ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2011 года  Дело N А40-60578/2010

Резолютивная часть постановления объявлена «22» марта 2011 года

Полный текст постановления изготовлен «25» марта 2011 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Антоновой М.К.,

судей Тетёркиной С.И., Шишовой О.А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) – не явились

от ответчика – Попков А.А. по дов. № 185 от 27.07.2010г.

рассмотрев «22» марта  2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Газпром нефть»

на решение от «28» октября  2010 г.

Арбитражного суда г.Москвы

принятое судьей Назарцом С.И.

на постановление от «17» декабря 2010г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Марковой Т.Т., Солоповой Е.А., Румянцевым П.В.

по иску (заявлению) ОАО «Газпром нефть»

о признании недействительными решений в части

к Межрегиональной  инспекции Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам № 1

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное обещство «Газпром Нефть» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании  недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее – инспекция, налоговый орган) от 25.12.2009 № 15-16-14/3621Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, решения инспекции  от 25.12.2009 № 15-16-14/3623Р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением Арбитражного суда  г.Москвы от 28.10.2010 заявителю отказано в удовлетворении требования.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 решение суда первой инстанции от 28.10.2010 оставлено без изменения.

Общество  не согласилось с судебными актами,  обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа, в которой просит судебные акты отменить и  требования заявителя удовлетворить, в связи с неправильным применением судами  норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела

В жалобе заявитель,  ссылаясь на пункт 6 статьи 171, пункт 5 статьи 172, пункт 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указывает, что он имеет право на налоговые вычеты по НДС в периоде, в котором были выполнены все условия, определяющие право налогоплательщика на вычеты.

До начала судебного заседания от общества поступили дополнительные пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие  его представителя.

В судебном заседании представитель инспекции с доводами жалобы не согласился, считая судебные акты законными и обоснованными.

Выслушав мнение представителя налогового органа, не возражавшего против рассмотрения жалобы по делу в отсутствие представителя общества, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть жалобу общества без участия его представителя.

Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС (корректировка № 5) за июль 2007, в которой заявлены налоговые вычеты и сумма налога к возмещению в размере 1 610 783 014 руб.

Кроме того, 08.08.2009 заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возмещении НДС, в том числе за июль 2007.

По результатам  камеральной налоговой проверки  уточненной налоговой декларации и представленных документов инспекцией 25.12.2009 г. приняты  решения: N 52-16-14/3621Р « Об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым отказано в привлечении заявителя к ответственности на основании п.1 ст.109 НК РФ, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; № 15-16-14/3623Р об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, согласно которому отказано в возмещении НДС в сумме 3 439 704 руб., признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0% по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 31 813 622 186 руб., признаны правомерно к возмещению суммы НДС в размере 1 604 117 266 руб. (с учетом результатов камеральной проверки предыдущей уточненной налоговой декларации).

Основанием для принятия решений в оспариваемой части послужили выводы налогового органа о предъявлении к вычету суммы НДС за пределами трехлетнего срока, установленного п.2 ст. 173 НК РФ; об отсутствии документального подтверждения права на применение налоговых вычетов в сумме 3 439 704 руб., в связи с отсутствием документов, подтверждающих оплату сумм налога, не вошедших в итоговую сумму неподтвержденных налоговых вычетов.

Не согласившись с  вынесенными решениями,  заявитель обратился в ФНС России  с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой  ФНС России решением от 18.03.2010 № 9-1-08/024@  оставила решение инспекции от 25.12.2009 № 15-16-14/3621Р без  изменения.

Общество считая, что  принятыми ненормативными актами инспекции нарушаются его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными в части, касающейся   суммы  НДС в размере 3 439 704 руб.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, судебные инстанции руководствовались пунктами 1,6 статьи 171, пунктом 5 статьи 172, пунктом 2 статьи 259 НК РФ,  и исходили из  того, что общество необоснованно применило спорный налоговый вычет в  июле 2007, поскольку  условия, определяющие право на налоговые вычеты, соблюдены были обществом в декабре 2003 года.

Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и возражения относительно них, проверив правильность применения норм материального и  соблюдения процессуального права, соответствие выводов судов, имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.

В жалобе общество оспаривает выводы судов, ссылаясь на то,  что при наличии объектов завершенного капитального строительства, введенных в эксплуатацию в декабре 2003, заявитель лишен был возможности заявить вычет до подачи документов на государственную регистрацию, также не мог начислять амортизацию в целях налогового учета, несмотря на выполнение остальных условий для применения вычета по НДС.

Заявленный обществом довод  был  предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно признан несостоятельным.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)  налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (пункт 6 статьи 171 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В пункте 5 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Вычеты сумм налога, указанных в абзаце втором пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со статьей 173 Кодекса.

Исходя из пункта 2 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Из приведенных норм следует, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с моментом введения объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1993 N 160, законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является акт приемки-передачи основных средств.

Для оформления и учета операций приема объектов основных средств в организации, для включения объектов основных средств и учета их ввода в эксплуатацию применяется форма N ОС (для зданий, сооружений), утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7.

Как следует из материалов дела, и установили суды,  в уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) за июль 2007 обществом заявлены налоговые вычеты по НДС  в сумме 3 439 704 руб. по счетам-фактурам, предъявленным ОАО «Газпром нефть» подрядными организациями в 2001-2003 годах при проведении  ими капитального строительства объектов.

Ввод в эксплуатацию объектов, завершенных капитальным строительством, по которым заявлен к возмещению НДС в сумме 3 439 704 руб. осуществлен в декабре 2003 на основании актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов по форме КС-14.

В  декабре 2003 объекты завершенные строительством учтены обществом в качестве основных средств.

В статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ  и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", приведены переходные положения, устанавливающие порядок предъявления к вычету налога на добавленную стоимость по определенным хозяйственным операциям. В частности, в пункте 1 названной статьи указано, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

С учетом изложенного суды пришли к правомерному  выводу о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по уточненной налоговой декларации за июль  2007 года в сумме 3 439 704  руб.  При этом суды указали, что согласно названным положениям Налогового кодекса Российской Федерации момент возникновения права на применение налогового вычета связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости, а с моментом введения объекта в эксплуатацию.

Суды правомерно исходили из того, что и в соответствии с новой редакцией НК РФ и согласно переходным положениям, установленным Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, при наличии оплаченных счетов-фактур и доказательств постановки на учет объекта завершенного строительства у  налогоплательщика  возникает право на налоговый вычет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 указанного Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Следовательно, право налогоплательщика на налоговые вычеты и возмещение НДС,  в случае документального подтверждения их обоснованности  может быть реализовано в пределах трехлетнего срока со дня истечения соответствующего налогового периода.

В связи с тем, что обществом  уточненная налоговая декларация по НДС за июль 2007 представлена в инспекцию 27.07.2009, суды пришли к правомерному выводу о пропуске обществом срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ и утрате права на применение налогового вычета по НДС в размере 3 439 704  руб.  по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2001-2003 годах, относящимся к объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в декабре 2002 и  декабре 2003 года.

В жалобе общество указывает, что заявитель о существовании  права на возмещение НДС в периоде ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства  узнал с момента вынесения постановления Президиумом ВАС РФ № 829/07  от 25.09.2007, поскольку до этого отсутствовала единая судебная практика применения п.5 ст.172 и п.2 ст.259 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает довод несостоятельным, исходя из следующего.

Налоговое законодательство, регулирующее спорные правоотношения в редакции до 01.01.2006 не содержало норм, которые не позволяли бы заявлять вычеты по НДС, в связи с осуществлением капитального строительства без государственной регистрации права. В то же время внесение изменений в  налоговое законодательство на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ не изменило содержание ранее действовавших норм  по обсуждаемому вопросу.

Кроме того, до принятия Президиумом ВАС РФ постановления № 829/07  от 25.09.2007 сложилась судебно-арбитражная практика по спорному вопросу, когда суды, применяя вышеназванные положения Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что налогоплательщик не обязан совершать какие-либо действия по регистрации прав на объекты в целях применения налогового вычета по НДС (постановления ФАС Московского округа от 29.11.2004 № КА-А40/10966-04, ФАС Поволжского округа от 16.12.2004 № А65-5974/2003-СА1-19/37, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2003 № ФО4/2584-222/А81-2004, ФАС Центрального округа от 17.06.2005 №А35-3109/04-С2).

Из материалов дела усматривается, и  обществом подтверждается, что им не предъявлялась  к вычету  спорная сумма НДС в первоначальной декларации за период, в котором возникло право на применение налогового вычета.  Впервые общество заявило о своем праве только в уточненной декларации за июль 2007,  представленной в инспекцию 27.07.2009.

Учитывая, что налоговые вычеты по НДС в силу положений статей 80, 171, 172 НК РФ, носят заявительный характер, применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, которое он может реализовать путем подачи в налоговый орган налоговой декларации, суд кассационной инстанции  считает необоснованными доводы заявителя о нарушении его прав и о возникновении права на обращение в суд с заявлением о возмещении НДС в течение трех лет с момента принятия Президиумом ВАС РФ постановления от 25.09.2007 № 829/07.

В процессе рассмотрения возникшего спора  судами установлено, что заявитель в установленные налоговым законодательством сроки не реализовал право на применение вычета по НДС в сумме 3 439 704 руб.

По изложенным основаниям судом кассационной инстанции признаются несостоятельными доводы заявителя со ссылкой на правовые позиции, изложенные в  постановлении Пленума ВАС РФ № 65 от 18.12.2007 и определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, от 03.07.2008 № 630-ОП и от 01.10.2008 № 675-О-П.

Заявитель в жалобе указывает, что  вывод судов о  недоказанности обществом права на применение налогового вычета противоречит фактическим обстоятельствам, так как инспекции были представлены  аналитические карточки бухгалтерского учета, из  которых усматривается, что по рассматриваемым счетам-фактурам был произведен зачет.

Судебные инстанции, исследовав соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом, иные документы, и оценив их, пришли к выводу, что соглашения не подтверждают факт оплаты задолженности должником по счетам-фактурам, перечисленным в  дополнительном листе № 2 к книге покупок, поскольку в соглашениях указаны только общие суммы зачета по договорам и отсутствует информация, по каким именно счетам-фактурам произведена оплата.