АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 24 мая 2010 года  Дело N А40-7412/2010

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи  Махлаевой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «МакЗон»

к ответчику: Межрайонной инспекции ФНС России №46 по г. Москве

3-е лицо: ИФНС России №4 по г. Москве

о признании незаконным решения от 12.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица

в заседании приняли участие:

от заявителя: Волошкин М.А. – дов. №б/н. от 19.02.2010 г.

от ответчика: Подгорный П.А. – дов. №07-17/23788з от 09.06.2009 г.

от 3-го лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «МакЗон» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №46 по городу Москве от 12.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №46 по городу Москве устранить нарушение прав и законных интересов ООО «МакЗон» путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации ООО «МакЗон» в связи с его ликвидацией.

По утверждению заявителя, у МИФНС России №46 по г. Москве отсутствовали правовые основания для вынесения решения от 12.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации, в связи с ликвидацией юридического лица.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №46 по городу Москве (далее – МИФНС России №46 по г. Москве) по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого решения.

3-е лицо - ИФНС России №4 по г. Москве, извещенная надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.

Через канцелярию Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2010 г. ИФНС России №4 по г. Москве были представлены материалы учетного дела ООО «МакЗон».

Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Из представленных суду материалов следует, что ООО «МакЗон» обратилось в МИФНС России №46 по г. Москве с заявлением 29.12.2009 г. вх. №668487А о регистрации ликвидации юридического лица.

По результатам рассмотрения заявления, ответчиком 12.01.2010 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации.

Суд пришел к выводу о незаконности принятого МИФНС России №46 по г. Москве решения от 12.01.2010 г. по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ, общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества. Согласно ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

По итогам работы и отсутствием возможности дальнейшего продолжения безубыточной деятельности единственным участником ООО «МакЗон» 30 июля 2009 г. было принято решение №1-л о ликвидации Общества. Этим же решением на основании ст. 62 ГК РФ был назначен ликвидатор Общества - Баранов Александр Борисович.

В соответствии со ст.62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Сведения о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидатора представлены в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. После внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений выданы свидетельства: о внесении записи о принятии решения о ликвидации (запись 9097747175671) и о назначении ликвидатора (запись 90977471 75682).

В соответствии со ст.63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. №САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Сведения о принятии решения о ликвидации ООО «МакЗон» опубликованы в издании «Вестник государственной регистрации» в номере 31 (236) Часть-1 от 12.08.2009 г.

В соответствии со ст.63 ГК РФ, после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. С момента публикации сообщении о ликвидации и в течение последующих двух месяцев никаких требований в адрес ликвидатора от кредиторов ООО «МакЗон» не поступило.

В соответствии с п. 1 и п.3 ст.49 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди счетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, налоговый орган обладает статусом обычного кредитора и должен заявлять требования в общем порядке, в соответствии с положениями ГК РФ. Кроме того, действующим законодательством РФ налоговому органу не предоставлено каких-либо специальных полномочий и преимуществ по предъявлению требований.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. Особый порядок составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлен. При его составлении необходимо руководствоваться общими  требованиями,  установленными  ПБУ  4/99  "Бухгалтерская  отчетность организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н с учетом п. 2 ст. 63 ГК РФ.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.). Документально обоснованных требований кредиторов ООО «МакЗон» ликвидатору не представлялось.

02 ноября 2009 г., после окончания срока для предъявления требований кредиторов,  который  окончился  13.10.2009  г.,  ликвидатором  был  составлен промежуточный ликвидационный баланс ООО «МакЗон», который решением №2-л от 02.11.2009 г. был утвержден единственным участником.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

06 ноября 2009 года (вх. №496602А) ликвидатор ООО «МакЗон» обратился в Межрайонную ИФНС России №46 по городу Москве с уведомлением по форме Р15003, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. №439, с приложением промежуточного ликвидационного баланса от 02.11.2009 г., решения №2-л от 02.11.2009 г., в целях внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений было выдано свидетельство о внесении записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса (запись 7097748828390).

Требований от кредиторов ООО «МакЗон», в том числе от налогового органа, в адрес заявителя не представлено, в промежуточном ликвидационном балансе отсутствуют сведения о кредиторской задолженности заявителя. Кроме того, факт внесения Ответчиком записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса свидетельствует о том, что Ответчик принял промежуточный ликвидационный баланс ООО «МакЗон».

В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  сведений  в  соответствии  с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

29 декабря 2009 года (вх. №668487А) ликвидатор ООО «МакЗон» обратился в Межрайонную ИФНС России №46 по городу Москве с заявлением по форме Р16001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. №439 с изм., с приложением ликвидационного баланса от 24.12.2009 г., решения №3-л от 24.12.2009г., справки №443 от 23.12.2009 г. из ПФ РФ, документа об уплате государственной пошлины в размере 400 руб. (пп.1 и 3 ст.333.3 НК РФ), в целях внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Межрайонной ИФНС России №46 по городу Москве было вынесено решение по форме №Р50001 от 12.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридической лица в случае непредставлении определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. В качестве основания для отказа было указано, что среди представленных документов отсутствуют: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное у четом п.1  и п.2 ст.224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ, в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; ликвидационный баланс юридического лица, содержащий достоверные сведения о задолженности перед бюджетом.

Оспариваемое решение вынесено с учетом представлений в МИФНС России №46 по г. Москве справки ИФНС России №4 по г. Москве об неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, налоговых санкций в отношении ООО «МакЗон» (л.д. 43-44).

Согласно справки ИФНС России №4 по г. Москве №3826 от 31.12.2009 г., ООО «МакЗон» имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

На справке отсутствует подпись лица, выдавшего справку, не указан вид задолженности и орган, перед которым такая задолженность имеется.

В силу действия ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отсутствие в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица сведений о неисполненных обязательствах, о которых этому лицу не было известно, не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.

Согласно п.4 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

Установленный действующим законодательством порядок государственной регистрации юридических лиц носит уведомительный характер, в связи с чем, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, представленных на государственную регистрацию юридического лица. Такая позиция закреплена законодательно путем внесения изменений в Закон о государственной регистрации, вступивших в силу с 01.07.2009 г., согласно которым регистрирующему органу установлен прямой запрет на проверку на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно-правовым актам Российской Федерации форм представленных документов (кроме заявления о государственной регистрации) и содержащихся в них сведений (п 4.1 ст.9 данного Закона).

Суд установил, что заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации юридического лица были представлены все необходимые документы, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, решение МИФНС России №46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов от 12.01.2010 г. признается судом необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам и требованиям ст. 23 ФЗ №129-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных МИФНС России №46 по г. Москве нарушений, суд считает необходимым обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов ООО «МакЗон», путем внесения в 10-дневный срок, после вступления решения в законную силу, в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации ООО «МакЗон», в связи с его ликвидацией

Поскольку ответчик в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ

На основании ст.ст. 8, 12, 13 ГК РФ, ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 110, 156, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным, недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России №46 по г. Москве от 12.01.2010 г. «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов».

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №46 по г. Москве в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу, внести в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации ООО «МакЗон», в связи с его ликвидацией

Проверено на соответствие ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ.

Возвратить Баранову Александру Борисовичу из дохода федерального бюджета РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья  Махлаева Т.И.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка