• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2011 года  Дело N А62-5528/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2011.

В полном объеме постановление изготовлено 07.09.2011.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.,

судей

Степиной Л.В.,

Стрегелёвой Г.А.,

при участии в заседании:

от некоммерческого партнерства

«АП Смолавтотранс»,

ОГРН 1106700000120

г. Смоленск, ул. Исаковского, д. 28

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области,

ОГРН 1026701444615

г. Смоленск,

ул. Октябрьской Революции, д. 14А

от третьих лиц:

- открытого акционерного общества «Атомтранс»

ОГРН 1086725000878

Смоленская область, г. Десногорск,

а/я 12/2

- Гапченко М.А. - представителя по доверенности от 29.08.2011,

Соловьевой Т.А. - директора, выписка из протокола от 17.02.2011 № 1,

- Чечикова В.Н. - представителя по доверенности от 07.12.2010 № 67/03 - 33д,

- не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н.) по делу № А62 - 5528/2010,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство «АП Смолавтотранс» (далее - НП «АП Смолавтотранс», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, УФАС по Смоленской области) об отмене решения от 15.10.2010 и предписания от 15.10.2010.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 принятое по настоящему делу решение отменено, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области просит отменить указанное постановление в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ОАО «Атомтранс» обратилось в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области (далее Департамент) по вопросу открытия регулярного автобусного маршрута «Десногорск - Москва» с приложением всех документов.

Письмом от 26.04.2010 года № 675/04 Департамент предложил Обществу представленный комплект документов направить в Ассоциацию автотранспортных предприятий «Смолавтотранс» для согласования.

Письмом от 07.06.2010 Ассоциацией автотранспортных предприятий «Смолавтотранс», ссылаясь на неполное оформление пакета документов, отказано Обществу в разрешении на дальнейшее оформление регулярного автобусного маршрута «Десногорск - Москва».

На повторное обращение Ассоциацией автотранспортных предприятий «Смолавтотранс» письмом от 15.06.2010 № 33 также отказано Обществу в разрешении на дальнейшее оформление автобусного маршрута по указанным ранее основаниям.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для направления ОАО «Атомтранс» жалобы в УФАС по Смоленской области на действия НП «АП Смолавтотранс».

По результатам рассмотрения жалобы (дело № 59 - 10) комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области принято решение от 15.10.2010, которым действия Ассоциации автотранспортных предприятий «Смолавтотранс», выразившиеся в отказе ОАО «Атомтранс» в дальнейшем оформлении документов для открытия регулярного автобусного маршрута «Десногорск - Москва», признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

На основании указанного решения 15.10.2010 комиссией УФАС по Смоленской области вынесено предписание № 444 - 3/03 об обязании Ассоциации автотранспортных предприятий «Смолавтотранс» прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в отказе ОАО «Атомтранс» в дальнейшем оформлении документов для открытия регулярного автобусного маршрута «Десногорск - Москва», в срок до 31.10.2010.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, некоммерческое партнерство «АП Смолавтотранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что принятыми ненормативными актами нарушены его права и законные интересы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал факт нарушения НП «АП Смолавтотранс» норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» установленным и доказанным.

Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, указанная норма распространяет свое действие исключительно на федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, формирование сети регулярных автобусных маршрутов, работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.

Из указанной нормы следует, что государственными полномочиями по формированию сети регулярных автобусных маршрутов наделено Министерство транспорта Российской Федерации.

Указание на то, что данная функция осуществляется с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций, не наделяет указанные организации государственными полномочиями.

Других норм, прямо наделяющих Российский автотранспортный союз и другие организации функциями органов государственной власти по вопросам формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, вышеназванный Приказ не содержит.

Письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 08.09.2003 № АК - 5/236 - ис о возложении на Российский автотранспортный союз и уполномоченные им организации (ассоциации, союзы члены РАС) технической работы по оформлению документации на открытие новых и переоформлению на действующих автобусных маршрутах, а также согласование ее с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, а поэтому не является основанием для наделения указанных организаций функциями государственных органов.

Кроме того, на основании вышеперечисленных актов, принятых Министерством транспорта Российской Федерации, на Российский автотранспортный союз и уполномоченные им организации возложена лишь техническая работа по оформлению документации.

При этом полномочия по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации указанным организациям не передавались.

Данная функция закреплена за Министерством транспорта Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что НП «АП Смолавтотранс» не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не является государственным внебюджетным фондом, а также не относится к организациям, осуществляющим функции указанных органов, в связи с чем решение УФАС по Смоленской области о признании действий заявителя нарушившими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является неправомерным.

При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а поэтому оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу № А62 - 5528/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     В.Н.   Шелудяев

     Судьи

     Л.В.   Степина

     Г.А.   Стрегелёва

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А62-5528/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 07 сентября 2011

Поиск в тексте