ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 года  Дело N А43-363/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  03.10.2011.

Постановление в полном объеме изготовлено  10.10.2011.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2011

по делу № А43 - 363/2011,

принятое судьей  Кабановым В.П.

по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (603035 г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, ул.Чаадаева, д.1; ОГРН 1025202830290, ИНН 5259008341) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» - Курицыной Н.Х. по доверенности от 04.10.2010 сроком действия три года,

и установил:

открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (далее - Общество, ОАО «НАЗ «Сокол») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившегося в неизготовлении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также незаконным изложенного в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) от 06.12.2010 № АБ - 07/19763 отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1. Одновременно Общество просило обязать  ТУ Росимущества изготовить, утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка площадью 1 065 603 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2011  заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Изложенное в письме от 06.12.2010 № АБ - 07/19763 решение Управления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью  1 065 603 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1, и бездействие Управления, выразившееся в нарушении порядка предоставления земельных участков в собственность, признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Управление утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка площадью 1 065 603 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Чаадаева, д.1, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

ТУ Росимущества явку представителей в судебное заседание не обеспечило, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ОАО «НАЗ «Сокол» в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 22.04.2005 на основании распоряжения ТУ Росимущества от 08.04.2005 № 150 «О предоставлении в аренду земельного участка» Управление и Общество заключили договор аренды № 0176/18 находящегося в федеральной собственности земельного участка, общая площадь 1 082 445 кв.м, кадастровый номер 52:18:0020107:11, целевое использование - под здания и сооружения основного производства, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Московский район, ул.Чаадаева, д.1.

На указанном земельном участке расположен 91 объект (производственные здания, склады, сооружения, образующие в совокупности единый производственный комплекс, предназначенный для производства и испытаний авиационной техники), принадлежащий ОАО «Нижегородский авиастроительный завод» на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, планом приватизации Нижегородского государственного авиастроительного завода «Сокол», решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области от 30.06.1994 № 827, примерной схемой расположения зданий и сооружений.

29.10.2010 ОАО «НАЗ «Сокол» обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка примерной площадью 1 065 445 кв.м, на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.

В своем заявлении Общество указало, что испрашиваемый земельный участок не состоит на государственном учете, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 общей площадью 1 082 445 кв. м., на котором расположены три объекта гражданской обороны, находящиеся в федеральной собственности. Одновременно Общество просило выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Письмом от 06.12.2010  № АБ - 07/19763 Управление возвратило  ОАО «НАЗ «Сокол» заявление о заключении договора купли - продажи земельного участка и приложенные к нему документы.

Полагая, что у Управления отсутствовали основания для отказа в  рассмотрении по существу заявления о приобретении в собственность  земельного участка и возврата пакета документов без принятия соответствующего решения, ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и исходил из того, что Управление не доказало обоснованность и правомерность своего бездействия.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли - продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Таким образом, ОАО «НАЗ «Сокол» обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в ТУ Росимущества, как к уполномоченному юридическому лицу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.

Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.

В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 предусматривает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается в том числе кадастровый паспорт земельного участка.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).

Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с частью 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Суд первой инстанции установил, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости в количестве 91 единиц, принадлежащие ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы документами. Следовательно, реализация права Общества на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие юридическому лицу объекты недвижимого имущества, порождает у Управления обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований ОАО «НАЗ «Сокол».

Неотъемлемым этапом при предоставлении земельного участка в собственность является совершение органом государственной власти действий, направленных на формирование испрашиваемого земельного участка.

Поскольку в данном случае земельный участок является федеральной собственностью, Управление вправе и обязано самостоятельно изготовить, утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка либо согласовать такую схему. Такая позиция основана на системном толковании норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в федеральной собственности.