. Ресиным 06.06.07 префекту Челышеву А.В. дано поручение № 25-3462/7 представить проект в установленном порядке. Проект распоряжения был подготовлен префектурой, и началась процедура его согласования с органами исполнительной власти города.

Письмом Контрольного комитета города Москвы от 30.04.2008 г. генеральный директор ООО «Виктория–XXI» действительно был проинформирован о решении реализации проекта на конкурсной основе. Однако из представленного в материалы дела письма Контрольного комитета города Москвы от 30.04.2008 г. не ясно, каким именно распорядительным документом оформлено решение Мэра Москвы о реализации инвестиционного проекта на конкурсной основе, поскольку из последующих писем префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы от 19.06.2009 № 12-07-3187/9 и от 22.06.09 № 12-21-57/9 в адрес генерального директора общества и Контрольного комитета города Москвы усматривается, что процесс согласования подготовленного проекта распоряжения о строительстве по указанному адресу продолжается. Таким образом, не имея полной информации о состоянии подготовленного проекта распоряжения, ООО «Виктория–XXI» 04.11.2009 г. обратилось непосредственно к Мэру Москвы, как руководителю Правительства Москвы, (заявление исх № 134-11/09) с просьбой предоставить земельный участок в аренду и сообщить срок согласования и выпуска распорядительного документа. Кроме того, после обращения заявителя в арбитражный суд 13.05.2010 г. на повторное обращение ООО «Виктория–XXI» от 22.04.2010 г. № 4-19-5085/0-5 Мэр Москвы Лужков Ю.М. собственноручно наложил резолюцию (том 3, л.д. 105) с поручением Ресину В.И., Кузьмину А.В. подготовить проект распоряжения о строительстве, чем подтвердил ранее принятое решение. Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности доводов ответчика о пропуске заявителем сроков обжалования.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом города Москвы от 14.05.2003г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» Городской комиссией по вопросам землепользования и градостроительства от 12.10.2005 г. (протокол № 11) принято решение зарезервировать ООО «Виктория-ХХI» земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл.2 для разработки акта разрешенного использования.

Департаментом земельных ресурсов города Москвы 13.12.2005 г. ООО «Виктория-ХХI» выдан акт резервирования с приложением плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл. 2 для разработки акта разрешенного использования участка на строительство объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом.

ООО «Виктория-ХХI» за свой счет осуществило межевание и формирование земельного участка по указанному адресу с постановкой на государственный кадастровый учет (присвоен кадастровый номер 770607001123), подготовило исходно-разрешительную документацию.

Распоряжением префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 07.03.2007 № 322-РП утвержден протокол Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 25.01.2007 № 3, в котором  отражено решение комиссии об утверждении проекта границ земельного участка площадью 0,39 га по адресу: ул. Островитянова, вл.2 и о предоставлении ООО «Виктория-ХХI» данного земельного участка в аренду на 11 месяцев 28 дней для завершения разработки документации Москомархитектуры на объект общественного назначения шаговой доступности (торгово-общественный центр), совмещенный с автопаркингом.

На основании распоряжения префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 21.03.2007 г. № 383-РП «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Виктория-ХХI» земельного участка по адресу: ул. Островитянова, владение 2» между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и заявителем заключен договор аренды от 11.04.2007 г. № М-06-508797 указанного земельного участка площадью 3900 кв.м для разработки акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта и проектирования объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-офисного центра) с автопаркингом сроком на 11 месяцев 28 дней. Согласно пункту 2 договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор возобновляется на тех же условиях на неопределенный срок.

Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы 30 марта 2007 года выпущен акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции № А-3539/03, согласно которому ООО «Виктория-ХХI» разрешено использование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл.2, для строительства торгово-офисного центра с автопаркингом.

Управой района Теплый стан и ООО «Виктория-ХХI» в районной газете «За Калужской заставой» № 35 (516) от 20-26 сентября 2007 г. граждане проинформированы о планируемом строительстве объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-общественного центра), совмещенного с автопаркингом по адресу: ул. Островитянова, вл.2, указано на возможность ознакомления с материалами по строительству объекта в управе района.

Для подготовки проекта распоряжения Правительства Москвы о строительстве объекта по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл. 2 ООО «Виктория-ХХI» 11 апреля 2007 года обратилось к Префекту Юго-Западного административного округа города Москвы с письмом № 53-04/07, содержащим просьбу о разработке проекта распорядительного документа.

На основании акта разрешенного использования и другой технической документации префектурой ЗАО города Москвы подготовлен и направлен на согласование проект распоряжения Правительства Москвы о строительстве, предусматривающий выделение земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл. 2 на праве долгосрочной аренды. Данный проект был согласован должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти города, в частности, первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И. Ресиным, председателем Москомархитектуры А.В. Кузьминым, руководителем Департамента экономической политики и развития города Москвы М.Е. Оглоблиной, руководителем Департамента земельных ресурсов города Москвы В.Н. Дамурчиевым и другими.

Однако процесс согласования и подписания распорядительного документа не был завершен, о чем ООО «Виктория-ХХI» стало известно после обращения 04.11.2009 г. с заявлением в адрес Мэра Москвы и не получением ответа.

Полагая, что бездействие Правительства Москвы, выражающееся в не предоставлении земельного участка в аренду под строительство не соответствует законодательству и нарушает права ООО «Виктория ХХI» в сфере предпринимательской деятельности, организация обратилась в суд с требованием о признании его незаконным.

Согласно ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации осуществляют субъекты Российской Федерации.

Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).

Статьей 30 ЗК РФ установлено два способа предоставления земельных участков для строительства: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п. 5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение находящимися в собственности города Москвы земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные ему отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы (ст. 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы»).

В силу ст. 1 Закона города Москвы «О Правительстве Москвы» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы является Правительство Москвы, которое правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.

Согласно статьям 5, 20 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» Мэр Москвы формирует и возглавляет Правительство Москвы, организует его работу, обеспечивает координацию и взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, подписывает акты Правительства Москвы».

Статьей 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования относятся, в том числе: установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве: установление обременении и ограничений по использованию земельных участков; передача органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иные полномочия в области землепользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

В решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.

В соответствии со ст.8 Закона г. Москвы «О землепользовании в городе Москве» земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных федеральным законодательством.