ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2011 года  Дело N А40-27461/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2011

Постановление в полном объеме изготовлено  29.07.2011

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей:  Якутова Э.В., Захарова С.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коняевой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Стрэйт»

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2011

по делу №А40-27461/11-153-205 судьи Кастальской М.Н.,

по заявлению ООО «Стрэйт» (ОГРН 1064205130000, г.Кемерово, ул.Кирова, д.4А)

к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору

о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввоз рыбы и морепродуктов в части, обязании выдать разрешение на ввоз,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Титова К.Л. по доверенности от 07.04.2011,

представителя ответчика Шантырева А.С. по доверенности ФС-СД-4/263 от 17.01.2011,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 10.12.2010, принятым по настоящему делу, ООО «Стрэйт» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным уведомления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФС/УД-02/20746 от 02.03.2011 об отказе в выдаче разрешения на ввоз рыбы и морепродуктов в Российскую Федерацию с предприятий F-55, F-430, F-480, H-66, H-72, H-82, H-107, H-109, H-112, H-220, M-343, M-394, N-169, N-234, N-742, N-800, N-1041, N-1115, SF-364, ST-337, ST-400, ST-423, T-126, T-380 (Норвегия), и обязании ответчика выдать разрешение на ввоз на территорию Российской Федерации из Норвегии с указанных предприятий рыбы и морепродуктов: форели свежемороженой потрошенной без головы, форели охлажденной потрошенной с головой, лосося атлантического свежемороженого потрошенного с головой, лосося охлажденного потрошенного с головой, брюшек (обрези) форели свежемороженых, брюшек (обрези) лосося атлантического свежемороженого, кусочков лосося атлантического свежемороженого.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что заявитель не может являться импортером продукции указанных в ходатайстве предприятий в отсутствие договорных отношений с данными предприятиями, следовательно, представленные Обществом сведения недостоверны.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на незаконность оспариваемого отказа, поскольку полагает, что Обществом в Россельхознадзор представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для выдачи разрешения на ввоз, требования к ходатайству о выдаче разрешения Обществом были соблюдены в полном объеме, все пункты были заполнены и представлены достоверные данные.

Представитель ответчика в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против изложенных в ней доводов, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. При этом указал, что оспариваемое решение Россельхознадзора об отказе в выдаче разрешения на импорт продукции является законным, обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, подержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Стрэйт» обратилось в Управление государственной ветеринарной службы Кемеровской области с заявлением о получении разрешения на ввоз морепродуктов из Норвегии.

По результатам рассмотрения указанного обращения Россельхознадзором в адрес заявителя направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввоз ФС/УД-02 20746 от 02.03.2011 (том 1 л.д.36).

В качестве причины для отказа со ссылкой на п.п.4 п.3.16 и п.п.2 п.3.27.7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 09.01.2008 №1, указано, что ООО «Стрэйт» отсутствует в перечне фирм – импортеров с предприятий F-55, F-430, F-480, H66, H-72, H-82, H-107, H-109, H-112, H-220, M-343, M-394, N-169, N-234, N-742, N-800, N-1041, N-1115, SF-364, ST-337, ST-400, ST-423, T-126, T-380, представленном Государственной службой по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами.

Полагая, что названный отказ является незаконным и необоснованным, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого уведомления.

Полномочия Россельхознадзора определены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Согласно ст.14 названного Закона к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.

В соответствии с п.5.2.4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327, Россельхознадзор выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции.

Россельхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных (подпункт «е» пункта 6 постановления Правительства РФ от 08.04.2004 №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору»).

С 01.07.2010 вступило в силу Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009, ратифицированное Федеральным законом от 19.05.2010 №93-ФЗ. При этом правительства государств-членов Таможенного союза подписали Соглашение Таможенного Союза по ветеринарно-санитарным мерам, указывая на целесообразность проведения единой политики в области ветеринарии и принимая во внимание правила и принципы Санитарного кодекса наземных животных и Санитарного кодекса водных животных Международного эпизоотического бюро.

Статья 5 названного Соглашения устанавливает, что уполномоченные органы стран, подписавших Соглашение, принимают меры по недопущению ввоза и распространения на таможенной территории Таможенного союза возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Цель санитарного кодекса водных животных заключается в обеспечении санитарной безопасности международной торговли водными животными (рыбой, моллюсками, ракообразными) и продуктами из них. Кодекс является базовым документом, предназначенным для использования компетентными органами, службами импорта/экспорта, эпидемиологами и другими организациями, связанными с международной торговлей.

Согласно кодексу страна-экспортер должна быть готова предоставить странам-импортерам по запросу информацию об идентификации страны вылова, или места вылова, или места производства продукции, предназначенной на экспорт (подпункт «g» п. 1 ст. 1.3.1.3. Водного Кодекса).

Компетентными органами Российской Федерации (Россельхознадзор) и Государственной службой Норвегии по надзору за пищевыми продуктами Королевства Норвегия 16.01.2009 подписан Меморандум, согласно которому в целях соблюдения ветеринарно-санитарных требований безопасности продукции рыболовства и аквакультуры стороны договорились о проведении компетентными органами обязательной регистрации предприятий-производителей продукции рыболовства и аквакультуры, в том числе, судов, осуществляющих вывоз произведенной ими продукции на территорию другой стороны. Стороны не реже одного раза в три месяца направляют компетентным органам обновленные списки предприятий, имеющих право на экспорт продукции рыболовства и/или аквакультуры (статьи 9 и 10 Меморандума).

В рамках достигнутых договоренностей норвежской стороной регулярно  предоставляются списки предприятий, имеющих право экспортировать биоресурсы в Российскую Федерацию, а также данные о российских импортерах, заключивших контракты с норвежскими предприятиями.

Согласно п.1.1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 09.01.2008 №1, государственную функцию по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции исполняет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальные органы (территориальные управления).

В соответствии с п.3.16 Административного регламента в ходатайстве на ввоз должна быть указана страна-экспортер и место происхождения поднадзорного груза.

На основании пункта 3.27.5 Административного регламента Россельхознадзор при поступлении ходатайства на ввоз проверяет достоверность указанных в ходатайстве сведений, в том числе соответствие места происхождения заявленного к ввозу груза, данных о зарегистрированных зарубежных предприятиях-экспортерах (номер, название, адрес, вид производимой продукции, название фирм-импортеров в Российской Федерации).

Таким образом, для подтверждения соответствия места происхождения заявленного к ввозу груза, указанному в ходатайстве, на основании вышеуказанных норм законодательства проводится проверка наличия предприятия - заявителя в числе российских импортеров с конкретного предприятия, указанного в качестве экспортера.

В настоящем случае в ходатайстве Общества от 21.02.2011 №01-06/251 о выдаче заявителю разрешения на ввоз имеются сведения о 25 предприятиях-производителях (F-55, F-430, F-480, Н-66, Н-72, Н-82, Н-107, Н-109, Н-112, Н-120, Н-220, М-343, М-394, N-169, N-234, N-742, N-800, N-1041, N-1115, SF-364, ST-337, ST-400, ST-423, Т-126, Т-380).

Однако согласно предоставленному 03.02.2011 компетентным органом Норвегии списку компаний Норвегии, осуществляющих экспорт в Российскую Федерацию рыбы и рыбопродукции, заявитель не является контрагентом указанных предприятий.

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом ответчика о том, что ООО «Стрэйт» не является импортером продукции указанных в ходатайстве от 21.02.2011 предприятий в отсутствие договорных отношений с указанными предприятиями, в связи с чем предоставленные Обществом сведения являются недостоверными.

При рассмотрении ходатайства заявителя Россельхознадзор в соответствии с п.3.16 Регламента проверяет достоверность указанных в ходатайстве сведений, в том числе соответствие места происхождения поднадзорного груза, заявленного в ходатайстве. Проведение такой проверки необходимо для подтверждения места происхождения груза и направлено на предотвращение попыток ввоза продукции с неаттестованных предприятий Норвегии под видом продукции, выработанной на предприятиях, включенных в перечень аттестованных.

Пунктом 3.27.6 Администативного регламента определено, что по результатам проверки сведений Россельхознадзором принимается решение о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения.

При этом в силу п.п.2 п.3.27.7 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на ввоз является предоставление заявителем неполных или недостоверных данных.

В настоящем случае, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, заявителю обоснованно, в соответствии с п.п.2 п.3.27.7 Административного регламента отказано в выдаче разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации рыбной продукции в связи с непредоставлением Обществом достоверных сведений, как это установлено п.п.4 п.3.16 Административного регламента, о стране-экспортере и месте происхождения поднадзорного груза.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, решение, действия (бездействие) госоргана подлежат признанию недействительными при одновременном наличии двух условий: в случае несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего дела совокупность таких обстоятельств в отношении оспариваемого уведомления не установлена.

Изложенное выше свидетельствует о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на ввоз соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований является правомерным.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2011 по делу №А40-27461/11-153-205 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
    Е.В.Пронникова

     Судьи
    Э.В.Якутов

     С.Л.Захаров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка