• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 03 августа 2011 года  Дело N А43-1869/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Федорычева Георгия Сергеевича (шифр 30-37)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриценко С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда», ОГРН 1025200918555

к Межрайонной ИФНС России №9 по Нижегородской области (инспекция, налоговый орган)

об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченных налогов в сумме 541621,00 руб.,

при участии:

от заявителя: Лямин А.Н. (доверенность от 14.03.2011), Горенков А.В. (доверенность от 10.01.2011),

от ответчика: Яшина И.И. (доверенность от 28.03.2011),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России №9 по Нижегородской области произвести возврат излишне уплаченных налогов в сумме 541621,00 руб.

Заявитель полагает, что имеет право обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса РФ, считая с даты составления совместного акта сверки расчетов с налоговым органом - 17.12.2010.

Ответчик требования общества отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

В ходе судебного разбирательства были установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» представило в налоговый орган заявление от 16.12.2010 о проведении совместной сверки расчетов и возврате переплаты по налогам и сборам в общей сумме 434794,45 руб., в том числе по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 34,88 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС РФ – 1170,34 руб., по платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 1972,30 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС РФ – 18908,35 руб., по налогу на прибыль – 132305,99 руб., по земельному налогу – 67,00 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ – 63538,31 руб., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 39204,00 руб., по целевым сборам с граждан, предприятий, учреждений, организаций – 100,00 руб., по налогу на имущество предприятий, входящих в единую систему газоснабжения – 5593,00 руб., по налогу на имущество предприятий – 782,75 руб., по прочим местным налогам – 3782,00 руб., по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 в местные бюджеты – 63008,00 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ – 104327,83 руб.

По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика инспекцией вынесены решения от 23.12.2010 №№ 3869, 3870, 3871, 3872, 3873, 3974, 3875, 3876, 3877, 3878 и от 27.12.2010 №№ 3887, 3888 об отказе в осуществлении возврата переплаты ввиду истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога.

Решением от 27.12.2010 №3889 налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты налогу на имущество предприятий в сумме 782,75 руб., из них в части 600,00 руб. по причине истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога и в части 182,75 руб. по причине отсутствия переплаты в названной сумме.

Решением от 27.12.2010 №3890 налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты по прочим местным налогам в сумме 3782,00 руб. ввиду ее отсутствия по данным лицевого счета плательщика.

Инспекцией налогоплательщику был вручен акт сверки совместных расчетов №1482 по состоянию на 01.10.2010 в котором отражено наличие у общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» переплаты по налогом и сборам в общей сумме 541621,00 руб., в том числе: по налогу на прибыль – 132305,99 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ – 104327,83 руб., по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии - 49439,06 руб., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 39204,00 руб., по единому сельскохозяйственному налогу – 2812,50 руб., по налогу на имущество предприятий, входящих в единую систему газоснабжения – 5593,00 руб., по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 в местные бюджеты – 63008,00 руб., по пени по налогу на прибыль – 1022,47 руб., по платежам за добычу подземных вод – 10210,68 руб., по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 34,88 руб., по налогу на имущество предприятий – 600,00 руб., по земельному налогу 15625,40 руб., по пени по земельному налогу – 4562,76 руб., по целевым сборам с граждан, предприятий, учреждений, организаций – 100,00 руб., по платежам в Пенсионный фонд РФ – 18706,13, по платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 1972,30 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет – 8429,00 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ – 63538,31 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС РФ – 18908,35 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС РФ – 1170,34 руб., по налоговым санкциям – 50,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» обратилось в суд с требованием обязать налоговый орган произвести возврат переплаты по налогам и сборам в сумме 541621,00 руб., отраженной в акте сверки совместных расчетов от 01.10.2010 №1482.

Налоговый орган в отзыве на заявление указал на несоблюдение заявителем претензионного порядка разрешения спора в части сумм переплаты отраженных в акте сверки совместных расчетов от 01.10.2010 №1482, но не включенных налогоплательщиком в заявление от 16.12.2010 о проведении совместной сверки расчетов и возврате переплаты по налогам и сборам.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что спорная переплата образовалась у общества в 2002-2005 годах и на момент обращения налогоплательщика в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов истек, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ срок на подачу данного заявления.

В ходе рассмотрения дела налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением от 07.04.2011 №39 о поведении совместной сверки расчетов и о возврате переплаты по налогам и сборам в части тех сумм, которые не были им включены в заявление от 16.12.2010 о проведении совместной сверки расчетов, но являющихся предметом рассмотрения по настоящему спору.

По результатам рассмотрения заявления инспекцией приняты решения от 26.05.20011 №29863 о возврате переплаты по штрафам в сумме 50,00 руб., от 26.05.2011 №29864 о зачете переплаты по ЕСНХ в сумме 12,76 руб., от 26.05.2011 №29865 о возврате переплаты по ЕСНХ в сумме 2799,74, от 26.05.2011 №29866 о зачете переплаты по земельному налогу в сумме 0,01 руб., от 26.05.2011 №29867 о зачете переплаты по земельному налогу в сумме 0,03 руб., от 26.05.2011 №29869 о возврате переплаты по земельному налогу в сумме 881,13 руб.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пункты 1 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) предусматривали, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05).

Соответственно, сама по себе информация об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, недостаточна для вывода об излишней уплате налога. По меньшей мере, необходимы исполненные платежные поручения налогоплательщика (инкассовые поручения налогового органа), позволяющие установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен, а также дату уплаты для целей исчисления срока на подачу заявления о возврате. Налог, фактически не поступивший в бюджет, в принципе не может считаться излишне уплаченным.

Поскольку платежные (инкассовые) поручения, налоговые декларации (расчеты), расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ, а также соответствующие регистры бухгалтерского учета у общества отсутствуют, нет оснований для выводов об излишней уплате обществом налогов, сборов, пени, штрафов, а также о соблюдении им трехлетнего срока на подачу заявления о возврате, установленного статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, дата составления налоговым органом актов сверок расчетов (справок), форма которых утверждена приказами Федеральной налоговой службы (Минфина России), не может являться моментом времени, до наступления которого налогоплательщик не может знать о наличии у него переплаты по налогам.

В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В соответствии с действующим налоговым законодательством обязанность по исчислению вышеназванных налогов возложена на налогоплательщика. Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» исчислявшее и уплачивающее налоги и сборы самостоятельно, должно было знать о факте излишней уплаты налогов и сборов непосредственно в момент уплаты.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом было установлено и не оспаривается заявителем, что общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлениями о предоставлении сведений о состоянии расчетов с бюджетом, а также о проведении сверки расчетов.

По результатам рассмотрения данных запросов инспекцией налогоплательщику выдавались справки о состоянии расчетов и акты сверки (акт от 01.11.2005 №348, от 13.10.2010 №1265, от 31.01.2011 №1460, от 24.05.2011 №1662). При этом сведения переплате содержащиеся в акте сверки от 13.10.2010 также были отражены и в акте сверки от 01.11.2005 №348, то есть о наличии переплаты являющейся предметом рассмотрения по настоящему спору налогоплательщику было известно еще в 2005 году.

Довод заявителя о подписании акта сверки от 01.11.2005 №348 неуполномоченным лицом (главным бухгалтером организации Рыковой Л.А.) отклоняется судом.

Согласно представленным в материалы дела приказу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» от 08.01.2006 №5 и выписке из решения правления общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» (протокол от 27.12.2002 №11) Рыкова Л.А.занимала должность главного бухгалтера данной организации с 2002 года по 08.01.2006. В соответствии с приказом от 01.12.2007 №5 Рыкова Л.А. работает в должности главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда» с 01.12.2007 по настоящее время. В период своей деятельности Рыкова Л.А. неоднократно подписывала адресованные налоговому органу заявления, а также акты сверки расчетов, результаты которых обществом под сомнение не ставятся. Кроме того, все акты сверки, в том числе акт от 01.11.2005 №348, заверены печатью общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Красная звезда».

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 №173-О разъяснил, что положения пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 №12882/2008 вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагается на налогоплательщика.

Восстановление трехлетнего срока на подачу заявления о возврате, установленного статьей 78 Налогового кодекса РФ, законодательством не предусмотрено, в том числе и вследствие несообщения налоговым органом об излишней уплате налога либо введения в отношении налогоплательщика процедур банкротства.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167–170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья Г.С.Федорычев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-1869/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 03 августа 2011

Поиск в тексте