ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 сентября 2011 года  Дело N А35-846/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2011.

В полном объеме постановление изготовлено 08.09.2011.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Степиной Л.В.

Судей

Шелудяева В.Н.

Леоновой Л.В.

При участии в заседании:

от Дмитриева Юрия Ивановича

от комитета по тарифам и ценам Курской области

(ОГРН 1054639074676, г.Курск, ул.К.Маркса, 43, 305029)

от прокуратуры Курской области

(г.Курск, ул.Ленина, 21, 305000)

от третьего лица:

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно - коммунальное хозяйство поселка Прямицыно»

(Октябрьский район, п.Прямицыно, ул.Коммунистическая, 73, 307200)

- Дмитриев Ю.И. (паспорт);

- Иванов Д.В. - представитель (доверенность от 01.11.2010 №16/д);

- Тинькова Т.Н. - старший помощник прокурора (удостоверение ТО №069310);

- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц - связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Дмитриева Юрия Ивановича на решение Арбитражного суда Курской области от 01.06.2011 (судьи Орешко С.Ю., Григоржевич Е.М., Морозова М.Н.) по делу №А35 - 846/2011,

У С Т А Н О В И Л :

Дмитриев Юрий Иванович (далее - Дмитриев Ю.И.) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 03.11.2010 №49 «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «ЖКХ п. Прямицыно» Октябрьского района Курской области на 2011 год» в части установления тарифа на холодное водоснабжение в размере 25 руб. 56 коп. за один куб.м.

Определением от 17.03.2011 суд признал прокурора вступившим в дело в порядке п.5 ст.52 АПК РФ.

Решением суда от 01.06.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Дмитриев Ю.И. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения Дмитриева Ю.И., представителей Комитета и прокуратуры Курской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 03.11.2010 Комитетом было принято постановление №49 «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «ЖКХ поселка Прямицыно» Октябрьского района Курской области на 2011 год».

Данное постановление было опубликовано в газете «Курск» 24.11.2010 №46.

Полагая, что указанное постановление Комитета в части установления тарифа на холодное водоснабжение в размере 25 руб. 56 коп. за один куб.м. противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 №210 - ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон №210 - ФЗ) и постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», а также вынесено на основании актов, не подлежащих применению, устанавливает экономически необоснованный тариф на холодное водоснабжение, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя на экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения и водоотведения, Дмитриев Ю.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Установив, что постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 03.11.2010 №49 «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «ЖКХ п. Прямицыно» Октябрьского района Курской области на 2011 год» обладает признаками нормативного акта и в силу п.4 ч.4 ст.4 Закона №210 - ФЗ, п.1 ст.II Положения о Комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458, принято в установленном порядке компетентным органом, и придя к выводу, что утвержденный тариф является экономически обоснованным, суд правомерно отказал Дмитриеву Ю.И. в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.3 Закона №210 - ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе, достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

В ч.1 ст.8 Закона №210 - ФЗ перечислены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые в силу ч.2 ст.8 Закона №210 - ФЗ в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться в различных сочетаниях.

В силу ч.ч.2, 5 ст.9 Закона №210 - ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.

Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», из п.2 которого следует, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.

Кроме того, из положений ч.ч.2, 3 ст.4 и п.7 ч.2 ст.5 Закона №210 - ФЗ следует, что установленные тарифы должны быть экономически обоснованными, не превышать установленный органом регулирования субъекта Российской Федерации предельный индекс максимального возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам РФ от 28.10.2010 №267 - э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год» предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, для Курской области установлен в размере 115,4 %.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «ЖКХ поселка Прямицыно» представило Комитету документы, обосновывающие расчет тарифов по водоснабжению и водоотведению на 2011 год, бухгалтерскую и статистическую отчетность; структуру отпуска воды и приема сточных вод; смету затрат по водоснабжению и водоотведению, расходы на электроэнергию; фонд оплаты труда; амортизационные отчисления, иные обосновывающие документы, производственную программу и документальные обоснования для ее утверждения. Обоснование финансовых потребностей и расчет тарифов представлены ООО «ЖКХ п.Прямицыно» в соответствии с п.4 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» с применением метода установления фиксированных тарифов.

Рассмотрев представленные материалы и производственную программу общества, Комитет оценил экономическую обоснованность тарифов, проектируемых обществом на 2011 год, и признал экономически обоснованным на 2011 год тариф на услугу водоснабжения в размере 25,56руб./ куб.м.

Согласно п.20 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.

В силу пунктов 4, 22 - 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса фиксированные тарифы устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы деятельности организации коммунального комплекса по обеспечению оказания ею услуг в сфере водоснабжения и водоотведения. При этом к расходам организации коммунального комплекса, включаемым в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, в частности, относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация. Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.

При этом, согласно п.25 Основ ценообразования перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями.

Между тем, методические указания по расчету тарифов на услуги организацией коммунального комплекса на момент принятия оспариваемого акта не были утверждены.

Согласно ст.254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Таким образом, при установлении тарифа на водоснабжение следует учитывать расходы предприятия на электрическую энергию, затраченную на подъем и транспортировку воды.

В отсутствие утвержденных методик Комитетом обоснованно по расчету тарифов на услуги организацией коммунального комплекса при определении расходов на электроэнергию, расходуемую на подъем воды и создание необходимого напора в сети, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования, перечисленные расходы определены в соответствии с Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 №302 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков».

Судом установлено, что согласно Экспертному заключению об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям ООО «ЖКХ поселка Прямицыно» на 2011 год» расчет затрат по статье расходов на электроэнергию произведен исходя из среднего тарифа на электроэнергию 2010 года, сложившегося из регулируемого и нерегулируемого тарифов 1 полугодия 2010 года, в размере 5,2214руб/Квт/час с применением индекса 115,0%, а также нормативного расхода электроэнергии на подъем и транспортировку 1 куб.м. воды 0,93Квт/час. С учетом изложенного, расходы по статье «Электроэнергия» на 2011 год определены Комитетом по тарифам и ценам Курской области для общества в сумме 1023,6 тыс. руб., что на 66,7 тыс. руб. ниже, чем расчетные данные предприятия.

В соответствии с п. 2.2.1.1. названных Методических рекомендаций общий расход электроэнергии (кВт.ч) на подъем воды и создание необходимого напора в сети может определяться по паспортным данным оборудования (результатам испытаний), а также путем суммирования умножения объемов поданной в сеть воды в тыс. куб. м на удельную норму расхода электроэнергии в кВт.ч на 1000 куб. м по каждой насосной станции (насосной установке).

Учитывая, что ООО «ЖКХ Прямицыно» не представлено паспортных данных оборудования, на основании данных которых возможно рассчитать общий объем электроэнергии на подъем воды и создание напора для транспортировки воды, суд признал, Комитетом по тарифам и ценам Курской области обоснованно определен общий объем электроэнергии путем суммирования умножения объемов поданной в сеть воды в тыс. куб. м на удельную норму расхода электроэнергии в кВт.ч на 1000 куб. м.

При определении объема электроэнергии (кВт.ч.) на подъем воды и создание необходимого напора Комитет по тарифам и ценам Курской области умножал объемы поданной в сеть воды в тыс. куб. м. на удельную норму расхода электроэнергии в кВт.ч. на 1000 куб. м по каждой насосной станции (насосной установке).

Средняя норма расхода электроэнергии в размере 0,93кВт.ч./куб.м. определена Комитетом по тарифам и ценам согласно письму Росстроя от 06.10.2004 № ВА - 4883/03 «О применении рекомендаций по расчету цен на услуги по содержанию и ремонту жилья».

Таким образом, довод жалобы о том, что Комитет постановлением от 01.11.2010 №49 «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «ЖКХ поселка Прямицыно» Октябрьского района Курской области на 2011 год» утвердил экономически необоснованный тариф не основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Ссылка на то, что применены неопубликованные нормативные акты, не может быть принята во внимание, поскольку примененные в расчете методики и рекомендации не являются нормативными правовыми актами и не подлежали опубликованию в порядке Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763.

Суд пришел к выводу, что расчет тарифа осуществлен Комитетом согласно требованиям положений Закона №210 - ФЗ, постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 и Приказа ФСТ РФ от 28.10.2010 №267 - э/2, в связи с чем соответствует действующему законодательству.

Довод заявителя о неправильном применении п.2.2.1,1. приказа Госстроя от 28.12.2000 №302 не подтвержден доказательствами и основан на неверном толковании указанного пункта.

При таких обстоятельствах основания для признания недействующим постановления Комитета от 03.11.2010 №49 «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «ЖКХ п. Прямицыно» Октябрьского района Курской области на 2011 год» в части установления тарифа на холодное водоснабжение в размере 25 руб. 56коп. за один куб.м. отсутствуют

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Дмитриева Ю.И., явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судом первой инстанции при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Курской области от 01.06.2011 по делу №А35 - 846/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриева Ю.И - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   Л.В.Степина

     Судьи
   В.Н.Шелудяев

     Л.В.Леонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка