• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2011 года  Дело N А55-11616/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 29 августа 2011 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 22 августа 2011 года

дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Самарский завод Нефтемаш» г. Самара

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области г. Самара

о признании незаконным бездействия налогового органа

при участии в заседании

от истца, заявителя – представитель Деева О.В. по доверенности от 14.06.2011 №10/758

от ответчика, заинтересованного лица - представитель Тимоханова Е.Г. по доверенности от 25.05.2011 №04-06/08531

установил:

Закрытое акционерное общество «Самарский завод Нефтемаш» просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности заявителя по подоходному налогу по пеням в размере 1 940 908,37 руб. и штрафам в сумме 22 047,48 руб., по налогу с владельцев транспортных средств по пеням в сумме 353 282,62 руб. и штрафам в сумме 2 512,62 руб., по налогу на пользователей автодорог по пеням в сумме 4 546 801,42 руб. и штрафам в сумме 1 908,82 руб. и списании с лицевого счета заявителя указанной задолженности по основаниям, изложенным в заявлении (л.д.5-7).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области с заявлением не согласна, просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.86-88).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 года по делу №А55-16559/2008 (л.д.38-56) признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, выразившиеся в неоднократном отражении в справках, выдаваемых заявителю, задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 1 940 908,37 рублей и штрафам в размере 22 047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353 282,62 рублей и штрафам в размере 2 512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4 546 801,42 рублей и штрафам в размере 1 908,82 рублей.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области списать с лицевого счета Закрытого акционерного общества «Самарский завод Нефтемаш» указанную задолженность по пеням и штрафам по подоходному налогу, по налогу с владельцев транспортных средств, по налогу на пользователей автодорог.

В рамках данного дела судом сделан вывод о пропуске налоговым органом установленного срока на взыскание пеней, штрафов, начисленных на недоимку по указанным налогам прошлых лет.

Заявитель в обоснование заявления указывает на то, что налоговый орган уклонился от принятия решения о признании спорной задолженности безнадежной в порядке ст. 59 НК РФ и списания этой задолженности с лицевого счета заявителя.

Налоговый орган считает, что оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется. Тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Доводы налогового органа об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ, для списания спорной задолженности, суд находит несостоятельными.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Аналогичная позиция изложена в том числе в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2011 года по делу N А38-2178/2010.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия налогового органа Налоговому кодексу Российской Федерации.

Оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. отрицательно сказывается на его нормальной финансово-хозяйственной деятельности.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. Заявителю следует выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной госпошлины в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности заявителя по подоходному налогу по пеням в размере 1 940 908,37 руб. и штрафам в сумме 22 047,48 руб., по налогу с владельцев транспортных средств по пеням в сумме 353 282,62 руб. и штрафам в сумме

2 512,62 руб., по налогу на пользователей автодорог по пеням в сумме 4 546 801,42 руб. и штрафам в сумме 1 908,82 руб. и списании с лицевого счета заявителя указанной задолженности.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности заявителя по подоходному налогу по пеням в размере 1 940 908,37 руб. и штрафам в сумме 22 047,48 руб., по налогу с владельцев транспортных средств по пеням в сумме 353 282,62 руб. и штрафам в сумме 2 512,62 руб., по налогу на пользователей автодорог по пеням в сумме

4 546 801,42 руб. и штрафам в сумме 1 908,82 руб. и списать с лицевого счета заявителя указанную задолженность.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной госпошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-11616/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 29 августа 2011

Поиск в тексте