АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2011 года  Дело N А55-10201/2011

в составе судьи

Львова Я.А.,

рассмотрев 20 сентября 2011 года в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "ПСМ - ГРУПП", г. Самара

от  01 июня 2011 года

к  Управлению Федеральной миграционной службы  России по Самарской области

о признании незаконными постановлений,

при участии в заседании, протокол которого вела секретарь судебного заседания Иваева Л.Ш.:

от заявителя - Башарова М.С., доверенность от 06.05.11 года,

от заинтересованного лица - Мещерякова А.В., доверенность от 01.10.09 года,

установил:

ООО "ПСМ - ГРУПП" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановлений УФМС России по Самарской области №№ 72, 73, 316, 317, 803 - 816, 835 - 841, 874 - 885 от 17.05.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и Постановления № 847 от 17.05.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Управление Федеральной миграционной службы  России по Самарской области против удовлетворения заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

Резолютивная часть решения объявлена  20 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2011 года.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные  требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ (далее по тексту - ФЗ РФ от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ) работодатель (заказчик работ, услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, иностранных граждан только при наличии у них разрешения на работу.

На основании ст. 2 ФЗ РФ от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Согласно Примечанию 1 к ст. 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой - либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии со ст. 16 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Отсутствие письменного договора между фактическим работодателем и наемным работником - иностранным гражданином также не является основанием для снятия с себя ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.

Из смысла ст. 16 ТК РФ и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений, которые не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения лица к работе подлежат оформлению трудовым договором в письменной форме в соответствии с частью второй статьи 67 ТК РФ.

Таким образом, отсутствие письменного договора между фактическим работодателем и наемным работником - иностранным гражданином не является основанием для исключения ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.

При вынесении Постановлений №№ 72, 73 от 17.05.2011 г. административный орган правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что на основании Распоряжения № 2 от 11.01.2011 г. 13.01.2011 г. проведена выездная внеплановая проверка универсама (магазина) «Копейка», принадлежащего ООО «ТФ Самара - продукт», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Клиническая, д. 41. В ходе проведения проверки, с данным распоряжением ознакомлен представитель проверяемого объекта - заведующая универсама «Копейка» Дагаева М.А., о чем свидетельствует ее подпись, поставленная на данном распоряжении.

Из Протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.01.2011 г. следует, что осмотр вышеуказанного помещения производился с участием должностного лица - заведующей универсама магазин «Копейка» Дагаевой М.А., в присутствии понятых. В ходе осмотра помещений универсама «Копейка» выявлено нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, а именно: при осмотре складского помещения указанного магазина выявлены иностранные граждане, осуществлявшие трудовую деятельность без соответствующего разрешения на работу в Российской Федерации, предусмотренного миграционным законодательством Российской Федерации, а именно граждане Республики Таджикистан: Кодиров А.Х., осуществлявший разгрузку продуктов питания, и Чонакова М.К.. осуществлявшая уборку помещения. При этом указанные иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность в спецодежде с надписью «PSM - GROUP». Осуществление иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности зафиксировано Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там документов от 13.01.2011 г.

Актом проверки юридического лица от 13.01.2011 г. установлено, что вышеуказанные иностранные граждане не являются работниками ООО «ТФ «Самара - Продукт», а осуществляют трудовую деятельность на основании договора № 14у/СУП/01 - 05 - 2009 от 01.05.2009 г. и договора № 13у/СУП/01 - 05 - 2009 от 01.05.2009 г., заключенных между ООО «ТФ «Самара - Продукт» и ООО «ПСМ - ГРУПП». Таким образом, в ходе выездной внеплановой проверки универсама «Копейка» установлено, что вышеуказанные иностранные граждане являются работниками ООО «ПСМ - ГРУПП» и осуществляют трудовую деятельность без разрешения на работу, необходимого на основании ст. 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанный акт проверки подписан представителем универсама «Копейка» - заведующей Дагаевой М.А.

Установив работодателя - ООО «ПСМ - ГРУПП», органами Федеральной миграционной службы решено провести проверку в отношении указанной организации на предмет установления фактов совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Следовательно, привлечение ООО «ПСМ - ГРУПП» иностранных граждан к осуществлению незаконной трудовой деятельности установлено не протоколом осмотра, а проведенной документарной проверкой в отношении заявителя.

Кроме того, в соответствии с п. 36 Приказа МВД РФ № 385, ФМС России № 117 от 19.05.2009 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее по тексту - Административный регламент) ФМС России, ее территориальные органы, органы внутренних дел проводят выездные и камеральные (без выезда - по документам, документарные) проверки.

Согласно п. 67 Административного регламента камеральная (документарная) проверка проводится сотрудниками ФМС России, ее территориального органа без выезда на проверяемый объект на основании имеющихся сведений, содержащихся, в том числе, в информационных базах данных, сведений, полученных по запросам в государственных органах исполнительной власти, от проверяемого объекта и иных организаций, необходимых для полного и всестороннего изучения обстоятельств для целей контроля и надзора за соблюдением гражданами и (или) должностными лицами законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан Российской Федерации.

На основании положений п. 68 Административного регламента проведение камеральной (документарной) проверки включает в себя, в том числе, анализ полученных документов и информации.

Таким образом, на основании установленных фактических обстоятельств дела (полученных документов и информации) вынесено Распоряжение № 3 от 14.01.2011 г. о проведении документарной проверки в отношении ООО «ПСМ - ГРУПП». В ходе проведения данной проверки приобщены документы, полученные при проведении выездной внеплановой проверки универсама «Копейка», в которых зафиксированы следующие фактические обстоятельства.

Объяснения заведующей универсама «Копейка» Дагаевой М.А. от 13.01.2011 г., из которых следует, что иностранные граждане Кодиров А.Х. и Чонакова М.К., осуществлявшие трудовую деятельность в момент проведения проверки, являются работниками ООО «ПСМ - ГРУПП», и работают на основании хозяйственных договоров, заключенных между ООО «ТФ Самара - Продукт» и ООО «ПСМ - ГРУПП». При этом заработную плату указанным лицам выплачивает ООО «ПСМ - ГРУПП». Все документы, необходимые для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам оформляет и предоставляет ООО «ПСМ - ГРУПП».

Административным органом получены объяснения от 13.01.2011 г. гражданина Республики Таджикистан Кодирова А.Х., который показал, что прибыл в г. Самару 09.01.2011 г. с целью трудоустройства, при этом разрешение на работу не оформлял. 11.01.2011 г. устроился работать в ООО «ПСМ - ГРУПП», после чего был направлен менеджером ООО «ПСМ - ГРУПП», которую зовут Ольга, в универсам «Копейка» расположенный по адресу: г. Самара, ул. Клиническая, д. 41, где работает грузчиком. Заработную плату ему платит ООО «ПСМ - ГРУПП» в размере 25 рублей в час, режим рабочего времени составляет с 8 часов до 20 часов, в трудовые обязанности входит осуществление погрузочно - разгрузочных работ.

Объяснения от 13.01.2011 г. гражданки Республики Таджикистан Чонаковой М.К., которая показала, что прибыла в г. Самару 21.10.2010 г. с целью трудоустройства, при этом разрешение на работу не оформляла. 08.01.2011 г. устроилась работать в ООО «ПСМ - ГРУПП», после чего была направлена менеджером ООО «ПСМ - ГРУПП»,  которую зовут Ольга,  в универсам «Копейка» расположенный по адресу: г. Самара, ул. Кчиническая, д. 41, где работает уборщицей. Заработную плату ей платит ООО «ПСМ - ГРУПП» в размере 400 рублей в день, режим рабочего времени составляет с 8 часов до 21 часа, в трудовые обязанности входит осуществление уборки торгового зала и служебного помещения магазина.

При этом вышеуказанные иностранные граждане при даче показаний заявили о владении русским языком и отсутствии необходимости в переводчике, что зафиксировано в их объяснениях и протоколах о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ. Таким образом, доводы ООО «ПСМ - ГРУПП» о нарушении прав иностранных граждан, закрепленных в ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ и ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, являются необоснованными.

Таким образом. Постановлениями № 12, 73 от 17.05.2011 г. ООО «ПСМ - ГРУПП» обоснованно привлечено к ответственности за совершение административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

При вынесении Постановлений №№ 316, 317 от 17.05.2011 г. административный орган правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что на основании Распоряжения № 168 - р от 07.10.2010 г., 15.10.2010 г. проведена выездная внеплановая проверка универсама (магазина) «Копейка», принадлежащего ООО «ТФ Самара - продукт», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Авроры, д. 110. к. 1. В ходе проведения проверки, с данным распоряжением ознакомлен представитель проверяемого объекта - заведующая универсама «Копейка» Горшкова Г.В., о чем свидетельствует ее подпись, поставленная на данном распоряжении.

Из Протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.10.2010 г. следует, что осмотр вышеуказанного помещения производился с участием должностного лица - заведующей универсама магазин «Копейка» Горшковой Г.В.. в присутствии понятых. В ходе осмотра помещений универсама «Копейка» выявлено нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, а именно: при осмотре подсобного помещения указанного магазина выявлены иностранные граждане, осуществлявшие трудовую деятельность без соответствующего разрешения на работу в Российской Федерации, предусмотренного миграционным законодательством Российской Федерации, а именно граждане Республики Узбекистан: Мамажонов А.А., осуществлявший погрузку продуктов питания, и Тажиева Г.Х.. осуществлявшая уборку помещения. При этом указанные иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность в спецодежде с надписью «ПСМ - ГРУПП», выполненной буквами латинского алфавита. Осуществление иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности зафиксировано Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там документов от 15.10.2010г.

Актом проверки юридического лица от 15.10.2010 г. установлено, что вышеуказанные иностранные граждане не являются работниками ООО «ТФ «Самара - Продукт», а осуществляют трудовую деятельность на основании договора № 14у/СУП/01 - 05 - 2009 от 01.05.2009 г. и договора № 13у/СУП/01 - 05 - 2009 от 01.05.2009 г., заключенного между ООО «ТФ «Самара - Продукт» и ООО «ПСМ - ГРУПП». Таким образом, в ходе выездной внеплановой проверки универсама «Копейка» установлено, что вышеуказанные иностранные граждане являются работниками ООО «ПСМ - ГРУПП» и осуществляют трудовую деятельность без разрешения на работу, необходимого на основании ст. 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ РФ № 115 - ФЗ от 25.07.2002 г.). Указанный акт проверки подписан представителем универсама «Копейка» - заведующей Горшковой Г.В.

Установив работодателя - ООО «ПСМ - ГРУПП». органами Федеральной миграционной службы решено провести проверку в отношении указанной организации на предмет установления фактов совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Следовательно, привлечение ООО «ПСМ - ГРУПП» иностранных граждан к осуществлению незаконной трудовой деятельности установлено не протоколом осмотра, а проведенной документарной проверкой в отношении заявителя.

На основании установленных фактических обстоятельств дела (полученных документов и информации) вынесено Распоряжение № 95 от 19.10.2010 г. о проведении документарной проверки в отношении ООО «ПСМ - ГРУПП». В ходе проведения данной проверки приобщены документы, полученные при проведении выездной внеплановой проверки универсама «Копейка», в которых зафиксированы следующие фактические обстоятельства.

Из объяснений от 15.10.2010 г. гражданки Республики Узбекистан Тажиевой Г.Х. следует, что она прибыла в г. Самару в мае 2009 г., при этом разрешение на работу не оформляла. С декабря 2009 г. устроилась работать в ООО «ПСМ - ГРУПП», а в сентябре 2010 г. менеджер указанной организации, которую зовут Соня, направила ее в универсам «Копейка» расположенный по адресу: г. Самара, ул. Авроры, д. 110, к.1, где она работает уборщицей. Заработная плата составляет 8500 рублей в месяц, режим рабочего времени составляет с 9 часов до 19 часов, в трудовые обязанности входит осуществление уборки помещений магазина.

Из объяснений гражданина Республики Узбекистан Мамажонова А.А. следует, что он прибыл в г. Самару в августе 2009 г., при этом по окончании миграционного учета в установленный срок из России не выехал и проживал без миграционного учета, разрешение на работу не оформлял. В феврале 2010 г. устроился работать в ООО «ПСМ - ГРУПП», после чего менеджером указанной организации, которую зовут Соня, был направлен в универсам «Копейка» расположенный по адресу: г. Самара, ул. Авроры, д.110, к.1,  где работает грузчиком. Заработную плату ему платит ООО «ПСМ - ГРУПП» в размере 12000 рублей в месяц, режим рабочего времени составляет с 9 часов до 21 часа, в трудовые обязанности входит осуществление погрузочно - разгрузочных работ.

Вышеуказанные иностранные граждане при даче показаний заявили о владении русским языком и отсутствии необходимости в переводчике, что зафиксировано в их объяснениях и протоколах о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ. Таким образом, доводы ООО «ПСМ - ГРУПП» о нарушении прав иностранных граждан, закрепленных в ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ и ч. 2 ст. 26 Конституции РФ являются необоснованными.

Кроме того, привлечение ООО «ПСМ - ГРУПП» к осуществлению незаконной трудовой деятельности гражданки Республики Узбекистан Тажиевой Г.Х., подтверждается Журналом присутствия сотрудников ПСМ - ГРУПП. Согласно данному журналу иностранная гражданка Тажиева Г.Х. привлечена ООО «ПСМ - ГРУПП» к осуществлению трудовой деятельности в магазине «Копейка», расположенного по адресу г. Самара, ул.Авроры, д. 110, к. 1.

Таким образом. Постановлениями М» 316, 317 от 17.05.2011 г. ООО «ПСМ - ГРУПП»  обоснованно привлечено к ответственности за совершение административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

При вынесении Постановлений №№ 803, 804, 805, 806, 807, 808, 809, 810, 811, 812, 813 от 17.05.2011 г. административный орган правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что на основании Распоряжения № 206 от 18.11.2010 г. в тот же день проведена выездная внеплановая проверка складов «Копейка Самара», принадлежащих ООО «ТФ Самара - продукт», расположенных по адресу: г. Самара, ул. 22 - го Партсъезда, д. 7А. В ходе проведения проверки, с данным распоряжением ознакомлен представитель проверяемого объекта - начальник распределительного центра Савкин С.Ю., о чем свидетельствует его подпись, поставленная на данном распоряжении.

Из Протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18.11.2010 г. следует, что осмотр вышеуказанного складского помещения производился с участием вышеуказанного должностного лица, в присутствии понятых. В ходе осмотра складских помещений выявлено нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, а именно: при осмотре складского помещения выявлены иностранные граждане, осуществлявшие трудовую деятельность без соответствующего разрешения на работу в Российской Федерации, предусмотренного миграционным законодательством Российской Федерации, а именно граждане Республики Узбекистан и Республики Таджикистан: Умаралиев Ч.С., Аслонов Х.Р., Исломов Г.Д., Юлдашев Э.Ж., Каримов У.А.. Хайитбоев В.А., Хасанов У.О., Сабуров О.А., Анурбоев С.Х., Ашурбоев Т.М. и Бойбобоев Х.А. При этом указанные иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность (погрузочно - разгрузочные работы) в спецодежде с надписью «ПСМ - ГРУПП». Осуществление иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности зафиксировано Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там документов от 18.11.2010 г.

Актом проверки юридического лица от 18.11.2010 г. установлено, что вышеуказанные иностранные граждане не являются работниками ООО «ТФ «Самара - Продукт», а осуществляют трудовую деятельность на основании договора № 13/05/2008 от 01.05.2008 г., заключенного между ООО «ТФ «Самара - Продукт» и ООО «ПСМ - ГРУПП». Таким образом, в ходе выездной внеплановой проверки универсама «Копейка» установлено, что вышеуказанные иностранные граждане являются работниками ООО «ПСМ - ГРУПП» и осуществляют трудовую деятельность без разрешения на работу, необходимого на основании ст. 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ РФ № 115 - ФЗ от 25.07.2002 г.). Указанный акт проверки подписан представителем ООО «ТФ «Самара - Продукт» Савкиным С.Ю.

Установив работодателя - ООО «ПСМ - ГРУПП», органами Федеральной миграционной службы решено провести проверку в отношении указанной организации на предмет установления актов совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Следовательно, привлечение ООО «ПСМ - ГРУПП» иностранных граждан к осуществлению незаконной трудовой деятельности установлено не протоколом осмотра, а проведенной документарной проверкой в отношении указанной организации.

Таким образом, на основании установленных фактических обстоятельств дела (полученных документов и информации) вынесено Распоряжение № 216 от 30.11.2010 г. о проведении документарной проверки в отношении ООО «ПСМ - ГРУПП». В ходе проведения данной проверки приобщены документы, полученные при проведении выездной внеплановой проверки вышеуказанных складских помещений. В приобщенных документах зафиксированы следующие фактические обстоятельства.

Из объяснений гражданина Республики Таджикистан Умаралиева Ч.С. следует, что он прибыл в г. Самару 13.10.2010 г., разрешение на работу не оформлял. С указанного числа устроился работать в ООО «ПСМ - ГРУПП» в качестве комплектовщика в складском помещении, расположенном по адресу: г. Самара, ул. 22 - го Партсъезда, д. 7А. На работу его принимал директор ООО «ПСМ - ГРУПП» Собиров Р.И., по устной договоренности с ним оплата труда оставляла 5000 рублей в месяц, продолжительность рабочего дня - с 8 часов до 20 часов. При этом Собирову Р.И. было известно об отсутствии у Умаралиева Ч.С. разрешения на работу.