АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года  Дело N А40-50340/2010

Арбитражный суд в составе:

судьи  Китовой А.Г. единолично

при ведении протокола судебного заседания  судьей Китовой А.Г.

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело

по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство сельского поселения Хатанга"

к ответчику Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

третье лицо Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае "

о взыскании 443 555 руб. 63 коп.

при  участии: от истца – не явился.

от ответчика – Андре А.А. – представитель по доверенности № 64 от 17.12.2009г.

от третьего лица – не явился.

УСТАНОВИЛ:

Истец МУП "ЖКХ сельского поселения Хатанга" обратился в суд с иском к ответчику Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице ответчика за счет казны Российской Федерации в пользу истца денежные средств в размере 443 555 руб. 63 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом протокольным определением от 08 сентября 2010г.) В обоснование исковых требований истец ссылается на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2009 года по делу № А33-7117/2008, согласно которому установлена задолженность ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе". Вместе с тем, решение суда не исполнено ввиду отсутствия имуществам у ответчика, в связи с чем, истец обратился с исковыми требования к собственнику имущества в порядке субсидиарной ответственности, на основании ст.ст.  57, 58, 120, 539, 541 ГК РФ.

Определением суда от 18 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».

Ответчик представил письменный отзыв, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в связи с реорганизацией правопреемником  ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" является ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае ".

Третье лицо ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» представило письменный отзыв, возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в связи с реорганизацией правопреемником  ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" является ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае". Вместе с тем, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" ликвидирован и снят с учета в налоговом органе 14.09.2007г. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" опубликовало объявление о реорганизации в печатном издании № 1 от 09.01.2008г. однако истцом требования к реорганизационной комиссии в течение двух месяцев не предъявлены. Сведения о наличии задолженности перед истцом на балансе  ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" отсутствуют.

Истец, третье лицо надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства по делу в порядке статей 121-123 АПК РФ,  в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие  истца, третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Выслушав возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2009 года по делу № А33-7117/2008 установлено, что между МУП "ЖКХ Хатангского района" (энергоснабжающая организация) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" (абонент) был заключен договор энергоснабжения теплоэнергией, горячей, холодной водой и канализацией N 74/т от 14.11.2005.

Соглашением от 06.02.2007 МУП "ЖКХ Хатангского района" (сторона 1) и МУП "ЖКХ сельского поселения Хатанга" (сторона 2) определили, что сторона 2 принимает на себя исполнение обязанностей энергоснабжающей организации по договору энергоснабжения N 74/т от 14.11.2005. В качестве платы за это сторона 1 передает - стороне 2 свое право требования по расчетам с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" за оказанные услуги энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с указанным договором. Период права требования установлен с 06.02.2007 до окончания действия указанного договора или до прекращения действия договора аренды от 06.02.2007.

Решением суда от 21 сентября 2009 года исковые требования МУП "ЖКХ Хатангского района" признаны обоснованными и с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" взысканы денежные средства в размере 392 466 рублей 65 копеек - задолженность за оказанные коммунальные услуги, 49 588 рублей 98 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 1 500 руб. расходы по оплате государственной пошлины.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

13.11.2009г. по делу выдан исполнительный лист серии  АС № 00521461. Исполнительный лист предъявлен к исполнению по месту нахождения ответчика в Межрайонный отдел судебных приставов по г. Дудинке и Усть-Енисейскому району, возбуждено исполнительное производство № 4759/02/2010.

19.01.2010г. исполнительное  производство № 4759/02/2010 окончено  в связи с отсутствием имущества у должника, на которое может быть обращено взыскание,  исполнительный лист возвращен взыскателю.

Согласно Распоряжению Правительства  Российской Федерации от 13 января № 23-р ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" подведомственно Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 Роспотребнадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В данном случае, с учетом изложенного, собственником имущества ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 355 от 10 декабря 2007г. и в соответствии с Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 01 декабря 2007 года № 1726-р ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" реорганизовано в форме присоединения к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае".

Во исполнение распоряжения председателя комиссии по проведению мероприятий по реорганизации учреждений Роспотребнадзора основные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" переданы по акту приема-передачи имущества и государственных активов в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае". Акт приема-передачи согласован с Роспотребнадзором 21 июля 2008 года.

01 января 2008 года между ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" (организация-сдатчик) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" (организация-получатель)  составлен акт приема-передачи дебиторской задолженности по состоянию на 01 января 2008 года.

Согласно статьям 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация является способом прекращения и образования юридического лица на основании решения уполномоченного органа юридического лица с передачей имущества вновь возникающей организации в порядке универсального правопреемства (пункт 1 статьи 129 названного Кодекса).

Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, с учетом изложенных норма права, суд приходит к выводу о реорганизации ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе", в результате которой права и обязанности перешли к правопреемнику ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" порядке универсального правопреемства.

Сведения о реорганизации ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" опубликованы в официальном печатном издании РФ «Вестник государственной регистрации» № от 09.01.2008г.

Согласно уведомлению МИФНС России № 2 по Красноярскому краю № 21686 от 18.09.2007г. ответчик снят с учета в налоговом органе 14.09.2007г.

29 июня 2007 года издан приказ № 43 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" о ликвидации учреждения.

При  таких обстоятельствах,  истец вправе обратиться к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" как правопреемнику по обязательствам ответчика.

Отсутствие сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" не свидетельствует об отсутствии у ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" обязательств в отношении кредиторов реорганизованного лица. поскольку правопреемник определен на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 355 от 10 декабря 2007г. и в соответствии с Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 01 декабря 2007 года № 1726-р.

При этом, суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о переходе прав и обязанностей к  ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в соответствии с передаточным актом.

Суд отклоняет доводы третьего лица об отсутствии сведений о наличии задолженности перед истцом на балансе  ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", поскольку акт приема-передачи дебиторской задолженности по состоянию на 01 января 2008 года содержит сведения о передаче ответчиком и принятии ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" дебиторской задолженности перед МУП "ЖКХ Хатангского района" (№ п/п 9, № п/п 20 акта).  Задолженность ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" перед истцом установлена решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2009 года по делу № А33-7117/2008. Собственник имущества учреждений распорядительными актами определил правопреемника юридического лица, отвечающего по обязательствам.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов суда о переходе прав и обязанностей ответчика к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", суд считает, что исковые требований заявлены к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного суда отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

Судебные расходы по делу относятся полностью на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 57, 58, 120, 539 ГК РФ, ст. ст. 65, 71, 75,123, 156, 110,167 - 170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать  Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство сельского поселения Хатанга" в удовлетворении исковых требований о взыскании  порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)  за счет казны Российской Федерации денежных средств в размере 443 555 руб. 63 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Г.Китова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка