АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

    РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2011 года  Дело N А40-30673/2010

Резолютивная часть решения принята 09 августа  2011 г.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа   2011 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе Председательствующий А.Н.Маненков

При ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Иванниковой

с участием представителей

от истца

Каплунов А.В. по дов. № СР 02/10 163 от 31.12.2010г.

от ответчиков

       никто не явился.

от третьего лица

Романенкова И.И. по дов. № НА/17905 от 10.05.2011г.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка»)

к Муниципальному унитарному предприятию «Волжский энергосбыт»

3 е лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России)

о взыскании 2 200 000 руб.

Суд установил Иск заявлен о взыскании 2 200 000  руб. долга по оплате вступительного членского взноса.

Ответчик требования не признал, в отзыве указал, что размер установленного  НП «Совет рынка» вступительного взноса является экономически необоснованным; ответчик находится в зависимом положении от истца по вопросу получения доступа к торговой системе оптового рынка.

ФАС России считает, что иск не подлежит удовлетворению, в отзыве указала, что ФАС решением от 25.03.09 г.  признала установленный размер вступительного членского взноса в размере 5 000 000 рублей незаконным, препятствующим доступу для хозяйствующих на оптовый рынок электроэнергии и мощности; считает , что  требование  уплаты взноса в размере 5 000 000 рублей является злоупотреблением правом.

Направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указал следующие обязательные указания суду первой инстанции

«Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, МУП "Волжский энергосбыт" 12 сентября 2008 г. подало заявление о вступлении в члены НП "Совет рынка", приложив к нему, в том числе, и гарантийное письмо об оплате вступительного (единовременного) и текущих (регулярных) членских взносов в порядке и сроки, предусмотренные уставом Партнерства.

Решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 03 октября 2008 г. МУП "Волжский энергосбыт" было принято в члены НП "Совет рынка" (выписка из протокола N 21/2008), в связи с чем в адрес МУП "Волжский энергосбыт" было направлено уведомление о приеме в члены НП "Совет рынка" и выдано свидетельство о членстве в НП "Совет рынка". Кроме того, НП "Совет рынка" выставило счет на оплату вступительного взноса в размере 5 000 000 руб. и текущего (регулярного) членского взноса за 4 квартал 2008 г. в размере 50 000 руб.

МУП "Волжский энергосбыт" произвел оплату части вступительного членского взноса в размере 2 800 000 руб. платежными поручениями N 183 от 21 ноября 2008 г., N 326 от 24 декабря 2008 г., N 87 от 29 января 2009 г., N 171 от 20 февраля 2009 г., N 316 от 01 апреля 2009 г., N 434 от  04 мая 2009 г.П "Совет рынка", образованное в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона "Об электроэнергетике", является некоммерческой организацией созданной в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.

В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике" и п. 3.1 устава НП "Совет рынка" целью Партнерства является, в том числе, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности.

В соответствии с п.1 ст. 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическое лицо для получения статуса субъекта оптового рынка и участия в обращении электрической энергии на оптовом рынке должно, в том числе, вступить в члены совета рынка и подписать договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В силу п. 10 ст.33 Федерального закона "Об электроэнергетике" для субъектов оптового рынка

 участников обращения электрической энергии и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры членство в совете рынка является обязательным.

Порядок вступления в члены НП "Совет рынка" и обязанности его членов установлены разделом IV устава НП "Совет рынка".

Согласно п. 4.5.2 устава НП "Совет рынка" Наблюдательный совет Партнерства не позднее двадцати календарных дней с даты поступления в НП "Совет рынка" заявления организации о приеме ее в члены Партнерства и всех необходимых документов обязан рассмотреть их и принять решение о приеме организации в члены Партнерства либо мотивированное решение об отказе в приеме.

Согласно п. 4.5.3 устава НП "Совет рынка" принятое решение Наблюдательного совета доводится до сведения организации в течение пяти календарных дней с даты ее приема в члены НП "Совет рынка" путем направления уведомления, содержащего оформленную в установленном порядке выписку из решения Наблюдательного совета по указанному вопросу.

Согласно п. 4.5.4 устава НП "Совет рынка" организация, принятая в члены Партнерства, обязана уплатить вступительный (единовременный) членский взнос в имущество НП "Совет рынка" в срок не позднее десяти календарных дней с даты получения письменного уведомления о приеме в Партнерство.

Кандидат в члены Партнерства приобретает права и несет обязанности в соответствии с уставом Партнерства с даты исполнения им денежного обязательства по оплате вступительного (единовременного) членского взноса в полном объеме.

Ранее (до 03 октября 2008 г.) размер вступительного (единовременного) членского взноса в размере 5 000 000 руб. был установлен решением внеочередного общего собрания членов Партнерства от 17 октября 2003 г. (протокол N 10).

Решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 03 октября 2008 г. указанный размер вступительного (единовременного) членского взноса оставлен без изменения.

Решением ФАС России от 25 марта 2009 г. по делу N 1 10/108-08 группа лиц в составе НП "Совет рынка" и ОАО "АТС" признана нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, а именно:

- создание препятствий доступу хозяйствующим субъектам на оптовый рынок электроэнергии и мощности посредством установления вступительного членского взноса в размере 5 000 000 руб.;

- неправомерное взимание текущих (регулярных) членских взносов с хозяйствующих субъектов, не являющихся членами НП "Совет рынка" (в силу неуплаты вступительного членского взноса согласно п. 4.5.4 устава).

ФАС России на основании решения от 25 марта 2009 г. по делу N 1 10/108-08 вынесла предписание, согласно которому группе лиц в составе НП "Совет рынка" и ОАО "АТС" предписано, в том числе, в срок до 17 мая 2009 г. осуществить действия, направленные на установление дифференцированного (по Палатам) вступительного членского взноса (в том числе условий его оплаты, имея ввиду беспроцентную рассрочку на 1 год) в НП "Совет рынка", не создающего препятствий доступу на оптовый рынок электроэнергии и мощности хозяйствующим субъектам, а НП "Совет рынка" - прекратить в срок до 30.04.2009 г. взимание регулярных (текущих) членских взносов с кандидатов в члены НП "Совет рынка", не несущих обязанностей по их уплате в соответствии с уставом НП "Совет рынка", но допущенных к торгам на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Решением от 05 августа 2009 г. Арбитражного суда г. Москвы по другому делу N А40-49507/09-149-318, оставленным без изменения от 02 ноября 2009 г. N 09АП-18519/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении требований НП "Совет рынка" о признании недействительными решения ФАС России от 25 марта 2009 г. по делу N 1 10/108-08 и предписания ФАС России от 25 марта 2009 г. N 1 10/108-08.

При рассмотрении указанного дела N А40-49507/09-149-318 судами было установлено, что, оставаясь кандидатом в члены Партнерства, участник оптового рынка, получивший письменное уведомление о приеме в Партнерство, но не оплативший вступительный членский взнос, не является членом Партнерства, что в свою очередь, является основанием для лишения его статуса субъекта оптового рынка и доступа к торгам на оптовом рынке, и что действия НП "Совет рынка" по взиманию регулярных членских взносов до оплаты вступительного взноса являются ущемлением интересов хозяйствующих субъектов, с которых эти взносы взимаются, поскольку, не имея возможности осуществлять права согласно уставу, они, тем не менее, несут обязанности.

По рассматриваемому делу (N А40-30673/10-83-315) суды первой и апелляционной инстанций пришли к противоположному выводу о том, что МУП "Волжский энергосбыт", не оплатившее полностью вступительный членский взнос, является членом НП "Совет рынка".

Суд апелляционной инстанции, приравнивая членство в некоммерческой организации к сделкам, не обосновал возможность отождествления правоотношений, возникающих при вступлении в некоммерческую организацию, с правоотношениями по сделке и, соответственно, возможность принудительного взыскания вступительного членского взноса.

В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", указывается, что помимо права на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства  ( пункт 6 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции") антимонопольный орган в силу пункта 7 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбужденных на основании исков, заявлений иных лиц. Поэтому, рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия. При этом процессуальный статус антимонопольного органа определяется исходя из характера рассматриваемого спора.

Вопрос о том, не направлены ли предъявленные истцом - НП "Совет рынка" требования на уклонение от исполнения вынесенного в адрес этого лица предписания ФАС России от 25 марта 2009 г. N 1 10/108-08 не мог быть разрешен без участия антимонопольного органа. Поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отклонения заявленного ответчиком ходатайства о привлечении ФАС России к участию в деле.

В соответствии с ч.3 ст.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Исходя из содержания п.2.ч.1 ст.287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, только в случае, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч.1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч.3 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ФАС России в соответствующем процессуальном статусе по заявленным истцом исковым требованиям, установить правовые последствия невнесения МУП "Волжский энергосбыт" вступительного членского взноса в установленном размере, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах (а именно: обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом – п.п.2 и3 ст. 2  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), конкретные обстоятельства дела и судебные акты по другому делу N А40-49507/09-149-318, вступившие в законную силу, принять законный и обоснованный судебный акт."

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выполняя указания кассационной инстанции,  суд находит, что требования  не подлежат удовлетворению.

Пунктом 4.5.4., 4.7. устава Некоммерческого  партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка») установлено, что организация, принята в члены партнерства, обязана уплатить вступительный (единовременный) членский взнос в имущество НП «Совет рынка» в срок не позднее десяти календарных дней с даты письменного уведомления о приеме в партнерство.

Членский взнос решением общего собрания членов партнерства  от 17 октября 2003 г. определен в размере 5 000 000 рублей. Ответчиком уплачено 2 800 000 руб, истец отыскивает оставшуюся часть взноса 2 200 000 руб.

Федеральная антимонопольная служба решением от 25.03.09 г.  признала установленный размер вступительного членского взноса в размере 5 000 000 рублей незаконным, препятствующим доступу для хозяйствующих на оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Решение Федеральной антимонопольной службы  и предписание, о незаконности размера вступительного членского взноса,  вступившим в законную силу судебными актами по делу  № А40-49507/09 -149-318 признаны законными и обоснованными.

Решение принятое государственным уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий Законом  "О защите конкуренции" и предписание , выданное  во исполнение принятого решения,  являются согласно п.2 ч.2 ст. 23  Закона  "О защите конкуренции" обязательными для хозяйствующих субъектов.

Предъявление истцом исковых заявлений в 2010 г., несмотря на предписание ФАС России от 2009 г. о взыскании 2 200 000 рублей суммы части вступительного единовременного членского взноса, нельзя расценить иначе, как игнорирование указанного предписания антимонопольного органа. .

Оснований для удовлетворения требований не имеется.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ возлагаются на истца.

Руководствуясь ст. ст. 9123, 167-171 АПК РФ, суд

Р  Е  Ш  И  Л :

В удовлетворении иска отказать.

Решение  может  быть  обжаловано  в  порядке и сроки, установленные АПК  РФ.

Судья    А.Н. Маненков

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка