ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2011 года  Дело N А60-966/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Семеновой З.Г.,

судей Смирнова А.Ю., Маликовой Э.М.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2011 по делу № А60 - 966/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Росреестра - Поташова Е.Е. (доверенность от 20.12.2010 № 08 - 18/1410);

администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) - Братанчук Д.В. (доверенность от 28.12.2010 № 204).

Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения Управления Росреестра от 24.11.2010 № 01/673/2010 - 086 об отказе в государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель для муниципальных нужд, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701025:10, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69/1, недействительным, а также о возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию данного ограничения прав.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2011 (судьи Италмасова Е.Г., Сабирова М.Ф., Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение Управление Росреестра от 24.11.2010 № 01/673/2010 - 086 об отказе в государственной регистрации ограничения права, установленного решением о резервировании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701025:10, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69/1, признано недействительным. На Управление Росреестра возложена обязанность провести  государственную регистрацию ограничения права в отношении указанного земельного участка.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 13, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав № 122 - ФЗ), ст. 6, 11.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4, 5, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает неправомерным вывод судов о том, что в приложении к решению о резервировании земель содержится достаточно сведений для проведения  государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, ссылаясь на непредставление администрацией необходимых документов, в частности кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0701025:10, в отношении которого, по информации федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата», отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. Также заявитель указывает на ошибочность вывода судов о том, что границы земельного участка, подлежащего резервированию, отражаются в схеме резервируемых земель, прилагаемой к решению о резервировании земельного участка, полагая, что единственным документом, позволяющим определить земельный участок как объект недвижимости, является кадастровый паспорт такого участка с определением границ на местности. При этом, по мнению Управления Росреестра, само решение о резервировании земель не является документом, подтверждающим существование земельного участка, и внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о таком участке не являются основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о таком объекте.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы г. Екатеринбурга от 31.07.2009 № 3311 принято решение о резервировании для муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0701024:0010, 66:41:0701025:0011, 66:41:0701901:0032, 66:41:0601001:0048, расположенных  по пр. Ленина - ул. Луначарского, сроком на 20 лет в целях размещения станции метро и вентиляционного ствола второй линии метрополитена.

В связи с принятием указанного постановления администрация на основании ст. 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701025:10, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69/1.

Сообщением от 24.11.2010 № 01/673/2010 - 086 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации ограничений прав на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав № 122 - ФЗ по причине отсутствия документов, подтверждающих проведение межевания указанного земельного участка, в том числе кадастрового паспорта на земельный участок. В представленной кадастровой выписке от 21.01.2010 № 6641/201/10 - 2453 на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0701025:10 имеются особые отметки о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Администрация, считая данный отказ незаконным, нарушающим её права и интересы, обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав № 122 - ФЗ ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании).

Согласно п. 2 названного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (п. 5 Положения о резервировании).

В соответствии с п. 6 данного Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации прав № 122 - ФЗ (п. 9 Положения о резервировании).

В абзаце 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав № 122 - ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В рассматриваемом случае оспариваемый администрацией отказ в государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель для муниципальных нужд, мотивирован отсутствием документов, подтверждающих проведение межевания земельного участка, в том числе кадастрового паспорта на земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости № 221 - ФЗ) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0701025:10 является юридически действительным и является объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При этом, принимая во внимание, что в соответствии с требованиями действующего  законодательства представленные администрацией постановление Главы г. Екатеринбурга от 31.07.2009 № 3311 о резервировании земель, схема резервируемых земель с каталогом координат и описанием границ смежных землепользований, кадастровая выписка в отношении указанного земельного участка являются необходимыми и достаточными сведениями для государственной регистрации ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, суды пришли к верному выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в её проведении.

Отклоняя довод Управления Росреестра о том, что спорный земельный участок как объект права не определен, поскольку согласно графе 16 кадастровой выписки границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0701025:10 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, суды, исходя из характера правоотношения, в рамках которого возникла необходимость в совершении соответствующего регистрационного действия, обоснованно указали, что отсутствие межевания земельного участка не может быть признано основанием для отказа в государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации ограничения прав не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и интересы муниципального образования, суды обоснованно признали его незаконным и возложили на Управление Росреестра в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность провести  государственную регистрацию ограничения прав, установленного решением о резервировании земель.

С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о правомерности оспариваемого отказа в государственной регистрации отклоняются судом кассационной инстанции, так как направлены на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2011 по делу № А60 - 966/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
  З.Г. Семенова

     Судьи
  А.Ю. Смирнов

     Э.М. Маликова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка