• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2011 года  Дело N А55-7445/2011

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазитовой Г.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 11 октября 2011 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "НЕОТРЕЙД", 445039, Самарская область, Тольятти, 40 лет Победы,118 - 79

От 25 апреля 2011 года

к Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, пл. Свободы, 4

о признании недействительным Постановления от 04.02.2011 г. № 340 - п/1 «Об отказе ООО "НЕОТРЕЙД" в размещении административного здания с кафе по ориентиру: г. Тольятти, Комсомольский район, севернее д. 30 по ул. Матросова»

при участии в заседании

от заявителя - не явились, извещены

от заинтересованного лица - представитель Рассказчикова А.Ю. (по доверенности от 24.12.10 г. № 8112/1)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НЕОТРЕЙД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти (далее - заинтересованное лицо) об отказе ООО "НЕОТРЕЙД" в размещении административного здания с кафе севернее здания, имеющего адрес: г. Тольятти, Комсомольский район, севернее д. 30 по ул. Матросова, принятое в форме Постановления мэрии г.о. Тольятти от 04.02.2011 года за № 340 - п/1 «Об отказе ООО "НЕОТРЕЙД" в размещении административного здания с кафе севернее дома, имеющего адрес: г. Тольятти, Комсомольский район, по ул. Матросова, д.30 полностью и обязании мэрии г.о. Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании ООО "НЕОТРЕЙД" места размещения административного здания с кафе севернее здания, имеющего адрес: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Матросова,30 (л.д. 103).

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве, указывая, что на запрашиваемый земельный участок было подано два заявления, что подтверждает необходимость проведения торгов.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

03.11.2009г. (исх.№198) ООО «НЕОТРЕЙД» (далее - заявитель) обратилось на имя мэра г.о. Тольятти А.Н. Пушкова с заявлением (вх. №6974 - вх/1) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания с кафе, общей площадью 1490 кв.м., площадью застройки 723 кв.м. с расположением по ориентиру: г. Тольятти, Комсомольский район, севернее д.30 ул. Матросова.

13.05.2010г. (исх.№38) ООО «НЕОТРЕЙД» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка для строительства административного здания с кафе (вх.№2308 от 13.03.2010г.). В ответ на данное заявление УАиГ мэрии г.о. Тольятти подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была утверждена постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.08.2010г. за №2262 - п/1.

21.12.2010г. (исх.№64) ООО «НЕОТРЕЙД» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка, представив акт выбора земельного участка, СЭЗ и доверенность.

Постановлением от 04.02.2011г. за №340 - п/1 мэрия г.о. Тольятти отказала «НЕОТРЕЙД» в размещении административного здания с кафе по ориентиру: г. Тольятти, Комсомольский район, севернее д.30 по ул. Матросова.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В обоснование отказа мэрия г.о. Тольятти (далее - заинтересованное лицо) указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж - 4 (Зона застройки многоквартирными жилыми домами 5 - 35 этажей) согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. № 1059, постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790 - п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах».

Суд считает данный отказ обоснованным, исходя из следующего:

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с п.1 Постановления Мэрии г.о. Тольятти принято Постановление от 24 декабря 2010 г. N 3790 - п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах» и установлено, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж - 1А, Ж - 1Б, Ж - 2, Ж - 3, Ж - 4, Ц - 1, Ц - 1А, Ц - 2, Ц - 3С, Ц - 3Т, Ц - 3М, Ц - 3Н, Р - 1, Р - 2, Р - 3, Р - 4, Р - 6, Р - 7, - установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059.

Пунктом 3, 4 Постановления № 3790 - 1/П определено, что настоящее Постановление вступает в силу с момента его опубликования, со дня вступления в силу настоящего Постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, не принимаются.

На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Первым этапом в данной процедуре является выбор земельного участка и принятие компетентным органом в порядке, установленном в статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть, минуя процедуру торгов.

Согласно части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

По смыслу норм статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении Акта выбора земельного участка, его последующего утверждения с одновременным принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, если имеются препятствия для предварительного согласования и выбора земельного участка, а отсутствие Акта само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 № ВАС - 16992/10 по делу № АОЗ - 3410/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А03 - 3410/2010.

Довод заявителя о придании мэрией городского округа Тольятти при принятии Постановления № 337 - п/1 от 04.02.2011 года обратной силы закону судом признается ошибочным.

Оспариваемое Постановление № 337 - п/1 принято 04.02.2011 года, в период действия Постановления № 3790 - п/1.

На момент принятия Постановления № 337 - п/1 в силу положений пункта 4 Постановления мэрии г.о. Тольятти № 3790 - п/1 решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, не принимаются.

Испрашиваемый участок заявителем согласно градостроительному зонированию расположен в территориальной зоне Ж - 4, соответственно в данном случае применяется пункт 4 Постановления № 3790 - п/1.

Постановление Мэрии г.о. Тольятти № 3790 - п/1 в установленном порядке не отменено, не признано недействительными не подлежащим применению, в связи с чем мэрия г.о. Тольятти обоснованно при принятии решения № 337 - п/1 учла положения Постановления № 3790 - п/1.

Издавая Постановление № 3790 - п/1 мэрия г.о. Тольятти реализовала право, предоставленное частью 1.2. статьи 30 ЗК РФ, органам местного самоуправления, то есть указанное постановление принято в пределах полномочий, предоставленных законом.

Согласно решения Центрального районного суда г. Тольятти от 08 апреля 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 года, согласно которым пункт 4 Постановления № 3790 - п/1 признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту.

Само по себе обращение общества в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не означает безусловно принятия решения о предварительном согласовании и как следствие принятие решения о предоставлении земельного участка.

Согласно части 6 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления вправе принять альтернативное решение по заявлению юридического лица: либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Учитывая, что принятие соответствующего решения по заявлению юридического лица является обязательным, мэрией г.о. Тольятти принято оспариваемое Постановление № 340 - п/1.

В соответствии со статьей 2 Земельного Кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).

Совокупное толкование норм Земельного Кодекса РФ, устанавливающих право органов местного самоуправления по установлению перечня случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах и принятого в развитие данной нормы Постановления мэрии г.о. Тольятти № 3790 - п/1 свидетельствует о том, что после вступления в законную силу постановления № 3790 - п/1 на территории г.о. Тольятти не осуществляется предварительное согласование размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1.

Учитывая, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право на определение перечня случаев, когда предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах, соответственно применение положений статей 30, 31 ЗК РФ должно осуществляться с учетом принятых муниципальных правовых актов.

Как указывалось судом выше, статьи 30,31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном, императивном оформлении Акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, а отсутствие Акта само по себе не свидетельствует о не проведении выбора земельного участка.

В данном случае, предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным в виду наличия ограничений, установленным муниципальным правовым актом, изданным в пределах полномочий Мэрии г.о. Тольятти.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах Постановление Мэри г.о. Тольятти № 340 - п/1 от 04.02.2011 не противоречит положениям земельного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, иные доводы заявителя, представленные в материалы дела, не могут являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.

Аналогичные обстоятельства установлены в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А55 - 8379/2011от 04.10.2011.

Судебные расходы распределяются в соответствие со статьей 110 АПК РФ, возлагаются на заявителя и оплачены им при подаче заявления.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "НЕОТРЕЙД" отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-7445/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 12 октября 2011

Поиск в тексте