АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

  РЕШЕНИЕ

от 08 сентября 2011 года  Дело N А40-25089/2011

Резолютивная часть решения объявлена 1 сентября 2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2011 г.

Арбитражный суд г.Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

протокол судебного заседания вела помощник судьи Кутукова Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «АПФ «Регул» (ОГРН 1085003005592) к ответчикам: Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (ОГРН 1027739401271) о признании преимущественного права на приобретение нежилого помещения, при участии: от истца – не явились извещены, от ответчика ФГУП «ФТ-Центр» – Фурсенко Ю.И. по дов. от 11.01.2011 № 278, от ответчика Росимущества – не явились, извещены,

установил:

ООО «АПФ «Регул» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчикам Росимуществу, ФГУП «ФТ-Центр» о признании преимущественного права на приобретение нежилого помещения общей площадью 1 665,4 кв.м. по адресу: г.Москва, ул. Строителей, д. 8, корп. 3.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что владеет спорным помещением по договору аренды от 24.08.1994 № 12/342, заключенным с Госкомимуществом России, и имеет право на приватизацию на основании Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Истец полагает, что распоряжение Росимущества от 26.04.2010 № 328-р, согласно которому спорное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ФТ-Центр», нарушает право истца на приватизацию.

Ответчик Росимущество иск не признал, направил отзыв, в котором указывает, что положения закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, не распространяется, за ФГУП «ФТ-Центр» закреплено иное помещение.

Ответчик ФГУП «ФТ-Центр» иск не признал, представил отзыв, в котором просит в иске отказать по тем же основаниям, однако указывает на то, что спорное помещение передано ему в хозяйственное ведение.

Истец и ответчик Росимущество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что согласно ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя ответчика ФГУП «ФТ-Центр», суд установил следующее.

Между Госкомимуществом России и Акционерной производственной фирмой «РЕГУЛ» заключен договор от 24.08.1994 № 12/342 на сдачу в аренду помещения столовой, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Строителей, д. 8, корп. 3, для использования для размещения объекта общественного питания и супермаркета.

Срок аренды установлен в п. 1.2 договора с 24 августа 1994 г. по 24 августа 2019 г.

12 января 2010 г. арендатор обратился в Росимущество (письмо № 2) с просьбой заключить договор купли-продажи арендуемых помещений.

8 апреля 2010 г. Территориальное управление Росимущества в г. Москве сообщило истцу, что реализация преимущественного оправа на приобретение арендуемого имущества не представляется возможной (письмо № 22-09/4424).

22 апреля 2010 г. Росимущество сообщило истцу, что рассмотрение обращения не представляется возможным, т.к. спорное имущество не подлежит приватизации.

Распоряжением Росимущества от 26.04.2010 № 328-р помещение общей площадью 2 302,5 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 8, корп. 2, закреплено за ФГУП «ФТ-Центр» на праве хозяйственного ведения. Согласно справке ГУП МосгорБТИ от 17.05.2010 № 3226, адрес: ул. Строителей, д. 8 корп. 2 и ул. Строителей, д. 8, корп. 3, являются одним и тем же адресом, строение 3 по ул. Строителей в базе данных «Жилищный и нежилой фонд» отсутствует.

Произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП «ФТ-Центр» на спорное имущество, что подтверждается свидетельствами от 06.07.2010 77 АМ № 580321, 580320.

Не согласившись с отказом Росимущества заключить договор купли-продажи арендуемых помещений, истец, ссылаясь на положения Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», обратился в арбитражный суд с иском о признании преимущественного права на приобретение спорного помещения, указав, что отвечает всем признакам малого среднего предпринимательства, установленных в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и не имеет задолженности по договору аренды.

Суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Требования истца основаны на ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей право выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства по цене равной его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Вместе с тем, спорное имущество находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, вследствие чего правоотношения по приватизации спорного имущества регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Способы приватизации имущества указаны в ст. 13 названного закона.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Имущество, принадлежащее Российской Федерации, в соответствии со ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. При этом принятие решений об условиях приватизации федерального имущества находится в компетенции Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

Как следует из материалов дела, у собственника имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 8, корп. 2, Российской Федерации в лице Росимущества отсутствует намерение продать свое имущество в собственность иным лицам.

В связи с указанными обстоятельствами, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По смыслу указанной нормы целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов этого лица.

Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная статья избранного истцом способа защиты не содержит, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении заявленных требований судебные расходы относятся на истца.

Руководствуясь ст. 4, 27, 34, 101, 110, 112, 121, 123, 153, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «АПФ «Регул» (ОГРН 1085003005592) к ответчикам: Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (ОГРН 1027739401271) о признании преимущественного права на приобретение нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Строителей, д. 8, корп. 3, общей площадью 1 665,4 кв.м., отказать с отнесением судебных расходов на истца.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья  Козлов В.Ф.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка