ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2011 года  Дело N А43-6120/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  30.09.2011.

Постановление в полном объеме изготовлено  06.10.2011.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2011

по делу № А43 - 6120/2011,

принятое судьей  Сандовой Е.М.

по заявлению открытого акционерного общества «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина» (707220 Нижегородская область, г.Арзамасс, ул.50 лет ВЛКСМ, д.8 - а; ИНН 5243001742, ОГРН 1025201334850) о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина» - Сухоруковой Е.В. по доверенности от 11.05.2011 № 16 сроком действии один год;

и установил:

открытое акционерное общество «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина» (далее - Общество, ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», Завод) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившихся в непринятии решения о разделении земельного участка площадью 96 461,30 кв.м, кадастровый номер 52:40:0303005:0010; непредставлении в собственность ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» земельных участков общей площадью 30 940,3 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:37 и общей площадью 23 863 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:38; а также в общую долевую собственность ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ООО Предприятие механизации «Кран», А.В.Патеяна земельного участка общей площадью 41 658 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:36,  расположенных по адресу: Нижегородская область г.Арзамас, ул.Калинина, д.68. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление принять решение о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0303005:0010 на три самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 52:40:0303005:36, 52:40:0303005:37, 52:40:0303005:38, а также предоставить в собственность Завода земельные участки общей площадью 30 940,3 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:37  и общей площадью 23 863 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:38, а также в общую долевую собственность Завода, ООО Предприятия механизации «Кран» и А.В.Патеяна земельный участок общей площадью 41 658 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:36.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью Предприятие механизации «Кран» и Патеян А.В.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2011  заявленные требования удовлетворены и оспариваемые действия ТУ Росимущества в Нижегородской области признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации. Одновременно суд возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества : суд обязал Управление в двухнедельный срок со дня вынесения решения принять решение о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0303005:0010 на три самостоятельных земельных участка с  кадастровыми номерами 52:40:0303005:36, 52:40:0303005:37, 52:40:0303005:38, а также предоставить в собственность Завода земельные участки общей площадью 30 940,3 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:37, общей площадью 23 863 кв.м с кадастровым номером и 52:40:0303005:38 и в общую долевую собственность Завода, ООО Предприятия механизации «Кран», А.В.Патеяна земельный участок общей площадью 41 658 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:36,  расположенные по адресу: Нижегородская область г.Арзамас, ул.Калинина, д.68, направив им проекты договоров купли - продажи указанных земельных участков вместе с предложением о заключении таких договоров.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебное заседание ТУ Росимущества, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в судебное заседание не направило.

Представитель ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

ООО Предприятие механизации «Кран» в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что согласно государственному акту серии А - I №435462 на право пользования землей, ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 96 461,30 кв.м, кадастровый номер 52:40:03 03 005:0010, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Калинина, д.68.

На указанном земельном участке расположены принадлежащие Заводу на праве собственности 24 объекта недвижимости.

Кроме того, на указанном земельном участке расположен один объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО Предприятие механизации «Кран» и 8 объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности гражданину А.В.Патеяну. Данное обстоятельство подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

06.05.2009  Завод, ООО Предприятия механизации «Кран» и А.В.Патеян, имея намерение приобрести в собственность земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества,  обратились в ТУ Росимущества с заявлениями о принятии решения о разделении земельного участка площадью 96 461,30 кв.м, кадастровый номер 52:40:0303005:0010 на три земельных участка и предоставлении их в собственность.

Письмом от 15.10.2009 № АБ - 07/12684 Управление выразило согласие на раздел указанного земельного участка, указав, что принятие решения о разделе возможно при предоставлении кадастровых паспортов образуемых земельных участков.

12.11.2009 вновь сформированные земельные участки общей площадью 41 658 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:36, общей площадью 30 940,3 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:37 и общей площадью 23 863 кв.м с кадастровым номером 52:40:0303005:38 поставлены на кадастровый учет; границы вновь образованных земельных участков согласованы всеми собственниками объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках.

После этого кадастровые паспорта на сформированные земельные участки Общество приобщило к ранее поданным заявлениям.

Письмом от 24.12.2009 № АБ - 07/17084 ТУ Росимущества сообщило Заводу о передаче его документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для получения поручения о разделении земельного участка.

14.01.2011 Управление осуществило внеплановые проверочные мероприятия земельного участка с кадастровым номером 52:40:0303005:0010, в результате которых установлено, что в предполагаемых границах выделяемого земельного участка иные объекты недвижимого имущества (кроме принадлежащих на праве собственности Заводу, ООО Предприятие механизации «Кран» и А.В.Патеяну) отсутствуют. Объекты функционируют по своему прямому назначению, границы вновь образуемых земельных участков согласованы всеми собственниками недвижимости, нарушений законодательства Российской Федерации при осмотре земельного участка не обнаружено.

Поскольку после этого ТУ Росимущества не приняло решения о разделении земельного участка и предоставлении в собственность земельных участков, ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и исходил из того, что Управление не доказало обоснованность и правомерность оспариваемых действий.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли - продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Таким образом, ОАО Арзамасский приборостроительный завод», ООО Предприятия механизации «Кран» и А.В.Патеян обратились с заявлениями о принятии решения о разделении земельного участка площадью  96 461,30 кв.м, кадастровый номер 52:40:0303005:0010 и предоставлении в собственность образованных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности, в ТУ Росимущества как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.

Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.

В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации вновь образованные земельные участки являются федеральной собственностью (поскольку выделены из земельного участка федеральной собственности), поставлены на кадастровый учет и могут являться объектом купли - продажи.

Согласно материалам дела Завод и иные собственники объектов недвижимости представили в уполномоченный орган все необходимые документы, которые позволяли Управлению принять решение по поданным заявлениям.

При этом на основании анализа полученных документов Управление фактически выразило свое согласие на раздел обозначенного земельного участка, однако в нарушение положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации до настоящего времени не приняло решения по данному вопросу.

ТУ Росимущества наделено полномочиями и обязано рассмотреть обращение ОАО Арзамасский приборостроительный завод», ООО Предприятия механизации «Кран» и А.В.Патеяна о разделении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на передачу образованных земельных участков в собственность владельцев недвижимого имущества.

Таким образом, действия (бездействие) Управления не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Завода, ООО Предприятия механизации «Кран» и А.В.Патеяна в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.